В современных реалиях мы стоим перед историческим вызовом — созданием мощных и процветающих регионов Узбекистана. Будущее страны, качество жизни, развитие местного и иностранного бизнеса зависят от слаженной работы на местах. Сегодня вопросы снижения уровня бедности, формирования условий для активного развития предпринимательства, укрепления государственно-частного партнерства перестают быть прерогативой исключительно центрального управления. Важно, чтобы эти усилия, направленные на преобразование страны, становились приоритетом не только на уровне государства, но и местных властей, которые знают уникальный потенциал и потребности вверенных им регионов. Общественный контроль здесь приобретает исключительное значение: вовлечение граждан в процесс принятия решений служит важнейшим инструментом для повышения эффективности мер и их точной адаптации к реальным потребностям населения. Местные власти имеют широкие полномочия для укрепления социально-экономической стабильности и оперативного реагирования на вызовы современности. Этот подход стал особенно актуален в эпоху глобальных потрясений, таких как пандемия, которые оставили глубокий след на экономике и социальной структуре общества. Чтобы с честью пройти через испытания нашего времени, регионам Узбекистана предоставлен доступ к эффективным инструментам и ресурсам, позволяющим действовать самостоятельно, внося весомый вклад в устойчивое развитие экономики и повышение качества жизни. Принятие Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование деятельности органов государственной власти на местах в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции», подписанного главой государства 17 октября 2024-го, стало важным шагом на этом пути. Документ дает импульс развитию регионального управления, усиливая его способность адаптироваться к современным вызовам и предоставляя больше возможностей для эффективного управления на местах. Остановимся подробнее на некоторых его нормах.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Разделение прав и ответственности. В законе нашла свое развитие конституционная норма о разделении функций хокимов и председателей Кенгашей народных депутатов. Теперь каждый из этих институтов направлен на улучшение системы управления, повышение ответственности и демократизацию процессов на местах. Разделение позволит более четко определить роли и обязанности. Хокимы могут сосредоточиться на исполнительных функциях и оперативном управлении, тогда как Кенгаши — на утверждении программ социально-экономического развития и представлении интересов граждан. Это способствует более эффективному выполнению задач и улучшает качество принимаемых решений. Данное распределение касается не только прав, но и ответственности, что способствует более тщательному и детальному рассмотрению всех аспектов управления регионом. Это позволяет лучше оценивать последствия принимаемых решений и разрабатывать более обоснованные и эффективные программы. Программа социально-экономического развития. Закон в части 3 статьи 2 устанавливает обязательство кандидата в хокимы представлять программу социально-экономического развития территории на перспективу перед Кенгашем народных депутатов. Программа, представленная кандидатом в хокимы, дает депутатам и жителям региона четкое представление о его видении и приоритетах. Это обеспечивает его подотчетность перед Кенгашем и населением с самого начала его работы, так как цели и обещания кандидата становятся публичными и могут быть отслежены. Обсуждение программы позволяет депутатам оценить не только личные качества кандидата, но и его знания о регионе и подходы к управлению. Прозрачность и детальный анализ программы дают возможность сделать выбор на основе заслуг, профессиональных навыков и понимания специфики региона. Депутаты Кенгаша, выражающие интересы своих избирателей, могут задавать вопросы, выражать озабоченности и вносить предложения по развитию региона, что делает программу хокима более инклюзивной. В результате в основу его программы ложатся цели и приоритеты, которые соответствуют ожиданиям большинства населения и поддерживают доверие к новому руководству. Открытая процедура представления программы позволяет населению видеть, что будущий хоким не только обладает планом действий, но и готов учитывать мнение общественности. Таким образом, представление программы перед Кенгашем народных депутатов, с одной стороны, является важным шагом к повышению прозрачности и легитимности власти, а с другой влечет за собой значительную ответственность хокима, связанную с необходимостью строгого выполнения обещанных планов и подотчетностью перед обществом. Запросы Кенгаша народных депутатов. Статья 256 устанавливает процедуру запроса Кенгаша. Норма, позволяющая Кенгашу народных депутатов направлять запросы должностным лицам государственных органов и организаций, расположенных на соответствующей территории, с требованием обоснованных разъяснений и позиций по вопросам исполнения законов и программ социально-экономического развития, а также по другим вопросам, входящим в их компетенцию, играет важную роль в укреплении системы управления и контроля на местах. Что будет решено благодаря этому? Институт запроса позволяет Кенгашу следить за тем, как исполняются законы и реализуются социально-экономические программы на местах. Это особенно важно для оценки эффективности конкретных мер и инициатив, направленных на улучшение жизни населения. Кенгаш может выявить недостатки в реализации, вносить предложения по улучшению, а в случае нарушений — требовать корректировки работы. Институт запроса предоставляет Кенгашу возможность быстро реагировать на обращения и жалобы граждан. Если население сталкивается с проблемами, связанными, например, с доступом к социальным услугам, инфраструктурой или экологическими вопросами, Кенгаш может направить запрос для выяснения ситуации и принятия необходимых мер. Это помогает лучше защищать интересы граждан и решать проблемы. Возможность запроса отчетности и разъяснения дисциплинирует должностных лиц и мотивирует их к соблюдению закона. Запросы Кенгаша способствуют повышению уровня профессионализма должностных лиц, поскольку им необходимо готовить обоснованные и подробные ответы. Это подталкивает госслужащих к более тщательному и ответственному планированию своих действий, а также к принятию решений, наиболее соответствующих интересам населения. Развитие регионов Узбекистана в современных условиях требует комплексного подхода и активного участия местных властей, что подчеркивается недавними законодательными изменениями. Принятие вышеупомянутого закона при правильном подходе создает необходимые условия для более эффективного управления на местах, разделяет функции хокимов и председателей Кенгашей, а также внедряет механизмы общественного контроля и прозрачности. Установленные нормы, такие как обязательное представление программы социально-экономического развития и возможность направлять запросы, не только повышают подотчетность местных органов власти, но и позволяют лучше учитывать интересы граждан. В результате эти изменения нацелены на создание устойчивой и ответственной модели регионального управления, которая будет способствовать повышению качества жизни населения и экономическому развитию страны в целом.

Маликова Гулчехра Рихсиходжаевна

Главный научный сотрудник