В последние годы государственная политика Узбекистана последовательно направлена на укрепление верховенства закона и обеспечение неукоснительного исполнения Конституции. Проведенные реформы в судебно‑правовой сфере 
и системе государственного управления создали дополнительные правовые и организационные условия для повышения прозрачности правосудия и эффективности судебной защиты, укрепления гарантий прав граждан, а также развития механизмов предупреждения коррупции.

Кульминацией данных преобразований стало принятие на референдуме новой редакции Конституции Республики Узбекистан (30 апреля 2023 года), закрепившей безусловный приоритет Конституции и законов как основу деятельности государства и общества. В системе стратегических целей государства обеспечение верховенства Конституции и закона занимает особое место, поскольку именно правовой фундамент служит гарантией справедливости, стабильности и доверия общества к проводимым реформам.

С учетом внедрения системы стратегического планирования и развития, предусматривающей принятие управленческих решений на основе глубокого анализа текущего состояния приоритетных сфер и отраслей, прогноза их развития с учетом формирующихся трендов, рисков и вызовов, актуализация стратегических целей и задач приобретает системный характер. В этой связи корректировка стратегических целей на период до 2030 года обусловлена необходимостью актуализацииприоритетов и задач с учетом изменившихся условий реализации государственной политики, а также обеспечения взаимосогласованности целевых показателей стратегического развития различных отраслей и сфер экономики.

В развитие указанного подхода разработан проект новой редакции Стратегии «Узбекистан – 2030». Пересмотр Стратегии предусматривает актуализацию целей и задач до 2030 года и усиление их увязки с целевыми индикаторами и механизмами реализации с учетом изменившихся условий проведения государственной политики, что обозначено в Послании Президента Республики Узбекистан от 26 декабря 2025 года.

Одной из целей обновления Стратегии является уточнение механизмов обеспечения достижимости стратегических целей через обновление и измеримость показателей эффективности, а также цифровую платформу мониторинга достижения показателей (dashboard). Тем самым проект новой редакции Стратегии, развивая действующие подходы к управлению по результатам, обеспечивает более четкую направленность деятельности органов и должностных лиц на достижение измеримых целевых показателей, усиливая исполнительскую дисциплину и персональную ответственность руководителей.

Верховенство Конституции и закона является фундаментальным принципом правового демократического государства. Новая редакция Конституции Республики Узбекистан прямо закрепляет верховенство Конституции и законов на всей территории страны (ст. 15 Конституции Республики Узбекистан). Данный принцип означает, что государственные органы, должностные лица, институты гражданского общества и граждане осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией и законами, а решения, затрагивающие права и законные интересы, принимаются в рамках установленной компетенции и процедур, подлежащих проверке и обжалованию.

В части обеспечения верховенства Конституции и закона проект новой редакции Стратегии содержит комплекс взаимосвязанных мер по совершенствованию государственного управления, повышению подотчетности государственных органов, обеспечению эффективности судебной защиты и повышению прозрачности деятельности правоохранительных органов, а также укреплению правовых гарантий и механизмов общественного контроля.

На местном уровне предусматривается усиление роли махалли как «связующего моста» между обществом и государством. Предлагается внедрить практику направления средств на инфраструктурные проекты по итогам голосования жителей, увеличить объем таких средств как минимум в три раза и довести общий объем средств на улучшение инфраструктуры по инициативе населения до 24триллионов сумов. Одновременно планируется организовать предоставление в махаллях более 100государственных услуг по принципу «одного окна», довести долю оцифрованных архивных материалов как минимум до 80 процентов и организовать оказание 14видов архивных услуг через электронные сервисные точки, обеспечив их полную цифровизацию.

Для укрепления представительности и законности на местах предусматриваются меры по повышению эффективности деятельности местных Кенгашей, включая совершенствование 5законодательных актов и поэтапную цифровизацию деятельности местных представительных органов на 100 процентов. Наряду с этим запланирована трансформация деятельности исполнительных органов государственной власти на местах на основе принципа «служение интересам населения», включая ежегодную передачу около 50функций и полномочий местным исполнительным органам власти, доведение до 100 процентов принципа «ноль бюрократии» при осуществлении полномочий, затрагивающих интересы населения, а также внедрение в деятельность хокимиятов более 20электронных систем в ключевых сферах.

В совокупности указанные решения формируют более устойчивую систему взаимодействия представительных и исполнительных органов, в которой соблюдение законности обеспечивается не только объемом полномочий, но и процедурными гарантиями открытости, цифровой прослеживаемости решений и персональной ответственности.

Отдельного внимания заслуживает закрепление модели «сервисного государства», предполагающей приоритет удобства, доступности и предсказуемости государственных услуг для населения и частного сектора. 
В числе поставленных целей предусмотрены вхождение в «Топ‑30» рейтинга ООН по развитию электронного правительства, увеличение доли государственных услуг в электронном виде более чем до 90 процентов и полное внедрение портала «Народный контроль» в каждом регионе. В рамках цифровизации поставлены практические задачи –обеспечить предоставление 50 процентов государственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг; запустить не менее 400 композитных и проактивных услуг на основе взаимодействия межведомственных баз данных; оцифровать не менее 25 миллионов архивных документов из порядка 40 миллионов; довести числосервисов, подключенных к единой платформе системы «Цифровое правительство» до 700; сократить сроки оказания более 100услуг не менее чем на 50процентов; упростить более 500 услуг с оптимизацией нормативных требований; а также передать не менее 40 процентов услуг частному сектору.

В части обеспечения верховенства закона данные положения имеют принципиальное значение, поскольку минимизируют риски необоснованного затягивания процедур и принятия решений вне установленных законодательством критериев, обеспечивая равенство доступа граждан и предпринимателей к административным процедурам.

В развитие принципа «Государство, служащее народу» проект новой редакции Стратегии закрепляет организационные меры – ежегодную оптимизацию на 5 процентов этапов внутренних процессов документооборота у 10 республиканских исполнительных органов власти; ежегодную цифровизацию как минимум 10 процентов процедур с одновременным сокращением расхода бумаги; полную отмену требования более 110 видов информации и документов; ежегодный перевод как минимум 5функций республиканских органов, связанных с предоставлением услуг населению, в полностью электронную форму; а также полную цифровизацию оказания государственных услуг субъектам предпринимательства в отдельных сферах, включая промышленную, радиационную и ядернуюбезопасность.

Одновременно предусматривается дальнейшее повышение роли палат Олий Мажлиса и политических партий, включая полную цифровизацию законодательного процесса и применение технологий искусственного интеллекта. Параллельно установлены цели по улучшению качества законодательства –сокращение регуляторной нагрузки как минимум на 30процентов, увеличение доли законов прямого действия как минимум до 60 процентов, а также доведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативно‑правовых актов до 100 процентов.

В кадровом обеспечении реформ проект устанавливает приоритеты построения государственной гражданской службы на принципахмеритократии, профессионализма и честности, включая конкурсное занятие должностей в управленческой и экспертной категориях, развитие цифровых инструментов оценки и обучения, а также расширение охвата онлайн‑повышения квалификации через дистанционную образовательную платформу «Edu.argos.uz до 100 процентов. 

Для повышения качества обратной связи с населением устанавливается цель по достижению результата «на месте», включая удовлетворение как минимум 80 процентов обращений на местах. В частиразвития гражданского общества предусматривается доведение числа неправительственных некоммерческих организаций, участвующих в реализации государственных программ, как минимум до 80.

Ключевой правовой акцент новой редакции Стратегии состоит в том, что надежная защита прав и свобод человека закрепляется в качестве основного критерия судебно‑правовых реформ. В числе целевых показателей обозначены снижение практики назначения лишения свободы с 30процентов до 20процентов и расширение возможностей дистанционного проведения отдельных процессуальных действий как минимум на 50процентов. В развитие данного подхода предусматривается усиление судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц и дальнейшее развитие административной юстиции, включая повышение эффективности досудебного урегулирования и снижение поступления в суды дел, которые могут быть решены до суда.

В правоохранительной деятельности проект исходит из приоритета прав человека и направляетдеятельность правоохранительных органов на защиту чести, достоинства и прав человека, включая внедрение технологий искусственного интеллекта в процесс обеспечения исполнения судебных актов и снижение показателей предотвратимых преступлений в махаллях. Также закреплена задача по кардинальному повышению статуса института адвокатуры и развитию системы квалифицированной правовой помощи, включая увеличение числа адвокатов не менее чем на 2000 и расширение электронного документооборота между адвокатами, судами и государственными органами. 

Завершает данный комплекс мер направление, направленное на предупреждение коррупционных факторов и формирование нетерпимого отношения к коррупции – повышение позиций в Индексе восприятия коррупции Transparency International как минимум на 20 позиций, доведение до 100 процентов размещения данных о государственных закупках, ограничение доли неконкурентных закупок уровнем не выше 20 процентов и 100‑процентное обеспечение подготовки нормативно‑правовых актов на основе принципа «законодательство, свободное от коррупции».

В совокупности положения проекта новой редакции Стратегии «Узбекистан‑2030» (п. 74-89) формируют целостную систему механизмов, нацеленных на практическую реализацию принципа верховенства Конституции и закона. Каждая из данных мер – от поддержки местного самоуправления и цифровизации государственных услуг до реформ судебной системы и правовой помощи направлена на то, чтобы государство «служило» народу в рамках закона, а граждане получали надежные гарантии своих прав. Укрепление связи между обществом и государством, создание прозрачных и профессиональных институтов, а также независимость судебной системы в совокупности усиливают верховенство Конституции и закона, составляющее основу предлагаемой стратегии развития страны.

Квитков Ярослав Михайлович

Ведущий научный сотрудник Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан