За годы независимости в Узбекистане построен прочный фундамент национальной государственности, обеспечения принципов верховенства закона и прав человека, его жизни, свободы, чести и достоинства, и других неотъемлемых прав, закрепленных в Конституции Республики Узбекистан.

Создана устойчивая политическая система, отвечающая современным критериям демократии и прав человека, активно работают органы законодательной, исполнительной и судебной власти всех уровней. Но самое главное, что в обществе утверждается уважение к принципам верховенства закона и правам человека.

По инициативе руководства страны международные стандарты по правам человека системно и поэтапно имплементируются в национальное законодательство и правоприменительную практику. В настоящее время нормы более 80 международных документов в сфере прав и свобод человека, ратифицированных Узбекистаном, находят свое отражение в национальном законодательстве. В октябре 2020-го Узбекистан стал членом Совета по правам человека – авторитетного межправительственного органа системы ООН, призванного обеспечивать защиту прав человека по всему миру.

В июне 2020 года впервые принята и последовательно реализуется Национальная стратегия Узбекистана по правам человека предусматривающая реализацию рекомендаций Совета ООН по правам человека и договорных комитетов.

При принятии Национальной стратегии учитывались мнения не только экспертных кругов, но и широкой общественности и международных организаций. Узбекистан поддерживает активный и конструктивный диалог с уставными и договорными органами, специализированными учреждениями ООН и специальными процедурами Совета ООН по правам человека.

Правительство Узбекистана своевременно представляет периодические доклады о реализации основных международных договоров по правам человека, а также о последующих мерах по выполнению рекомендаций договорных органов (41 доклад).

Принятие Конституции Республики Узбекистан в новой редакции путем всенародного голосования на референдуме, проведенном 30 апреля 2023 года, послужило укреплению конституционных основ обеспечения и защита прав человека в Новом Узбекистане.

В Конституцию внесены изменения и дополнения к 65 статьям, 16 из них непосредственно направлены на дальнейшее обеспечение гарантий соблюдения неотъемлемых прав и свобод человека.

В качестве самостоятельных институтов конституционно-правовой защиты закреплены коллективные, экологические, информационные, цифровые, гендерные, соматические права граждан, а также право на развитие.

Среди наиболее важных новаций в Конституции – полный запрет смертной казни, применение правила Миранды, усиление гарантий прав подозреваемого, обвиняемого или подсудимого, отражение института Хабеас корпус и другие.

Достигнут прогресс в обеспечении гендерного равенства, сокращении числа лиц без гражданства, искоренении детского и принудительного труда, развития институтов гражданского общества и обеспечения свободы слова. Узбекистан первым из государств Центральной Азии создал целостную систему национальных институтов по правам человека. Соответственно статья 56 Конституции гласит, что государство создает условия для организации деятельности национальных институтов по правам человека. В Основном законе впервые закрепляются нормы прямого действия в вопросах обеспечения прав и свобод человека, что является принципиально новым явлением в правовой практике Узбекистана.

Раздел второй Конституции, посвящённый основным правам и свободам человека дополнен 25 новелл, значительно усиливающих имеющийся механизм и характеризующий суть узбекской модели обеспечения прав человека.

В соответствии со статьей 19 Конституции в Республике Узбекистан признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения.

В статье 20 Основного закона легитимируются три вида новых правовых установлений. В статье 33 Конституции впервые провозглашается, что государство создает условия для обеспечения доступа у всемирной информационной сети Интернет. Перед этим изложением фиксирует права каждого искать, получать и распространять любую информацию.

Данная норма открывает большие перспективы для развития и роста человеческого потенциала в настоящем и будущем, что даст толчок в развитии ИКТ, цифровизации многих сфер в Узбекистане.

В статье 37 Конституции впервые определено, что граждане Республики Узбекистан имеют равные права на доступ к государственной службе. Свободный и всеобщий доступ к этому расширяет правовую основу службы без дискриминации и ограничений. Статьей 55 каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений, действий и бездействия государственных органов и иных организаций, их должностных лиц, восстановление нарушенных прав и свобод путем рассмотрения его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки. Высшая юридическая сила Основного закона означает верховенство ее норм над другими законами и нормативно-правовыми актами. Судам рекомендуется обратить внимание на недопустимость отказа в применении норм Конституции в связи с тем, что соответствующие законы и иные нормативно-правовые акты не приняты. В случаях, когда нормы Конституции, которые должны быть применены в конкретном деле содержат ссылку на иной нормативно-правовой акт, судам, рассматривающим дело, следует руководствоваться нормами Конституции и закона, регулирующего соответствующие правовые отношения.

Судам в целях обеспечения эффективной защиты прав граждан в отношениях с государственными органами, органами самоуправления и их должностными лицами, рекомендуется проверять соблюдение этими органами и их должностными лицами установленного Конституцией принципа соразмерности при применении мер правового воздействия на человека. При этом все противоречия и неясности в законодательстве, возникающие во взаимоотношениях человека с государственными органами, должны толковаться в пользу человека.

Рекомендовано учитывать, что, если вред, причиненный незаконными решениями, действиями или бездействием государственных органов или их должностных лиц, не возмещен в добровольном порядке, статьей 55 Конституции гарантировано его возмещение государством по заявлению заинтересованного лица. Наказание либо иная мера правового воздействия, применяемая в отношении лица, виновного в совершении правонарушения, должна быть справедливой, то есть соответствовать тяжести правонарушения, степени вины и общественной опасности его личности.

Логическим продолжением этого курса стало утверждение указом Президента от 11 сентября Стратегии «Узбекистан-2030». В рамках реализации конституционных приоритетов в концепции определены пять основных приоритетов долгосрочного развития страны до 2030г.

В Узбекистане защита прав человека рассматривается как одно из приоритетов взаимодействия с ООН. Наша страна выступает с инициативами в сфере защиты прав человека и рамках международного сотрудничества, в том числе по совершенствованию политики в сфере повышения роли женщин в политической, общественной и деловой жизни страны.

Внимание уделяется защите прав лиц с особыми потребностями. В вступил в силу новый Закон о правах лиц с инвалидностью. Парламент Узбекистана ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов. Узбекистан предлагает также создать Региональный совет по вопросам самореализации людей с ограниченными возможностями;

Инициатива о принятии Международной конвенции о правах молодежи, выдвинутая Президентом Узбекистана с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, поддерживается мировым сообществом. Глава государства также выдвинул предложение об учреждении поста Специального докладчика по правам молодежи.

Узбекистан активно участвует во Всемирной программе ООН в сфере обучения правам человека. Реализуются Национальная программа действий по реализации положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека. В целях развития системы обучения правам человека Узбекистан вносит свой вклад в Фонд добровольных взносов ООН в области прав человека;

Наша страна уделяет приоритетное внимание углублению реформ в судебно-правовой сфере, в результате которых были приняты конкретные меры по имплементации международных стандартов в сфере независимости судов и защиты права на справедливое судопроизводство. Реализуются рекомендации Специального докладчика ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов.

В целях обеспечения независимости судебных органов, урегулирования вопросов отбора и назначения судейских кадров, Президент Узбекистана предложил Совету ООН по правам человека рассмотреть вопрос разработки международных принципов, посвященных статусу и деятельности судейских советов.

Борьба с пытками – приоритетное направление судебно-правовых реформ в Узбекистане. Начата работа по внедрению национального превентивного механизма их предупреждения.

Узбекистан намерен ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции против пыток. Также инициируется создание регионального механизма по правам человека в Азиатском регионе. В этой связи создана постоянно действующая площадка – Самаркандский форум по правам человека.

Узбекистан вносит весомый вклад в реализацию прав человека в рамках всех осуществляемых им мер на международной арене. Страна выходит на новый уровень своего развития как субъекта международного права и выступает инициатором заключения международных договоров, активным участником международного нормотворчества.

В Новом Узбекистане осуществляются масштабные реформы и преобразования, в том числе в сфере обеспечения прав и свобод человека, уважения чести и достоинства. Их результаты можно увидеть в достигнутых за последние годы высоких рубежах, повышении благосостояния народа, росте авторитета страны на мировой арене.

Заведующий сектором
Законодательства в сфере международных отношений
Института Законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан
д.ю.н., профессор Исмаилов Б.И.