Усиливающееся глобальное изменение климата ежегодно наносит значительный ущерб, как мировой экономике, так и перспективам развития каждой страны.
С начала 70 г. прошлого века мир всё чаще сталкивается с рекордными волнами жары, наводнениями и засухами, которые подрывают экономическое развитие, наносят существенный урон сельскому хозяйству и инфраструктуре.
Эксперты полагают, что за последние десять лет прямой ущерб от климатических катастроф составил более 2 трлн. долларов США в год , что эквивалентно 0,4% мирового ВВП.
Только в 2025 г. экстремальные погодные катаклизмы, привели к совокупным экономическим потерям более 120 млрд. долл.
Ущерб от пожаров в Калифорнии составил свыше 60 млрд.долл., циклоны и наводнения в Юго-восточной Азии привели к ущербу свыше 25 млрд.долл., наводнения в Китае нанесли ущерб в размере свыше 11,7 млрд.долл.
Потери европейских стран от климатических изменений оцениваются в 43 млрд евро.
В отдельных странах катастрофы могут уничтожать значительную часть экономики. Так только один ураган «Мелисса» в Ямайке нанёс ущерб, равный 41% ВВП страны.
К 2030 году прогнозируются ,что ежегодно потери более 2 трлн долларов будут вызваны из-за невозможности выполнения работ при экстремально высоких температурах.
Исследования Potsdam Institute 2024г. прогнозируют ежегодные потери мировой экономики в диапазоне от 19 до 59 трлн.долл., что приведёт к снижению глобального дохода на 19%.
При этом указываются, что развивающиеся страны пострадают сильнее. Потери от климатических изменений в них будут в 3–6 раз выше на душу населения по сравнению с богатыми странами.
Что касается Узбекистана за последние десятилетия по сравнению со среднемировым показателем температура выросла почти в три раза, при этом в регионе Аральского моря рост составил до 2,5°C.
Авторы Атласа изменений окружающей среды Республики Узбекистан отмечают, что засухи стали более частыми: в период с 2019 по 2024 год было зарегистрировано шесть засушливых лет. Предварительные исследования показывают, что в Узбекистане стихийные бедствия ежегодно приводят к убыткам в среднем в размере 92 млн.долл.
В этой связи адаптация к глобальному изменению климата определена как один из стратегических приоритетов развития Нового Узбекистана.
Это отражено в ключевых национальных документах и заявлениях руководства страны. Президент Шавкат Мирзиёев в выступлении на COP28 в 2023 г. и др. климатических форумах неоднократно подчёркивал, что переход к «зелёной» экономике, достижение углеродной нейтральности и адаптация к изменению климата являются приоритетной стратегической задачей Нового Узбекистана.
В Стратегии «Узбекистан – 2030» значительное внимание было уделено экологии, охране окружающей среды, предотвращению негативных последствий изменения климата и адаптации экономики к ним. Среди 100 целей стратегии — широкое внедрение «зелёных» технологий, реформы в сфере окружающей среды, адаптация к климатическим рискам, включая водосбережение и озеленение.
Государственная программа по реализации Стратегии «Узбекистан – 2030» на 2025 г. включала непосредственные меры по адаптации к изменению климата, трансферу «зелёных» технологий, устойчивому финансированию проектов «зелёной» экономики и публикацию обновлённого национально определяемого вклада с учётом адаптации.
В 2024 г. создан Климатический совет при Президенте, началась разработка Национальной стратегии по смягчению последствий изменения климата и адаптации к нему.
Узбекистан при поддержке ООН и Зеленого климатического фонда разрабатывает Национальный план адаптации, фокусируясь на таких уязвимых секторах как сельское хозяйство, водные ресурсы, здоровье, а также зоны Приаралья.
Учитывая трансграничный характер проблемы, а также то, что климатические изменения провоцируют масштабные миграционные процессы на 80 сессии Генеральной ассамблеи ООН 23 сентября 2025г. Президентом страны инициировано принятие Глобального пакта о широком международном партнёрстве и проведении скоординированной политики в сфере регулирования климатической миграции.
Актуальность указанной инициативы подтверждается исследованиями Всемирного банка 2021 г., где в отчёте Groundswell сделан прогноз, что к 2050 г.только в шести регионах мира 216 млн человек могут стать внутренними климатическими мигрантами.
Межправительственная группа экспертов по изменению климата прогнозирует, что к 2050 году более миллиарда человек в мире могут подвергнуться воздействию климатических опасностей, характерных для прибрежных районов.
К 2050 году численность внутренних «климатических» мигрантов в странах Африки к югу от Сахары может достичь 86 млн, в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе – 49 млн, в Южной Азии – 40 млн, в Северной Африке – 19 млн, в Латинской Америке – 17 млн, а в Восточной Европе и Центральной Азии – 5.1 млн. из которых до 2,4 миллиона будут приходиться на Центральноазиатский регион.
В послании Президента страны Олий Мажлису и народу Узбекистана 26.12.2025г. вопросы адаптации к изменению климата также были обозначены в качестве стратегического приоритета современного развития Нового Узбекистана.
В качестве пятого приоритетного направления развития страны Глава государства обозначил обеспечение экологического равновесия, «зеленая» энергия и рациональное использование водных ресурсов.
Отмечено, что в следующем году в Самарканде запланировано проведение очередной ассамблеи Глобального экологического фонда и Центральноазиатской международной эковыставки которые создадут хорошую возможность поиска партнеров для отраслей, регионов и бизнеса, совместного начала новых экопроектов.
В качестве первоочередных мер обозначеных в послании: перенос за пределы столицы объектов загрязнения воздуха,
налаживание централизованного отопления,
внедрение системы экологических стикеров для автомобилей,
развитие экологически чистого общественного транспорта,
реализация пятилетней программы по увеличению количества экологических автомобилей,
создание в Сурхандарье и Сырдарье зелёных пространств,
высадку деревьев и кустарников в Каракалпакстане, Хорезме, Бухаре, Навои и высохшем дне Арала,
создание во всех городах ботанических садов и дендропарков,
Учреждение в каждом регионе «зеленых» техникумов по подготовке экологических менеджеров,
расширение деятельности Центральноазиатского зеленного университета и др.
В целом в сферу экологии в 2026 году планируется направить 1 триллион 900 миллиардов сумов.
Как видно необходимость существенной коррекции государственной политики в нынешних сложных геополитических условиях, а также имеющиеся проблемы в сфере глобального изменения климата требуют от нашей страны принятия незамедлительных, системных и всеобъемлющих мер по обеспечению устойчивого экономического роста страны в долгосрочной перспективе.
Указанные инициативы явились основанием к существенному обновлению подходов определенных в стратегии «Узбекистан-2030».
На основе вышеуказанных инициатив Президента крайне востребованным является существенное изменение политики в сфере адаптации страны к глобальному изменению климата.
Отметим, что в обновлённой стратегии развития Узбекистана к 2030г. предполагается решение широкого круга проблем, в числе которых:
широкое внедрение «зелёных» технологий, реформы в сфере окружающей среды, адаптация к климатическим рискам, включая водосбережение и озеленение;
предотвращение климатической миграции и решение острого дефицита водных ресурсов, переход к «зелёной экономике» с увеличением доли возобновляемых источников энергии до 40–54%;
сокращение интенсивности выбросов парниковых газов на 35% к 2030 году от уровня 2010 г., повышение эффективности водопользования на 25%, внедрение водосберегающих технологий на площади до 4,2 млн га;
бетонирование магистральных и межхозяйственных каналов до 46% (13,1 тыс. км) для снижения потерь при транспортировке;
передача 2012 объектов водного хозяйства в управление на основе ГЧП и автоматизация минимум 100 крупных объектов;
существенное повышение уровня продуктивности и рентабельности в сельском хозяйстве и доведение среднего дохода с одного гектара до 5 тысяч долларов;
коренное улучшение экологической ситуации в республике, устранение экологических проблем, влияющих на жизнь человека;
расширение площади лесов, стабилизация экологической ситуации в Приаралье, увеличение доли городских зелёных насаждений до 30% и снижение загрязнения атмосферы на 10,5%;
создание защитных лесонасаждений на общей площади 600 тысяч гектаров, расширение общенационального проекта «Яшил макон» с ежегодной высадкой 200 млн саженцев и доведением уровня озеленения республики до 30%;
предупреждение чрезвычайных ситуаций и бедствий, связанных с глобальным изменением климата и представляющих угрозу жизни населения, совершенствование системы раннего предупреждения о опасных гидрометеорологических явлениях (до 100%);
повышение культуры рационального использования воды и эффективности водопотребления и др.
Нет сомнений, что обновление стратегии «Узбекистан-2030» способствует выработке комплексной программы адаптации страны к изменению климата, минимизирует риски вынужденной климатической миграции, способствует восстановлению деградированных земель и улучшение условий жизни граждан как в центре так и в наиболее уязвимых регионах страны.
Исмаилов Б.И.
Заведующий сектором Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан, д.ю.н., профессор
