Обновленная Конституция задала новый вектор развития страны как основы для достижения экономических показателей и высокого уровня благополучия граждан.
Конституционное признание человека, его жизни, свободы, чести и достоинства в качестве высшей ценности предопределяет проведение реформ, направленных на обеспечение благополучной жизни граждан. Достижение этой цели непосредственно связано с экономическим развитием страны.
На прошедшем 29 марта совещании по вопросам стабильного развития и повышения конкурентоспособности отраслей экономики было подчеркнуто, что благодаря реализации приоритетных направлений, определенных главой государства, в том числе мерам по трансформации крупных предприятий, задействованию точек роста регионов, обеспечению занятости населения возрастает экономическая активность в сферах и отраслях.
Также отмечено, что в условиях растущей конкуренции на внешнем рынке требуется завершить в 2024 году основные процессы построения фундамента рыночной экономики и обеспечить ее выход на качественно новый уровень, повысить финансовую независимость и стабильность предприятий.
Глава государства акцентировал внимание на вопросе стабильности цен на внутреннем рынке, подчеркнул необходимость расширения локализации потребительских товаров, содействия предприятиям в увеличении производственных мощностей.
Обсужденные на совещании вопросы экономического развития страны являются реализацией конституционных основ в обеспечении единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансовых средств.
Государство как гарант берет на себя обязательство по созданию единой инфраструктуры и проведению единой налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики, обеспечивающей свободное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансовых средств. Это приведет к унификации законодательства в сферах экономики, торговли и других направлениях с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта лучших мировых законодательных практик.
Ряд норм национального законодательства унифицирован положениями, предусмотренными соглашениями Всемирной торговой организации (ВТО) в целях выполнения условий вступления государства в ВТО.
Одними из важнейших конституционных положений являются обязательства государства по созданию социальных, экономических, правовых и других условий для полноценного развития семьи, обеспечение защиты политических, экономических, социальных, культурных экологических прав молодежи. Также одним из основных направлений государственной политики выступает поддержка соотечественников за рубежом.
Конституционная норма о получении адекватного вознаграждения за труд – важный социально-экономический критерий справедливости для каждого работника. Отдельного внимания заслуживает нововведение об обеспечении защиты экономических интересов собственника, лишенного своего жилища, на получение компенсации, соответствующей стоимости жилья и понесенных им убытков.
На уровне парламента оптимизированы контрольные полномочия Сената путем исключения отдельных его форм с закреплением их в качестве исключительных полномочий Законодательной палаты.
Значительно расширены полномочия и функции правительства, его ответственность за решение стоящих перед ним задач в области обеспечения устойчивого экономического роста, макроэкономической стабильности, создания благоприятного инвестиционного климата, достойных условий жизни населения, сокращения бедности.
На правительство возложены задачи по обеспечению открытости и прозрачности, законности и эффективности в работе органов исполнительной власти, повышению качества и доступности госуслуг, эффективному функционированию системы соцзащиты, поддержке институтов гражданского общества.
Отдельного внимания заслуживает определение полномочий хокимов всех уровней. В том числе реализация мер, направленных на обеспечение экономического, социального, культурного и экологического развития территорий, формирование и исполнение местного бюджета.
Программным документом в сфере экономического развития страны является Стратегия «Узбекистан-2030». Важность обеспечения благосостояния населения путем устойчивого экономического роста зависит от конкретных целей документа. Предусмотрено повышение объема экономики в два раза и вхождение в ряд государств с доходами выше среднего. Следует обеспечить фискальную стабильность и эффективное управление государственными обязательствами. В числе задач рациональное использование местной сырьевой базы и развитие основанной на передовых технологиях промышленности. Намечено наращивание драйверных отраслей промышленности и полное задействование потенциала регионов, дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности страны и ускоренное развитие рынка ценных бумаг. Важно продолжать реформы в банковской системе, увеличивать объем рынка банковских услуг и развивать конкуренцию в сфере.
Ключевое значение имеет переход к зеленой экономике, кардинальное повышение показателей использование возобновляемой энергии. Предусмотрено углубление интеграции Республики Узбекистан в глобальные транспортно-логистические сети и повышение потенциала национальной транспортной системы, резкое увеличение уровня урожайности и рентабельности в сельском хозяйстве, усиление экспортного потенциала национальной экономики и кардинальное увеличение в ее составе доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Будет продолжен последовательный перевод монопольных сфер на рыночные принципы. Превращение страны в региональный IT-хаб путем развития цифровых технологий также служит мощным импульсом к наращиванию потенциала страны. Планируется увеличить число туристов путем создания широких условий для развития внешнего и внутреннего туризма в Узбекистане.
Интеграция таких процессов станет главным фактором в повышении показателей национальной экономики, обеспечивающих интересы субъектов предпринимательства.
В мировой экономике обсуждаются вопросы, связанные с кредитно-денежной политикой, что напрямую влияет на экономическое развитие. Например, в Соединенных Штатах наблюдается тенденция к увеличению бюджетных расходов, что значительно усиливает инфляционное давление на Федеральную резервную систему. Прогнозируются риски для финансовой стабильности европейских банков, что, несомненно, повлияет на мировую систему трансграничных финансовых потоков. В Китае с его быстроразвивающейся экономикой все актуальнее становятся вопросы усиления финансовых диспропорций, которые повлекут за собой серьезные негативные последствия для реального сектора экономики и скажутся на ситуации во всем регионе.
В связи с нарастающими тенденциями спада экономического роста на мировом уровне принимаются директивные документы для реализации конкретных практических мер в целях обеспечения стабильного и устойчивого экономического роста. Ими станут принятие программ по определению краткосрочных рисков, связанных с финансовыми трудностями и обострением торговых споров, многостороннее сотрудничество, рассчитанное на долгосрочную перспективу, дальнейшее продвижение более инклюзивной, гибкой и способной к реагированию многосторонней системы достижения высоких экономических, социальных и экологических целей.
Таким образом, дальнейшее укрепление конституционных механизмов, призванных обеспечить развитие рыночных отношений, защиту частной собственности, предпринимательства, социальную направленность рыночной экономики, станет продолжением построения справедливой, устойчивой современной экономической системы, опирающейся на государственную поддержку. Диверсификация экономических мер послужит устойчивому развитию экономики, укреплению социально-экономических институтов, повышению транспарентности экономических отношений, эффективности контрциклической экономической системы и стимулированию экономического роста на всех уровнях.
Д.Огай
заведующий сектором законодательства
в экономической сфере