В настоящее время в Узбекистане более 40 тысяч электромобилей. Из них в прошлом году импортировано 25,7 тысячи. Это хороший показатель в нынешнюю эпоху, когда экология ухудшается, а защита окружающей среды становится все более актуальным вопросом. В свою очередь электромобили не производят никаких вредных выбросов, что является основной причиной их популярности. Однако другая сторона медали — утилизация аккумуляторов. И если не принять эффективных мер, это также может вызвать серьезную экологическую проблему.
По оценкам специалистов, средний срок эксплуатации электромобиля — восемь лет. К 2030 году автомобильные батареи мощностью 100-120 ГВт/ч выходят из строя. В Узбекистане ежегодно образуется более 140 тысяч тонн электронных отходов (в среднем около пяти килограммов на душу населения), которые в основном формируются за счет батареек и аккумуляторов.
Говорят, практически все детали электромобилей направляются на переработку. Однако известно, что в 2023 году переработаны только три процента аккумуляторов по всему миру. А ведь количество таких автомобилей увеличивается с каждым днем. Поэтому инвестиции в сферу, утилизация электронного мусора станут и жизненной необходимостью, и обязанностью.
Одна из больших трудностей в процессе переработки аккумуляторов электромобилей на сегодня — чрезмерная потребность в энергии. Также стоит отметить, что пока в мире не существует единой практики утилизации батарей. При этом наблюдается и нехватка необходимого сырья для аккумуляторов.
Китай является лидером по их переработке (около 70 процентов). Правительство КНР внимательно следит за обязательствами производителей в данном сегменте. В европейских странах и США этот показатель не превышает пяти процентов.
Актуальна и утилизация аккумуляторов автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. В настоящее время в нашей стране зарегистрировано более 4,2 миллиона авто, которые оснащены тремя типами устройств для накопления энергии. Учитывая это, целесообразно изучить зарубежный опыт по утилизации и переработке электронных батарей, создать специализированные предприятия и с этой целью провести специальные научные экологические исследования, а также оперативно подготовить проекты нормативно-правовых документов, регулирующих работу в данном направлении.
Узбекистан имеет уникальный опыт в автомобилестроении. Отрасль развивается, интенсивно ведется производство гибридных и электромобилей, а также их комплектующих.
По оценке специалистов, из-за сопутствующих факторов к 2035 году в нашей стране образуется около 10 тысяч тонн электронных отходов. Это ставит перед государством ряд стратегических задач.
Т.Дауров
юрисконсульт Института
законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан