Вопросы консолидации, сплочения, единения всего общества независимо от их национальности во имя процветания нашей Родины всегда были актуальными и остаются востребованными и по сей день.

Идея сплочения всего нашего многонационального народа проходят красной нитью в положениях Основного закона.

Так, первые строки Конституции Республики Узбекистан, а именно её Преамбулы начинаются со слов «Мы, единый народ Узбекистана», что свидетельствует о роли и значении всего народа для государства, в том числе при принятии и провозглашении обновленной Конституции.

Справочно: положения Конституции раскрывают – Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности (ст 8).

Преамбула Конституции также свидетельствуют, что одной из целей принятия и провозглашения Конституции является обеспечение достойной жизни граждан, межнационального и межконфессионального согласия, благополучия и процветания многонационального родного Узбекистана.

В статьях 4, 8, 19, 35, 58, 60 Конституции РУз устанавливаются положения, подразумевающие равенство граждан вне зависимости от их пола, расы, национальности, языка, религии и вероисповедания; обеспечивается уважительное отношение к национальным и религиозным меньшинствам, создаются и поддерживаются условия для сохранения ими их культурных традиций, обычаев и культуры. Иными словами, данные нормы направлены на установление межнационального согласия и защиты от каких бы то ни было форм дискриминации.

Указанные благородные идеи были провозглашены с первых дней независимости нашей страны и реализуются в актах законодательства, стратегиях, программах действий Правительства, государственных органов, в каждодневной правоприменительной практике.

В частности, Закон «О свободе совести и религиозных организациях», УП «Об образовании комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан» (№УП-359 от 07 марта 1992 г.), УП «О мерах по дальнейшему совершенствованию межнациональных отношений и дружественных связей с зарубежными странами» (№УП-5046 от 19 мая 2017 г.), УП «Об утверждении концепции государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений» (№УП-5876 от 15 ноября 2019 г.) и т.д.

Также, нормы, устанавливающие равноправие граждан, содержатся в статьях отдельных нормативно-правовых актах, таких как Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс об административной ответственности, Закон «О государственном языке», Закон «Об образовании» и др.

Смысл и содержание этих норм направлены не только на обеспечение уважительного отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание благоприятных условий для их развития, но и запрещения различных форм дискриминации граждан и ущемления их законных прав и свобод.

Принятые акты законодательства создали все условия для мирного сосуществования представителей всех наций, народностей, обеспечения межнационального и межконфессионального согласия, толерантности в обществе, соблюдения прав и законных интересов каждого гражданина.

Мы сегодня можем с уверенностью сказать о том, что в стране в целях обеспечения межнационального и межконфессионального согласия, толерантности в обществе создана необходимая законодательная база в основу которой заложены базовые положения Всеобщей декларации прав человека, где провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26).

Этимологическое значение слова «толерантность» (лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. toleranz, фран. tolérance) означает терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, по отношению к особенностям различных народов, наций и религий, к веротерпимости (словарь Брокгауза и Ефрона).

В Преамбуле Устава ООН толерантность определяется как «Проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

Учитывая важность данного принципа повседневного человеческого жития еще в 2008 году в Париже был учрежден специальный орган – Европе́йский Сове́т по толера́нтности и примире́нию. Председатель Совета – бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр (до 2013 года – бывший президент Польши Александр Квасьневский).

Справочно: Основная цель ЕСТП состоит в мониторинге ситуации в сфере толерантности в Европе, выработке предложений и рекомендаций национальным правительствам и международным организациям по улучшению межрелигиозных и межэтнических отношений. Совет является одной из немногих международных организаций, ориентированных на борьбу с ксенофобией, антисемитизмом и расовой дискриминацией в современном мире.

Следует выделить отдельный международно-правовой документ – «Декларацию принципов терпимости» (резолюция 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.), принятой в целях утверждения идеалов толерантности в обществах, как необходимого условия мира, социально-экономического развития народов. Согласно этому документу, 16 ноября был провозглашен – «Международным днем толерантности».

Создание необходимых организационно-правовых предпосылок сохранения и приумножения указанных ценностей является одними из первостепенных задач прогрессивного развития общества и государства.

Государством на основе указанных международно-правовых документов предпринимаются меры, в том числе на законодательном уровне по недопущению ограничения их прав, возбуждения вражды и ненависти либо оскорбления религиозных чувств граждан.

В целях реализации принципов светского государства был принят профильный Закон «О свободе совести и религиозных организациях», в новой редакции (ЗРУ №699 от 5 июля 2021 г.), где для граждан страны гарантировано конституционное право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим не допускается.

В соответствии с данным законом при Комитете по делам религий (КПДР) был учрежден консультативный Совет по делам конфессий, на котором 16 зарегистрированных в стране религиозных групп, в том числе Свидетели Иеговы, могут разрабатывать для Комитета рекомендации по вопросам свободы вероисповедания и др.

В целях проведение эффективной идеологической борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом, широкую пропаганду национальной идеи среди всех наций и народностей, проживающих в нашей стране, усиление чувства уверенности в завтрашнем дне, укрепления атмосферы религиозной толерантности, межнационального согласия и взаимоуважения был создан Республиканский центр духовности и просветительства (ПП №3160 от 28 июля 2017 г.).

Был принят в новой редакции закон «Об образовании» (ЗРУ№637, от 23 сентября 2020 г.) направленный на всестороннее развитие молодого поколения на основе духовно-нравственных ценностей и мировоззрения.

Согласно нормам Закона, реализации принципов светского характера образования нашло отражение и в основных принципах образования, таких как недопустимость дискриминации в области образования, обеспечение равных возможностей для его получения, внедрение национальных и общечеловеческих ценностей в образование и воспитание, их гуманистический, демократический характер, общедоступность в пределах государственных образовательных стандартов и требований, светский характер системы образования и др.

Сегодня в республике созданы равные условия для представителей различных наций и этнических групп, исповедующих ислам, христианство, буддизм, иудаизм и другие религии.

Приверженцам каждой конфессии созданы все условия, позволяющие свободно и беспрепятственно исповедовать свою религию. Религиозные организации имеют право на владение территорией, издавать литературу, подготавливать своих религиозных служителей, организовывать паломничество в священные места.

В Республике Узбекистан проживают около 130 различных национальностей. Согласно данным Комитета по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами, в стране также действуют 138 национально-культурных центров, 14 из которых имеют статус республиканских (азербайджанский, армянский, еврейский, казахский, киргизский, немецкий, польский, русский, таджикский, турецкий, туркменский, уйгурский, украинский, а также ассоциация корейских культурных центров). Некоторые из данных центров были открыты еще в 1989 году, в частности, корейский, казахский, еврейский и армянский.

Деятельность Комитета направлена на содействие обеспечению межнационального согласия и толерантности в обществе, сохранение и развитие самобытных традиций, обычаев и обрядов различных национальностей, участие в научно-исследовательских работах по укреплению дружественных связей между нациями и народностями внутри страны и за ее пределами.

Национальные культурные центры и общества дают возможность национальным меньшинствам, проживающим в Республике Узбекистан, поддерживать связи со своей исторической родиной.

В рамках данной инициативы, государство позволяет оказывать национально-культурным центрам, сообществам и другим подобным ассоциациям, не запрещенных законодательством, получать финансовую поддержку и инвестиции из зарубежных стран.

Более того, Республика Узбекистан гарантирует их защиту и способствует их развитию, поскольку это дает возможность не только сохранить межнациональные связи без необходимости создания анклавов, но и укрепить связи с другими государствами мира.

Новый этап развития Узбекистана в этом направлении начался с реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах (УП №4947, принят 7 февраля 2017 г.) одним из приоритетных направлений которого (V-направление) посвящено обеспечению межнационального согласия и религиозной толерантности.

Актуальность данной темы была обозначена и в стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы (УП №60 от 28 января 2022 г., цель 74), которая также преследует:

– укрепление атмосферы межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе;

– дальнейшее совершенствование системы государственной поддержки национальных культурных центров;

– обеспечение последовательной реализации концепции государственной политики Республики Узбекистан в области межнациональных отношений;

– создание дополнительных благоприятных условий для молодежи разных национальностей, формирование осознания ею чувства гражданского долга, усиление патриотизма, повышение культуры межнационального общения, основанного на толерантности;

– принятие дополнительных мер государственной поддержки средств массовой информации, осуществляющих деятельность на иностранных языках, а также освещающих государственную политику в области межнациональных отношений;

– совершенствование деятельности обществ дружбы с целью развития дружественных связей с зарубежными странами.

Обозначенные вопросы нашли свое развитие и в Стратегии «Узбекистан – 2030» (утвержден Указом Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 года № УП-158). В частности, предусмотрено увеличение в 3 раза количества научно-популярных статей в сфере межнациональных отношений, доведение количества обществ дружбы до 60.

Согласно госпрограмме по реализации стратегии «Узбекистан – 2030» в «Год поддержки молодежи и бизнеса» предусмотрено развитие дружественных связей с представителями других национальностей проживающих за рубежом и нашей стране, а также доведение количества обществ дружбы до 42.

В рамках госпрограммы также планируется введение «Недели толерантности» во всех регионах, посвященной 16 ноябрю – «Международному дню толерантности», а также 30 июля 2024 г., в «День дружбы народов», планируется проведение фестиваля «Дружба».

С учетом изложенного следует отметить, что обеспечение межнационального и межконфессионального согласия, толерантности в обществе в рамках реализации положений Стратегии «Узбекистан – 2030» будет способствовать укреплению миру и стабильности в обществе и государстве в целом.

Д.Чиниев
Заведующий сектором Института законодательства и
правовой политики при Президенте Республики Узбекистан
доктор юридических наук