Сегодня Узбекистан позиционирует себя как безопасное и миролюбивое государство. Не зря в Стратегии «Узбекистан — 2030» последовательное продолжение осуществления открытой, прагматичной, активной и добрососедской внешней политики исходя из интересов народа и республики определяется одной из приоритетных целей. Поэтому современный вектор государственной политики нашей страны направлен на установление взаимовыгодных и дружественных отношений, особенно со стратегическими партнерами, в том числе с КНР.
Взаимоотношения между Узбекистаном и Китаем имеют весьма долгую историю. Древние летописи свидетельствуют о том, что дипломатические связи с государствами на территории современного Узбекистана устанавливались еще во второй половине II века до нашей эры. В частности, в них упоминается прибытие посла Западно-Ханьской империи Чжан Цяня в Давань (Ферганская долина).
Развитию отношений между регионом и Китаем способствовал Великий шелковый путь, который стал не только торговым сообщением, но и содействовал культурному обмену между народами на протяжении тысячелетий.
В средние века отношения между государствами на территории Узбекистана и Китая также активно развивались. Прибытие посла двора Шахруха в Пекин в 1419-1422 годах заложило основы торговых и политических отношений. В дальнейшем, согласно Правдивым записям о правлении династии Мин, послы Мавераннахра и Бухарского ханства переписывались с правителями династии Мин в Китае более 20 раз в период с 1488 по 1618 год. Исторические хроники также свидетельствуют о существовании постоянной китайской дипломатической миссии в Коканде в конце XVIII – начале XIX веков.
В XX веке КНР среди постсоветских государств Центральной Азии одной из первых признала суверенитет нашей страны (27 декабря 1991-го), что укрепило дипломатические отношения.
Сотрудничество между Узбекистаном и Китаем также развивается в рамках ШОС и инициативы «Один пояс, один путь».
За период независимости Узбекистана отношения с Китаем продвигались в сторону более тесного и доверительного сотрудничества. Так, в июне 2012-го установлены отношения стратегического партнерства, в июне 2016-го — всестороннего стратегического партнерства, в сентябре 2022-го — всестороннего стратегического партнерства в новую эпоху. В ходе недавнего визита в Китай Президент Шавкат Мирзиёев объявил, что страны выходят на уровень «всепогодного всестороннего стратегического партнерства в новую эпоху» (подобный статус двусторонних отношений Поднебесная закрепила только с Пакистаном и Беларусью).
В целом январский визит главы государства в Китай ознаменован важными шагами по укреплению взаимовыгодного сотрудничества в разных сферах.
Особо важные договоренности касаются торговоэкономической сферы — самой плодотворной в узбекскокитайских отношениях. В 2023-м товарооборот между Узбекистаном и Китаем увеличился в полтора раза, достигнув 14 млрд долларов, а общий объем инвестиций в экономику Узбекистана — в пять раз, превысив 14 млрд долларов. При этом в последние годы количество совместных предприятий выросло в три раза.
В рамках визита страны договорились о технико-экономическом сотрудничестве, реализации проектов в области новых электрических транспортных средств. Особое внимание уделяется развитию энергетики. К примеру, республики будут развивать сферу зеленой энергетики, планируя добиться выработки 27 гигаватт возобновляемой энергии к 2030 году. Кроме того, совместно с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией планируется реализовать в Узбекистане перспективные проекты по строительству подземных хранилищ газа и модернизации газотранспортных систем, внедрению современных технологий бурения и подготовке специалистов отрасли.
Уделяется внимание и сотрудничеству в области транспорта. Достигнута договоренность по углублению сотрудничества по железнодорожным экспрессам Китай — Центральная Азия — Европа, по совместному строительству «Воздушного Шелкового пути». Отмечено скорейшее начало практических работ по строительству железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, призванной стать важной составляющей Трансконтинентального транспортного и транзитного моста в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
В банковском секторе сотрудничество планируется развить посредством открытия регионального офиса Эксимбанка Китая в Ташкенте. Рассмотрены перспективы углубления практического взаимодействия с ведущими банковско-финансовыми институтами КНР, а также участия китайских компаний в процессах приватизации в Узбекистане.
В политико-правовой сфере стороны еще раз подчеркнули важность диалога между государственными структурами всех уровней. Страны договорились активизировать сотрудничество в таких форматах, как Межправительственный комитет, Межпарламентская группа, Стратегический диалог на уровне глав внешнеполитических ведомств. В частности, стороны договорились провести заседания Межправительственного комитета и всех подкомитетов в первой половине этого года. Особое внимание должно быть уделено вопросам действенного парламентского контроля за практической реализацией договоренностей на высшем уровне.
Укрепляется фаза сотрудничества между регионами двух государств. В частности, подписаны соглашения об установлении партнерских отношений между Ташкентской областью и провинцией Шэньси, а также Ташкентом и Шэньчжэнем, Самаркандом и Циндао. Примечательно, что страны также договорились выбрать Сырдарьинскую область в качестве пилотной зоны для инноваций и реализации совместных перспективных проектов (создание агропромышленных парков, сельскохозяйственных кластеров).
Намечается и в социально-культурной сфере реализовать ряд важных проектов. В частности, Узбекистан планирует применить успешный опыт КНР в преодолении бедности, в сфере социальной защиты и страхования, адресной помощи населению. В связи с этим подписан отдельный протокол о намерениях между Министерством занятости и сокращения бедности Республики Узбекистан и Министерством сельского хозяйства и сельских дел Китайской Народной Республики. Уже сейчас при участии китайских экспертов подготовлено 18 целевых социально-экономических проектов по снижению бедности в регионах Узбекистана.
Важно отметить, что в культурной сфере подписаны четыре документа. В частности, межправительственные соглашения о сотрудничестве в развитии человеческих ресурсов, государственных научно-исследовательских учреждений, а также межведомственные соглашения о дальнейшем укреплении научно-технического сотрудничества. В этой части планируется активизировать деятельность групп дружбы «Узбекистан — Китай», практику проведения взаимных дней культуры. Также предложено организовать первый совместный Молодежный форум инноваций.
Учитывая заинтересованность сторон, новый импульс развития будет придаваться и туризму. Так, планируется дальнейшее расширение авиасообщения и туристических обменов при непосредственном участии соответствующих ведомств стран. В частности, китайский туроператор China Comfort Tourism в этом году планирует отправить в Узбекистан 50 тысяч туристов.
Экология и охрана окружающей среды также были в повестке дня. Подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, в котором уделено внимание устойчивому развитию, преодолению последствий обострения энергетического, продовольственного и экологического кризисов.
По итогам визита Президента Шавката Мирзиёева в КНР было подписано более 20 международных документов на разных уровнях.
В целом перспективы сотрудничества между Узбекистаном и Китаем в условиях «всепогодного всестороннего стратегического партнерства в новую эпоху» можно свести к следующему:
– постоянный мониторинг практической реализации совместных проектов и инициатив; доведение до общественности результатов и достижений такого сотрудничества, особенно по вопросам энергетики, транспорта и сельского хозяйства;
– активизация сотрудничества по продвижению и взаимной поддержке инициатив двух стран на международном уровне, в частности в области обеспечения мира и безопасности; по решению глобальных и региональных проблем;
– укрепление аналитической составляющей взаимного сотрудничества, что предполагает проведение совместных исследований, конференций и «мозговых штурмов».
Именно человеческий потенциал должен стать краеугольным камнем в развитии узбекско-китайских отношений. Сотрудничество двух стран с богатым историческим опытом может стать основой для развития и укрепления дружбы между народами.
А.К.Расулев
Ученый секретарь
Института законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан