В Узбекистане ежегодные государственные программы стали важным инструментом краткосрочного планирования, направленным на достижение стратегических целей. Эти программные документы охватывают широкий спектр областей, включая экономическое развитие, социальные реформы, инфраструктурные проекты и улучшение условий жизни граждан.
Благодаря такому подходу обеспечивается координация между разными ведомствами и уровнями власти. Это позволяет эффективно распределять ресурсы и контролировать выполнение поставленных задач. Кроме того, государственные программы способствуют прозрачности и подотчетности, что усиливает доверие общества к органам власти и позволяет оперативно реагировать на вызовы и возможности. По конкретным показателям можно не только отслеживать ход реализации поставленных задач, но и оценивать их результативность с помощью мер общественного контроля.
Следуя данной практике, 21 февраля этого года Указом Президента принята Государственная программа по реализации Стратегии «Узбекистан — 2030» в «Год поддержки молодежи и бизнеса».
Особо следует отметить, что Государственная программа разработана на основе предложений общественности и народа. Основные ее цели — дальнейшее повышение уровня жизни населения, приведение качества образования в соответствие с передовыми международными стандартами, достижение устойчивого экономического роста, сокращение бедности.
Программа включает пять приоритетных направлений и 294 пункта по их реализации, охватывающие сотни конкретных задач и мероприятий, затрагивающие практически все сферы (политико-правовую, социально-экономическую и иные) развития страны.
Программа предусматривает выделение средств на запуск 309 крупных проектов стоимостью 18 млрд долларов, направление в отрасли экономики 275 трлн сумов кредитных ресурсов. При этом указанные меры будут осуществлены на основе прямой финансовой поддержки государства.
Следует отметить расширение мер и по внедрению модели сервисного государства. Запланировано существенное увеличение перечня государственных услуг, в том числе оказываемых дистанционно, а также принятие мер по усилению прозрачности, быстрому и качественному обслуживанию населения.
Госпрограмма предусматривает принятие мер по поэтапному переходу к модели устойчивого развития на основе мировых стандартов. Среди прочего это интеграция принципов экологической безопасности, социальной справедливости и экономической эффективности во все аспекты национальной экономики и общественной жизни. Запланировано создание благоприятных условий для развития инноваций и технологического прогресса, что включает улучшение инвестиционного климата, поддержку стартапов, малого и среднего бизнеса, а также развитие инфраструктуры для научных исследований и разработок.
Отдельным направлением Госпрограммы определено укрепление социальной защиты и поддержка уязвимых слоев населения. Документ предусматривает расширение социальных гарантий, улучшение условий труда, повышение уровня жизни через создание рабочих мест и обеспечение доступности качественных образовательных, медицинских и социальных услуг. Запланированы меры по развитию человеческого капитала и улучшению качества жизни.
Предусматривается усиление мер по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения, в том числе посредством повышения пенсий и пособий, что обеспечит улучшение условий жизни более чем для миллиона граждан. Планируется развитие программ социального жилья, предусматривающих строительство доступных квартир, что позволит существенно снизить дефицит жилья и улучшить жилищные условия для многих граждан в нашей стране.
Параллельно правительство акцентирует внимание на экологической устойчивости и переходе к зеленой экономике. Для этого утверждены порядок организации оборота сертификатов зеленой энергии и реализации проектов по международной торговле парниковыми газами, поэтапное внедрение современной системы мониторинга, отчетности и верификации в области изменения климата. К концу года также запустят шесть крупных солнечных электростанций общей мощностью 2700 МВт в Ташкентской, Кашкадарьинской, Бухарской, Наманганской и Навоийской областях с участием зарубежных инвесторов.
В целях ускорения перехода к экологически чистым источникам энергии планируется инвестировать в проекты, связанные с ветровой и биоэнергетикой, что позволит диверсифицировать энергетический портфель страны и уменьшить ее зависимость от ископаемых видов топлива. Таким образом, принимаемые меры по переходу к зеленой экономике и увеличению доли возобновляемых источников энергии не только способствуют достижению экологической устойчивости, но и открывают новые перспективы для экономического развития и повышения качества жизни населения Узбекистана.
Конкретные меры определены в сфере цифровых технологий и информационной безопасности. С учетом важности этих областей в современном мире предусмотрено внедрение образовательных программ, фокусирующихся на развитии компетенций в области программирования, кибербезопасности и цифровой грамотности. Это обеспечит подготовку квалифицированных специалистов, способных эффективно работать в условиях цифровой экономики и обеспечивать безопасность информационных систем.
Как и любой нормативно-правовой акт, Государственная программа нуждается в механизме контроля за процессом ее реализации. Парламент страны и местные представительные органы с выездом на места изучают исполнение документа, заслушивают отчеты руководителей государственных органов.
Для информирования общественности необходимо обеспечить и подготовку аналитических обзоров, посвященных итогам реализации программы, их публикацию на иностранных языках и широкое распространение. Контроль за эффективной организацией исполнения документа возлагается на определенных должностных лиц.
Таким образом, Государственная программа становится ключевым механизмом для трансформации и модернизации Узбекистана с акцентом на устойчивом развитии, инновациях и социальной ответственности. Важный документ отражает амбициозные планы и задачи, которые направлены на улучшение качества жизни, развитие человеческого капитала и поддержку экологически устойчивой экономики. Его успешная реализация потребует не только финансовых и административных ресурсов, но и открытости к адаптации в ответ на меняющиеся условия и вызовы. Регулярный мониторинг и оценка достигнутых результатов наряду с диалогом с общественностью станут ключом к успешной адаптации и эффективному исполнению документа.
В целом Государственная программа выступает как очередной этап на пути достижения долгосрочных целей Стратегии «Узбекистан — 2030», обеспечивая комплексный подход к развитию страны. Это демонстрирует приверженность нашей республики принципам устойчивого развития, инновационного роста и социальной ответственности, стремления к созданию благоприятных условий для жизни граждан.
И.Тультеев
С.Мирзокаримов
сотрудники сектора анализа эффективности
конституционного строительства и государственного управления