Более 80 процентов работающего населения нашей страны приходится на долю частного сектора. А вклад малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП Узбекистана составляет 52 процента. Эти цифры показывают, что данный сектор имеет огромное значение в развитии экономики и обеспечении занятости населения. Поэтому поддержке бизнеса и предпринимательства — одному из приоритетных направлений — уделяется пристальное внимание, а правовые и организационные основы отрасли совершенствуются с каждым годом.

Предусмотрены комплексные меры по поддержке бизнеса в Указе Президента «О Государственной программе по реализации Стратегии «Узбекистан — 2030» в «Год поддержки молодежи и бизнеса» от 21 февраля 2024-го.

Тот факт, что 98 пунктов стратегии направлены непосредственно на развитие отраслей экономики, свидетельствует о масштабности и последовательности работы в этом направлении. В документе предусмотрено дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности Узбекистана, укрепление экспортного потенциала национальной экономики, превращение страны в региональный IT-хаб путем развития цифровых технологий. Определены меры по быстрому развитию сектора услуг в регионах, обеспечению инфраструктурных проектов устойчивыми и долгосрочными источниками финансирования, ускорению реформ в банковской системе и увеличению объема рынка банковских услуг. Ряд дополнительных удобств и преференций предусмотрен по таким направлениям, как последовательный перевод монополистических производств на рыночные принципы, увеличение доли частного сектора в отрасли, создание более благоприятных условий для свободной деятельности предпринимателей.

В качестве одного из приоритетов развития экономики поставлена задача по дальнейшему повышению инвестиционного комфорта и привлекательности. В мае 2024 года в столице пройдут третий Ташкентский международный инвестиционный форум и Второе пленарное заседание Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Узбекистан. В целях привлечения иностранных инвестиций в соответствии с утвержденным планом намечается проведение ряда встреч с потенциальными компаниями из США, Японии, Великобритании, Канады, Германии и Швеции.

Кроме того, в течение текущего года планируется достичь договоренностей о привлечении в нашу экономику грантовых средств на миллиард долларов (подписание соглашений и меморандумов), создать 36 тысяч рабочих мест путем запуска 309 крупных производственных объектов и мощностей. С этой целью намечено разработать предварительные расчеты и соответствующие документы по 41 перспективному проекту и провести презентацию для иностранных инвесторов и международных финансовых институтов.

Проводится системная работа по стимулированию экспорта и всесторонней поддержке участников внешнеэкономической деятельности. В связи с чем рядом указов и постановлений главы государства установлены новые задачи и меры. Это сыграло важную роль в дальнейшем развитии отрасли. В данном процессе определяющее значение имеет Программа «Новый Узбекистан — страна конкурентоспособной продукции», которая является своеобразным стимулом для развития экспорта. В частности, в 2023 году республиканский экспорт (без учета специального) составил 16,2 миллиарда долларов, увеличившись на 104 процента. Сегодня принимаются соответствующие меры по расширению программы, доведению числа охваченных ею предприятий до 500.

В текущем году также уделяется особое внимание укреплению экспортного потенциала национальной экономики и увеличению объемов поставок за рубеж товаров и услуг. Для достижения этой цели предусмотрено выполнение ряда задач, таких как разработка и запуск программы «экспорт-акселератор» («от предпринимателя до экспортера»), вывод национальных брендов на зарубежные рынки на основе вышеупомянутой Программы «Новый Узбекистан — страна конкурентоспособной продукции». Благодаря внедрению новых международных стандартов на 822 предприятиях обозначены цели по увеличению объема готовой продукции и полуфабрикатов в составе экспорта, проведению переговоров с ответственными представителями зарубежных государств о смягчении сертификатов, пошлин и сборов на товары из Узбекистана.

Сфера услуг в нашей стране развивается высокими темпами и имеет большое значение в обеспечении занятости граждан. В текущем году работа в этом направлении расширится. В частности, в средних и крупных городах и районах с населением свыше 300 тысяч человек планируется продвижение современных услуг, а также создание десяти тысяч объектов, в том числе в сфере торговли. Свободные земельные участки будут проданы с аукциона для организации торгово-развлекательных услуг на оживленных улицах.

Растет роль туризма в социально-экономическом развитии страны. Эксперты отмечают, что 30 процентов доходов, получаемых от сферы, возвращается людям в качестве заработной платы. В промышленном секторе и не только это не превышает десяти процентов. Каждое новое рабочее место позволяет создать еще два в других отраслях.

В связи с этим особое значение придается созданию широкого спектра условий для совершенствования туризма (внешнего и внутреннего) как одного из основных условий обеспечения экономического развития. В 2024 году планируется довести число иностранных туристов до 10,5 млн, а экспорт соответствующих услуг — до 2,5 млрд долларов. В частности, экспорт медицинского и образовательного туризма увеличен до 200 млн долларов в год. При этом большое внимание уделяется активному продвижению туристского потенциала Узбекистана в зарубежных странах. Планируется создание в регионах четырех крупных кластеров (комплексов), действующих на базе кооперации услуг «туроператор — гостиница — транспорт — торговля и сервис», а также возведение 600 гостиниц, гостевых домов и хостелов.

Одновременно в рамках программы будут организованы новые маршруты, например, туристическое кольцо «Золотая долина», соединяющее районы и города Ферганской, Андижанской и Наманганской областей, «Кольцо крепостей» по Хорезму и Каракалпакстану. Такие меры по поддержке и развитию туристического сектора послужат расширению предпринимательских возможностей и подъему экономики.

Реформа кредитной политики банков также среди ключевых задач, предусмотренных Государственной программой. В частности, необходимо снизить процентную ставку коммерческих кредитов в банках на два-три процента, привлечь зеленые кредиты и внедрить ESG-принципы (Environmental, Social, Governance) в регулирование финансового рынка. В целях предотвращения и снижения риска касательно проблемных кредитов банкам предписано вносить изменения в кредитную политику, пересматривать критерии кредитования (экономическая обоснованность, долговая нагрузка и минимальные требования к обеспечению). В свою очередь снижение процентных ставок по кредитам в банках станет важным позитивным изменением для субъектов предпринимательства, позволяющим экономить свои средства и увеличивать доходы.

В рамках Госпрограммы установлен ряд мер по развитию промышленного сектора в регионах. В связи с этим необходимо подготовить предложения по новым инвестиционным проектам для привлечения иностранных и отечественных инвесторов (исходя из возможностей точек роста), сформировать перечень крупных, средних и малых проектов путем углубленного анализа существующего сырьевого потенциала и возможностей регионов, разработать бизнес-планы с привлечением консалтинговых компаний.

Кроме того, планируется предложить субъектам предпринимательства получить лицензию на право пользования участками недр месторождений драгоценных, цветных и редких металлов (всего не менее 200), реализуемых через онлайн-аукцион на основе прозрачных механизмов.

Таким образом меры, направленные на поддержку бизнеса и предпринимательства в рамках государственной программы, служат выводу бизнес-сектора на новый уровень, созданию рабочих мест и дальнейшему укреплению экономических связей с зарубежными странами. Все это способствует последовательному и ускоренному развитию экономики Узбекистана.

К.Жумаев
ведущий научный сотрудник сектора
законодательства в экономической сфере