Для правового государства самым опасным врагом является коррупция. Согласно статистическим данным Всемирного банка, ежегодный ущерб, наносимый коррупционными схемами мировой экономике, составляет более 2,6 триллиона долларов. А это свыше пяти процентов мирового ВВП! Борьба с коррупцией — не просто задача по пресечению преступлений, а жизненно важная мера по предотвращению колоссального экономического ущерба.

Организация Объединенных Наций включила сокращение масштабов коррупции и взяточничества во всех проявлениях в число приоритетных задач Цели 16 ЦУР.

В нашей стране коррупция также оказывает негативное влияние на экономику. По данным Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, ущерб от должностных преступлений в 2024 году составил 3,61 трлн сумов (около 278,5 млн долларов), что в 2,3 раза больше, чем в 2023-м.

Количество лиц, привлеченных к ответственности за взяточничество, увеличилось в 1,5 раза. Поэтому противодействие коррупции, особенно ее новым проявлениям, — первостепенная задача для Узбекистана.

Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев на заседании Национального совета по противодействию коррупции в марте текущего года отметил важность противодействия современным вызовам и угрозам, связанным с коррупцией. В качестве одной из ключевых инициатив, выдвинутых главой государства, стала борьба с новой ее формой — киберкоррупцией.

Что такое коррупция?

Это относительно новая форма коррупции. Совершается с использованием современных цифровых технологий, а в качестве предмета взятки выступают, как правило, криптоактивы. Иными словами, получение взятки в виде «нестандартных ценностей», таких как криптовалюты, токены или иные блага в виртуальном пространстве, может быть квалифицировано как киберкоррупция. Очевидно, что выявление подобных преступлений сопряжено со значительно большими трудностями, нежели обнаружение традиционных форм коррупции.

Почему важно этому противодействовать?

Коррупция постоянно эволюционирует, принимая новые формы. Повсеместная цифровизация и активное внедрение современных технологий создают благоприятную почву для адаптации коррупции к новым условиям. Уже зафиксированы новые случаи преступлений с использованием технологии блокчейн, где предметом взятки становятся криптоактивы и иные виртуальные блага. По оценкам экспертов, объем незаконного оборота криптоактивов в мире, используемых для отмывания денег и коррупционных целей, превышает 40 миллиардов долларов. В Китае в прошлом году были возбуждены уголовные дела в отношении более чем 3000 лиц, обвиняемых в отмывании денежных средств с использованием криптоактивов.

В Узбекистане крипторынок находится в фазе активного роста. На сегодня в стране функционируют 11 криптомагазинов, 5 криптодепозитариев и 2 криптовалютные биржи. В период с 2019 по 2024 год в Государственный бюджет поступило более 56,5 млрд сумов от провайдеров, оказывающих услуги в сфере оборота криптоактивов.

Национальная блокчейн-сеть Token.uz менее чем за год с момента запуска обработала 412,8 тысячи транзакций, принеся прибыль в размере 428,5 млн сумов. Выручка от проекта Uzinfocom по использованию NFT на базе блокчейна для подтверждения прав на доменные имена с момента его запуска составила свыше 29 млн сумов. Эти цифры свидетельствуют о значительном потенциале крипторынка, который может быть использован и в преступных целях. Таким образом, противодействие киберкоррупции — важнейшая задача, направленная на обеспечение законности оборота криптоактивов.

Основные направления противодействия.

Ключевыми направлениями в борьбе с киберкоррупцией в Узбекистане должны стать следующие меры.

Первое – укрепление правовой базы противодействия киберкоррупции. В настоящее время вопросам противодействия коррупции посвящены 5 законов, 13 указов и постановлений Президента Республики Узбекистан.

Кроме того, сформирована законодательная база в области оборота криптоактивов. Однако понятие киберкоррупции и основные механизмы борьбы с ней до сих пор не урегулированы на законодательном уровне. Поэтому необходимо законодательно закрепить понятие «киберкоррупция», определить основные меры по ее предотвращению и противодействию ей, а также четко разграничить полномочия представителей государственных органов в данной сфере.

По мнению ряда экспертов, наряду с Агентством по противодействию коррупции Республики Узбекистан и правоохранительными органами в категорию уполномоченных органов следует включить Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан (НАПП). Данное госучреждение выступает в качестве уполномоченного органа, отвечающего за регулирование, лицензирование, осуществление разрешительных процедур в сферах оборота криптоактивов, рынка капитала, страхования, электронной коммерции, организации лотерей и букмекерской деятельности.

Кроме того, в законодательстве следует конкретизировать ответственность за киберкоррупцию, установив основания для привлечения к ответственности и определенные меры наказания.

Второе — принятие необходимых технических мер по противодействию незаконному обороту криптоактивов. Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются правоохранительные и судебные органы во всем мире при расследовании преступлений, связанных с оборотом криптоактивов, является высокая степень латентности совершаемых деяний и сложность отслеживания транзакций. Согласно статистическим данным, объем украденных криптоактивов в 2024 году составил 2,2 млрд долларов. В связи с этим крайне важны создание и эксплуатация специализированного программного обеспечения, необходимого для противодействия незаконному обороту криптоактивов. Из удачных примеров – Подразделение по борьбе с финансовыми преступлениями T3 (T3 FCU), созданное платформами TRON, Tether и TRM Labs. C момента запуска (август 2024 года) эта инициатива в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами способствовала замораживанию незаконных активов более чем на 126 млн долларов.

В Узбекистане в качестве успешной инициативы можно привести проект компании Heemera, специализирующейся на блокчейн- аналитике и расследованиях. Ее деятельность направлена на борьбу с мошенничеством и кражами в сфере криптоактивов. За время своей работы организация обработала более 60 заявок. В результате заблокировала и вернула законным владельцам активы на общую сумму 2,9 млрд сумов.

Третье – формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции, повышение правосознания граждан. Любые меры по противодействию коррупции могут быть эффективными лишь при условии консолидации усилий всего общества. Крайне важно, чтобы граждане и институты гражданского общества принимали активное участие в формировании кибергигиены, особенно среди молодежи. Необходимо понимать, что каждый человек может внести свой вклад в борьбу с коррупцией, сообщая о ставших ему известными фактах коррупции в уполномоченные органы. Для этого нужно создать эффективный механизм обратной связи между государственными органами и населением. Следует также указать на важность открытости и транспарентности. Необходимо освещать проблемы киберкоррупции в СМИ, оказывать поддержку образовательных программ и кампаний, направленных на повышение осведомленности, формировать культуру честности и нулевой терпимости к коррупции.

Важно отметить, что именно путем системного подхода следует осуществлять меры по противодействию киберкоррупции. При этом шаги, предпринимаемые государством, должны быть соразмерными и эффективными, а в процесс борьбы – вовлечена широкая общественность. Только так возможно сформировать в социуме нетерпимое отношение ко всем формам и видам коррупции, включая киберкоррупцию, и добиться желаемых результатов в обозримом будущем.

А.К.Расулев
Ученый секретарь Института
законодательства и правовой политики

при Президенте Республики Узбекистан