В новой редакции Конституции закреплен ключевой политико-правовой ориентир: Узбекистан — социальное государство. А значит человек, его права, свободы и достоинство являются высшей ценностью государства. Именно этот принцип определяет стратегическое содержание курса Нового Узбекистана и формирует фундамент, на котором строится современная социальная политика страны. Социальные ориентиры нового этапа развития нацелены не только на поддержку уязвимых слоев населения, но и на создание широких условий для повышения качества жизни, расширения возможностей для образования, занятости и активного долголетия. Новая модель социальной политики направлена на обеспечение реализации прав граждан на труд и защиту от безработицы, отдых, здравоохранение, образование, социальное обеспечение и выражается в государственных обязательствах, которые впервые были закреплены в Конституции и отражены в Стратегии «Узбекистан — 2030».

Государство принимает меры, направленные на повышение качества жизни социально уязвимых категорий населения, создание условий для полноценного участия в общественной и государственной деятельности и расширение возможностей самостоятельно обеспечивать свои базовые жизненные потребности (статья 57). Права лиц с инвалидностью и пожилых людей, нетрудоспособных и других социально нуждающихся категорий населения находятся под защитой государства, благодаря чему одним из ключевых направлений последнего десятилетия стало формирование эффективной и справедливой системы социальной защиты. В этом направлении глава государства принял ряд нормативно-правовых документов, в рамках которых охват малообеспеченных семей социальными льготами, введение в систему социального страхования пособий по беременности и родам, а также пособий на детей, временной нетрудоспособности, оказание социальных услуг населению. Так, согласно Указу Президента «О дальнейшем совершенствовании системы государственной социальной поддержки бедных семей» от 8 мая 2025 года, реформируются механизмы предоставления социальных выплат, обеспечивается интеграция информационных систем, и повышается точность определения уровня нуждаемости семей.

Усиление институционального потенциала сферы социальной защиты сопровождается расширением ассортимента услуг — от поддержки малоимущих семей и системных программ социальной помощи до механизмов содействия занятости и профессионального развития граждан. Узбекистан делает акцент на стимулировании трудовой и предпринимательской активности граждан, развитии микробизнеса, поддержке самозанятости и формировании устойчивых источников дохода. Показательно, что преодоление бедности рассматривается не только как социальная, но и как экономическая задача, связанная с ростом занятости и повышением компетенций населения. Право граждан на свободный выбор профессии и рода деятельности, благоприятные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на справедливое вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда теперь регулируется на уровне Конституции. Недопустимо отказывать женщинам в приеме на работу, увольнять с работы и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием ребенка (статья 42). Запрещается принудительный труд. Любые формы детского труда, представляющие угрозу здоровью, безопасности, нравственности, умственному и физическому развитию ребенка, в том числе препятствующие ему получать образование (статья 44). Каждый имеет право на отдых, который гарантируется ограничением продолжительности рабочего времени, обязательным установлением выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного трудового отпуска (статья 45). Таким образом, обеспечение реализации права на достойный труд как направление ликвидации бедности становится одним из приоритетов государственной политики.

Развитие человеческого капитала — центральный элемент вcex реформ. Основа нового подхода — укрепление системы образования, модернизация системы подготовки кадров и создание условий для формирования высококвалифицированных работников.

В соответствии с Указом Президента «О мерах по организации государственной гражданской службы на основе новых подходов и формированию профессионального и направленного на результативность корпуса государственных служащих» от 19 июня 2025-го реализуется стратегия развития государственной гражданской службы до 2030 года, направленная на формирование профессионального, компетентного и мотивированного кадрового корпуса.

Большое внимание уделяется созданию единой экосистемы рынка труда: внедрена Национальная рамка квалификаций, цифровая «Единая национальная система труда» (ЕНСТ), обновляются классификаторы занятий, внедряются современные программы профессионального обучения, что подчеркивает новый фокус государства на развитии навыков будущего, адаптации кадров к рынку труда и росте экономической мобильности.

Молодежь составляет более четверти населения республики, ежегодно свыше 600 тысяч молодых людей выходят на рынок труда. Поэтому социальная политика Нового Узбекистана выстраивается вокруг формирования условий для раскрытия потенциала юношей и девушек — через доступ к современному образованию, расширение возможностей для получения навыков, поддержку здоровья и создание механизмов социальной мобильности.

В рамках государственной молодежной политики реализуются программы наставничества, расширяются возможности для стажировок, увеличивается доступ к льготным кредитам на образование и предпринимательство, обновляются механизмы профориентации.

Впервые в Основном законе закреплено право каждого на охрану здоровья. В соответствии со статьей 48 Конституции: «Каждый имеет право на охрану здоровья и квалифицированное медицинское обслуживание». При этом государство создает условия для оказания квалифицированной медицинской помощи, а также ведения здорового образа жизни. Таким образом, конституционное закрепление нормы о праве на охрану здоровья открыло возможность для системного развития законодательных инициатив в области предупреждения заболеваний и укрепления здоровья. А также усилило подход, при котором здоровье — не только отсутствие болезни, но и совокупность условий (питание, экология, поведение, информированность), формируемых государством через меж-секторальную политику.

Нормативное содержание статьи 48 дополняется рядом других положений Основного закона, которые складываются в комплексную правовую основу для развития системы общественного здоровья. В частности, это статьи, регулирующие вопросы охраны окружающей среды, социальной защиты уязвимых групп населения и права на образование как инструмента формирования санитарной культуры.

Реализация положений обновленной Конституции сопровождалась рядом значимых нормативных инициатив, закрепивших профилактическую направленность здравоохранения на практике.

Так, принято Постановление Президента «О мерах по внедрению механизмов государственного медицинского страхования» от 5 сентября 2024 года, которое заложило системный подход к профилактике через ежегодные обязательные медосмотры и диспансеризацию. Предоставление бесплатных услуг стало увязываться с регулярным наблюдением за состоянием здоровья граждан.

Усилена инфраструктура для профилактической медицины путем внедрения электронных профилей здоровья, е-рецептов, cancer-регистров и инструментов управления скринингом, утвержденных постановлением президента о цифровизации системы здравоохранения от 28 декабря 2023 года.

Принят Закон Республики Узбекистан «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции», который существенно усилил меры по контролю над факторами риска для здоровья (включая полный запрет электронных сигарет и строгие ограничения на курение в общественных местах). Этот закон также определил полномочия множества органов — от Министерства здравоохранения РУз и Министерства внутренних дел РУз до налоговых и таможенных органов — по реализации антиалкогольной и антитабачной политики, что отражает межсекторный характер общественного здоровья.

Дальнейшее развитие получили институты профилактики и общественного здоровья, включая Институт здоровья и стратегического развития и Комитет санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан, которые воплощают в жизнь государственную обязанность по созданию условий для ведения здорового образа жизни, ранней диагностики и повышения доступности медицинских услуг. Особое внимание уделяется борьбе с неинфекционными заболеваниями (диабетом, сердечно-сосудистыми патологиями, ожирением), которые являются ключевыми причинами преждевременной смертности. Внедряются программы по формированию ЗОЖ, ограничению потребления продуктов с высоким содержанием сахара и соли, контролю рекламы касательно этого аспекта и улучшению пищевой безопасности.

Особый акцент — на активном долголетии: расширяются программы реабилитации, медицинского сопровождения пожилых людей, создаются условия для их социальной активности и включенности в общественную жизнь.

Важным направлением социальной политики стала реализация стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года. За последний период значительно расширена правовая база по поддержке женщин, включая защиту от притеснений и насилия, гарантии трудовых прав, содействие женскому предпринимательству и развитие социальной инфраструктуры. Растет участие соотечественниц в экономической и общественной жизни, в том числе благодаря квотам, созданию кадрового резерва, поддержке женщин-лидеров и программам профессионального роста.

Таким образом, социальные ориентиры Нового Узбекистана показывают переход к государственной модели, где в приоритете защита прав и благополучие граждан. Развитие адресной социальной помощи, поддержка молодежи, модернизация здравоохранения и цифровизация государственных услуг создают современную систему социального государства.

Курс на народное благосостояние — не только набор мер социальной поддержки. Это стратегическое направление развития, призванное обеспечить устойчивый рост, социальную справедливость и повышение качества жизни каждого жителя страны.

Новый Узбекистан строится как современное, справедливое и инклюзивное общество, где каждый человек имеет возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в процветание Родины.

Гулноза Саттарова
Главный научный сотрудник Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан, кандидат юридических наук.
Шохрухбек Собиров
Главный научный сотрудник Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан.