В зарубежных исследованиях всё чаще обращается внимание на актуальные вопросы организации бизнес-образования с учетом наблюдаемых в мире трансформаций в экономических отношениях. Утверждается, что современные условия ведения бизнеса выдвигают новые требования к компетенциям менеджеров и в целом занятых в этой сфере.
I. В последние годы тенденции развития в мире бизнес-образования характеризуются следующими особенностями:
а) переход от стандартизированного к клиента-ориентированному образованию;
б) рост числа корпоративных и предпринимательских университетов;
в) укрепление социального партнерства по схеме «вуз-бизнес-государство»;
г) распространение международных стандартов аккредитации бизнес-программ;
д) активное использование бизнес-программ на веб-ресурсах.
При этом изучение показывает рост интереса к программам бизнес-образования по всему миру. К примеру, в 2022г. 70% бизнес-школ в США отметили рост заявок на программы MBA (магистерская степень бизнес-образования). Тенденция связана с тем, что в период экономической турбулентности, вызванной пандемией коронавируса, международные компании нуждались в квалифицированных специалистах, обучавшихся по этому направлению. По мнению экспертов международной образовательной организации Graduate Management Admission Council, интерес к программе MBA заметно усилился во время рецессии в 2007- 2009гг. В тот период управленцы также стремились получить больше практических навыков для антикризисного менеджмента. В развитых странах от 30% до 60% топ-менеджеров отдают предпочтение кандидатам с дипломом MBA, особенно если бизнес-образование получено области торговли, маркетинга или стратегического развития бизнеса. При этом, согласно оценкам специалистов, в последнее время, особенно в секторе малого бизнеса, стали часто обращаться к бизнес-аналитикам–к примеру, это практикуют49% компаний США.В этом контексте прогнозируется, что в ближайшей перспективе одной из преобладающих тенденций развития рынка бизнес-образования в мире станет обучение предпринимателей. ПО версии Bloomberg Businessweek, в 2021-2022 гг. мировыми лидерами среди бизнес-школ стали университеты: США (Стэнфорд, Гарвард, Дартмут); Европы (Международный швейцарский институт развития менеджмента, школа бизнеса в Испании и Италии); Канады (университет Куинс в Кингстоне, Монреальский университет); АТР (Шанхайский колледж, Гонконгский университет науки и технологии, Национальный университет Сингапура).В большинстве зарубежных стран бизнес-образование является отдельным сегментом системы образования. Действуют специальные ВУЗы по обучению бизнесу, маркетингу, менеджменту и т.д. Внедрен образовательный стандарт по программе MBA. В частности: –бизнес-образование в США доступно на разных академических уровнях: бакалавриат, магистратура, программы MBAи докторантура. Кроме того, действует более тысячи образовательных учреждений, предлагающих услуги бизнес-обучения. Программы MBA предлагают более 500 образовательных учреждений США. Ежегодное число выпускников составляет более 90 тыс. чел., что делает бизнес-образование вторым в США по популярности после обще академического. По статистике, более 60% менеджеров американских компаний имеют степень МВА. При этом основная особенность американского бизнес-образования состоит в том, что различным программам бизнес-школ могут учиться как выпускники школ, так и люди с высшим образованием и любой специализации; –на сегодняшний день в европейских странах насчитывается более 500 бизнес-школ. К примеру, в Австрии, Германии, Швейцарии функционируют 120 бизнес-школ и 150 разных программ МВА. Только в одной Великобритании число таких программ составляет около 170. Европейская модель бизнес-образования ориентирована на нужды компаний, которые предлагают выпускникам работу на позиции топ-менеджера. Продолжительность бизнес-обучения в Европе составляет около 10–15 месяцев, в то время как в США школы предлагают двухгодичные программы бизнес-образования. При этом европейские бизнес-школы сравнительно больше принимают иностранцев. К примеру, доля иностранных студентов в французских британских бизнес-школах составляет 75 и 85%; –по оценкам российских экспертов, объём рынка бизнес-образования России составляет порядка 360–400 млн. долл. Доля компаний, обучающих своих сотрудников с привлечением внешних специалистов, составляет 76%. Деятельность бизнес-школ на российском рынке бизнес-образования регулируется двумя профессиональными структурами: Российской ассоциацией бизнес-образования Национальным аккредитационным советом делового образования. Основными учебными заведениями по бизнес администрированию в РФ являются:
1)Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС;
2)Высшая школа менеджмента СПбГУ;
3)Московская международная школа бизнеса (МИРБИС);
4)бизнес-школа Интеграл (основана на базе Университета им. Плеханова);
В Казахстане действует Университет менеджмента Алматы (AlmaU), который способствовал активному развитию бизнес-образования в этой стране. В университете работают более 200 преподавателей, из них свыше 40 –действующие менеджеры и бизнес-консультанты. Университет имеет аккредитацию ведущих мировых организаций в бизнес-образовании, подтверждающих качество и соответствие программ МВА международным стандартам. Согласно данным, в 2022г. трудоустройство выпускников AlmaUв первые 6 месяцев после окончания учебы составляло 90%. В Узбекистане количество ВУЗов, в которых обучение так или иначе связано с ведением бизнеса, составляет 16. При этом специалисты по MBAв основном готовятся в трёх национальных ВУЗах –Ташкентском экономическом университете, Самаркандском государственном университете Самаркандском государственном архитектурно-строительном институте. Помимо этого, направление MBA имеется в Банковско-финансовой академии, Высшей школе бизнеса и предпринимательства (Вшиб), филиалах Сингапурского института развития менеджмента и Университета Вебстеров Ташкенте. Для сравнения. В городе Алматы (Казахстан) функционируют45 вузов, в которых около 15 бизнес-школ ведут подготовку по программам МВА и DBA. Сравнительно небольшое количество учебных заведений по подготовке специалистов MBA и ограниченная квота на прием влияет и на число выпускников. Согласно данным МВОНИ, общее число квот на 2022–2023гг. учебный год по направлению MBA составляет всего 40 чел. При этом период 2020–2022гг. ВШБиП окончили 102 выпускника с дипломом MBA (в 2021 г. –59, 2022г. –43). В целом, изучение опыта института бизнес-образования в мире указывает на необходимость дальнейшего и интенсивного развития данного сектора. Сегодня мировой экономике крайне необходимо формирование нового класса менеджеров и современные механизмы поддержки субъектов предпринимательства .Исходя из изложенного и учитывая рост потребности в высококвалифицированных специалистах для сферы бизнеса на фоне усиливающего турбулентного состояния мировой экономики, а также в целях дальнейшего развития в Узбекистане института бизнес-образования представляется целесообразным проработать следующие вопросы:-разработка новых концептуальных подходов к подготовке высококвалифицированных кадров в сфере бизнес-управления (маркетинг, бизнес-аналитика, стратегический бизнес-менеджмент, финансы),отвечающих изменениям современной мировой экономической конъюнктуры;-установление партнерских отношений с ведущими в мире университетами и бизнес-школами. Рассмотрение возможности открытия стране филиала одного из ведущих международных ВУЗов, специализирующегося обучению MBA;-проведение тематических исследований для последующего качественного консультирования субъектов предпринимательства; Реализация данных задач обеспечит подготовку национальных кадров (Топ-менеджеров), а также создаст условия для продвижения узбекистанского бизнес-образования и его активной интеграции в данный сегмент мирового образовательного пространства
Абдуллаев Закир Илхамович
Главный научный сотрудник