В современном мире политические партии играют ключевую роль в развитии демократических государств. Они выступают инструментами выражения воли народа, формирования и реализации государственной политики, а также контроля за деятельностью органов власти
В Республике Узбекистан, как и во многих других государствах, политические партии являются важным фактором, определяющим курс развития страны.
Узбекистан готовится к важному политическому событию — выборам депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса и местные Кенгаши народных депутатов. Эти выборы имеют ключевое значение для продвижения демократических реформ и достижения стратегических целей развития как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу.
Принципы многопартийности, политического плюрализма, свободы мнений, открытости и прозрачности, а также терпимости продолжают укореняться в нашем обществе. Сегодня активность политических партий способствует демократическому развитию социума и обеспечивает разнообразие мнений и позиций по ключевым вопросам.
Политические партии активно участвуют в выборах, занимаясь агитационной деятельностью и представляя избирателям свои программы и планы развития. Это способствует повышению уровня политической культуры общества и укреплению доверия граждан к политической системе.
Благодаря участию политических партий в общественной жизни страны формируются стратегии и программы развития государства, которые отражают разные точки зрения и учитывают интересы всех слоев населения. Это способствует динамичному и сбалансированному развитию республики, помогает достигать стратегических целей в разных сферах.
Учитывая важную роль и значение политических партий в развитии страны в статье 74 Основного закона закреплено: «Политические партии выражают политическую волю различных социальных слоев и групп и через своих избранных демократическим путем представителей участвуют в формировании государственной власти».
Помимо этого, согласно Закону «О политических партиях», политические партии также вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои дела, цели и решения; участвовать через своих представителей в выборных государственных органах в подготовке соответствующих решений; вступать в союзы (блоки) с политическими партиями Республики Узбекистан, в договорные отношения с ними и другими общественными объединениями и не только (статья 12).
Следует подчеркнуть, что деятельность политических партий Узбекистана способствует достижению стратегических целей развития государства, предусмотренных Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Стратегией «Узбекистан — 2030».
В частности, Движение предпринимателей и деловых людей — Либерально-демократическая партия Узбекистана (УзЛиДеП) ставит перед собой следующие цели и задачи:
– обеспечить вхождение Узбекистана в 2050 году в число 50 развитых, конкурентоспособных демократических государств мира, с динамично и устойчиво развивающейся экономикой, сформированной мощной базой экономики знаний и информационного общества;
– довести до сознания широких слоев общественности либерально-демократические идеи и ценности, являющиеся политической платформой партии, проводить глубоко продуманную пропаганду, направленную на укрепление ее рядов;
– укреплять механизмы, делающие власть народа не номинальной, а реальной, обеспечивать действенность парламентского и общественного контроля;
– последовательно внедрять в жизнь принципиально новую либеральную модель социальной политики, основанную на сочетании идей социальных гарантий и личной ответственности.
Такая модель предусматривает внедрение минимальных социальных стандартов, адресную социальную поддержку уязвимых и нуждающихся слоев населения, формирование эффективной и действенной системы, обеспечивающей осуществление социальных программ, поддержание доходов, уровня жизни, трудоустройства и занятости населения, поддержку отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов в обществе, имплементацию приоритетов гендерной политики и устойчивого развития, ювенальной юстиции.
Основными целями Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» являются:
– обеспечение устойчивого национального развития, защита и продвижение национальных интересов, духовных ценностей, обычаев и традиций, сохранение и приумножение богатого исторического наследия, содействие развитию туризма в нашей стране;
– создание благоприятных условий для роста национального самосознания, формирование и укрепление в гражданах Республики Узбекистан чувства национальной гордости, преданности Родине и любви к ней;
– объединение в своих рядах патриотов своей страны, мобилизация их интеллектуального и творческого потенциала для служения Узбекистану и поднятия авторитета страны на международной арене;
– внесение существенного вклада в дело патриотического воспитания молодежи в духе уважения, любви и гордости за свою Родину, готовности в любых условиях беречь и отстаивать национальную независимость, ценности, традиции и обычаи народа, бороться против попыток ущемления его духовных потребностей и интересов.
Экологическая партия Узбекистана содействует реализации экологической политики государства, направленной на достижение устойчивого развития, обеспечение экологической безопасности и создание благоприятной окружающей среды для настоящего и будущих поколений, содействие тому, чтобы дело охраны окружающей среды и сохранения природных ресурсов стало делом государства, общества и каждого гражданина страны.
Программные цели Народно-демократической партии Узбекистана определены исходя из общенациональных интересов сохранения и укрепления независимости страны, обеспечения процветания Родины, утверждения в республике обстановки социальной стабильности, гражданского и межнационального согласия, достижения высокого благосостояния каждой семьи и всего народа.
Своей высшей целью партия считает формирование в Узбекистане социального демократического государства, отвечающего критериям справедливости, равенства и солидарности.
Ключевым приоритетом в достижении этой цели для Народно-демократической партии Узбекистана является повышение социальной эффективности осуществляемых экономических реформ. Главным ориентиром в реализации этого принципа является вывод Узбекистана за счет устойчивого экономического развития в среднесрочной перспективе в число государств с уровнем и качеством жизни населения, не ниже достигнутого в среднеразвитых странах.
Партия считает, что при определении путей достижения этой цели необходимо исходить из экономических интересов населения, в том числе нуждающегося в адресной социальной защите и поддержке со стороны государства и общества.
Социал-демократическая партия Узбекистана «Адолат» стремится, исходя из потребностей средней и нуждающейся категорий граждан, представить их политическую и социальную волю. Партия оказывает всемерную социальную поддержку малообеспеченным слоям населения, неукоснительно придерживаясь формирования принципов социальной справедливости, защищает их права и интересы. И считает, что построение сильного, свободного и справедливого гражданского общества, последовательное претворение в жизнь принципа народовластия на основе идеи «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу», развитие парламентаризма, поддержка современных институтов парламентской демократии, усиление роли представительных органов в системе государственной власти и управления являются важным направлением демократического обновления страны.
Представительные органы должны стать подлинной школой демократии, инициативной и решающей силой в реализации реформ. При этом должны установить парламентский и общественный контроль за обеспечением верховенства Конституции и законов в стране, а также контролировать их прямое действие.
Учитывая возрастающую роль политических партий в достижении стратегических целей общественного и государственного развития, государство стремится оказать всемерную помощь в их деятельности.
Глава государства подписал Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». Документ принят Законодательной палатой 11 июня 2024 года и одобрен Сенатом 22 июня 2024-го. Согласно изменениям, внесенным в Закон «О финансировании политических партий», ежегодный объем государственных средств, выделяемых на финансирование уставной деятельности политических партий в Узбекистане, увеличивается и теперь формируется в размере умножения 2,5 процента БРВ, определенного по состоянию на 1 сентября предыдущего года, в котором планируется выделение этих средств, на число граждан, включенных в список избирателей на последних выборах в Законодательную палату.
Эти изменения будут способствовать эффективной реализации политическими партиями своих уставных целей и программ; созданию более конкурентоспособной политической среды, где партии смогут активнее участвовать в выборах и представлять интересы разных групп населения; укреплению демократических процессов путем предоставления более равного доступа к ресурсам, что в свою очередь повышает качество выборов и уровень политической активности; улучшению программ по вовлечению граждан в политическую жизнь, что может повысить уровень осведомленности и активного участия общества в политических процессах.
В связи с этим уместно напомнить, что в Узбекистане используется смешанная избирательная система, которая сочетает мажоритарные и пропорциональные элементы.
Пропорциональная система — это избирательная система, в которой каждая партия получает в парламенте число мандатов, равное количеству отданных за нее голосов на выборах. От мажоритарной отличается тем, что предлагает избирателям голосовать не за конкретного кандидата, а фактически за саму партию. Преимущество пропорциональной системы заключается в том, что попасть в парламент могут не только крупные политические силы, победившие на выборах, но и небольшие партии.
Введение данной системы будет способствовать:
– повышению представительности. В мажоритарно-пропорциональной системе каждому избирателю дана возможность голосовать как за конкретного кандидата в своем округе, так и за партию в целом. Это обеспечивает лучшую представленность разных социальных групп и интересов в парламенте;
– снижению риска монополизации власти. При такой системе несколько партий могут участвовать в законодательном процессе, что предотвращает диктатуру одной партии и способствует более качественному принятию законов;
– повышению ответственности депутатов перед избирателями. Возможность голосовать за конкретного кандидата позволяет избирателям непосредственно влиять на его политику и деятельность в парламенте;
– стимулированию конкуренции между партиями и кандидатами. Наличие мажоритарного и пропорционального компонентов в системе выборов активизирует политическую конкуренцию и способствует развитию демократии.
Таким образом, эффективная деятельность разных политических партий способствует укреплению демократии, разностороннему развитию общества и государства, достижению устойчивого прогресса и стратегических целей.
Д.Чиниев
заведующим сектором анализа
в сфере общественно-политического развития