Среди важнейших направлений конституционных реформ — демократизация судебно-правовой системы, обеспечение ее подлинной независимости и укрепление гарантий надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

За последние пять лет принятые меры и масштабные реформы в нашей стране, охватывающие все сферы общества, позволили повысить значимость Узбекистана на мировой арене и вывести экономику на еще более высокий уровень.

В Новом Узбекистане акцент в проводимых реформах политической, правовой и социально-экономической модернизации делается на права человека. Более того, государство поддерживает призыв ООН к активизации движения по соблюдению прав человека, что в должной мере отражено в Стратегии «Узбекистан — 2030» и соответствует Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

На референдуме, состоявшемся 30 апреля 2023 года, Конституция Республики Узбекистан в новой редакции была одобрена народом. В Преамбуле Основного закона торжественно провозглашается приверженность правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, принципам государственного суверенитета.

В основу проводимых судебно-правовых реформ заложены такие конституционные принципы, как верховенство закона, приоритет прав и свобод человека, равенство граждан перед законом, гуманизм, справедливость и презумпция невиновности.

Среди наиболее важных положений Конституции — гарантии личных прав и свобод человека. В частности, лицо не может быть задержано более чем на 48 часов без постановления суда. Если законность и обоснованность задержания не доказаны в суде, лицо подлежит немедленному освобождению (институт Хабеас корпус). А при задержании должны быть понятным языком разъяснены его права и основания задержания (правила Миранды). Кроме того, закреплено право обвиняемого и подсудимого не свидетельствовать против себя. Данные нормы гарантируют неприкосновенность личной свободы и недопущение незаконного задержания людей.

Впервые установлено, что право на тайну переписки, телефонных переговоров, почты, электронных и других сообщений может быть ограничено только на основании решения суда. Ранее эти полномочия принадлежали прокурору, и передача их судам стала принципиальным поворотным моментом в обеспечении неприкосновенности частной жизни и конституционных прав личности.

Одна из главных особенностей Конституции в новой редакции — расширение положений и норм, касающихся прав человека. Впервые в статье 54 закреплено: «Обеспечение прав и свобод человека — высшая цель государства».

В стране, где права человека считаются приоритетом и ценятся, постоянно совершенствуются механизмы их защиты. В этом неоценима роль национальных институтов. Так, в статье 56 подкреплен статус национальных институтов по правам человека. Более того, провозглашается, что «государство создает условия для организации деятельности национальных институтов по правам человека».

В систему национальных институтов по правам человека в Узбекистане входят Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман), Уполномоченный Олий Мажлиса РУз по правам ребенка (Детский омбудсман), Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Бизнес-омбудсман), Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека. Их деятельность организована в соответствии с международными стандартами в области прав человека с учетом передового зарубежного опыта.

В соответствии с частью второй статьи 15 Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и образует основу единого правового пространства на всей территории страны.

В целом в Конституции в новой редакции впервые закрепляются нормы прямого действия в вопросах обеспечения прав и свобод человека. Это принципиально новое явление в правовой практике Узбекистана.

Раздел второй Конституции посвящен основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Только в нем насчитано более 25 новых новелл, улучшающих либо раскрывающих суть узбекской модели обеспечения прав человека.

Например, в статье 25 закреплено положение: «В Республике Узбекистан смертная казнь запрещается». Данная норма — пример того, что эволюционное развитие и поэтапная гуманизация, либерализация уголовного законодательства являются основными приоритетами конституционной реформы.

Еще одна новая парадигма конституционной реформы — норма статьи 19 следующего содержания: «В Республике Узбекистан признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения». Тем самым признается приверженность нашей страны международным универсальным договорам по правам человека.

В частности, согласно статье 20 Конституции, все противоречия и неясности во взаимоотношениях человека с государственными органами толкуются в пользу человека, а меры правового воздействия должны основываться на принципе соразмерности и быть достаточными для достижения целей, предусмотренных законом.

Вышеназванные положения обеспечивают приоритет прав человека, повышают ответственность государственных органов при выполнении своих обязанностей с соблюдением прав человека, предотвращают применение излишних мер правового воздействия в отношении гражданина.

В Конституции имеются и абсолютно новые статьи, которые устанавливают право пользоваться помощью адвоката по своему выбору, о доступе к правосудию и компенсации государством причиненного ущерба. Кроме того, статья 29 предусматривает, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно.

Актуальными являются положения статей 31-34, связанные с правами человека в условиях развития современного информационного общества: о праве на доступ к всемирной информационной сети Интернет; о праве каждого на ознакомление с данными, собранными о нем государственными органами и любыми организациями; о праве требовать исправления недостоверных данных, а также на уничтожение информации, собранной незаконным путем или более не имеющей правовых оснований. Такие нормы содержатся в немногих конституциях мира.

В Конституции Республики Узбекистан отдельная глава посвящена адвокатуре, которая включает ряд новых гарантий адвокатской деятельности. Адвокатура играет важную роль в защите и уважении прав и свобод человека, что подчеркивается международными актами. Так, ключевые принципы ООН, касающиеся роли юристов, предусматривают следующее: для обеспечения надлежащей защиты прав и основных свобод человека каждый гражданин должен иметь доступ к юридическим услугам, предоставляемым независимыми профессиональными адвокатами.

Отдельно устанавливается, что деятельность адвокатуры основывается на принципах законности, независимости и самоуправления. Указанные принципы адвокатской деятельности важны для правового государства, в котором обеспечение баланса сил между государством и обществом является необходимым условием для установления демократического режима. Для этого необходимы силы институтов гражданского общества, в частности адвокатуры.

По сути, адвокатура символизирует правовую защиту, а также обладает рычагом воздействия на других в целях обеспечения законности. К примеру, в 2022 году при дознании, досудебном следствии, следствии, в судах всех направлений и инстанций зафиксировано 434 823 случая оказания юридической помощи. Из них 109 229 — безвозмездно, 103 025 — за счет государства. Поэтому государство заинтересовано в развитии и укреплении адвокатуры. Иными словами, независимая адвокатура сдерживает неправомерные действия как отдельных лиц, так и государственных органов, чиновников.

В Конституции определено право лица на помощь адвоката по своему выбору, особенно когда его свобода передвижения ограничена в результате задержания. Человек имеет право на выбор использования помощи адвоката, но также может отказаться от нее. В случае отсутствия возможности у гражданина самостоятельно обеспечить себе помощь адвоката она предоставляется за счет государства. Это положение укрепляет гарантии прав и свобод наших граждан, предотвращает совершение противоправных действий в их отношении и необоснованные обвинения.

Более того, в цели 19 Стратегии развития приоритетные задачи направлены на кардинальное повышение потенциала института адвокатуры в защите прав, свобод и законных интересов человека, а также полное удовлетворение потребности населения и субъектов предпринимательства в квалифицированных правовых услугах.

Узбекистан, как и любое другое государство, созидает свое счастливое будущее, делает стремительные шаги к построению правового демократического государства. Конституция РУз в новой редакции стала важнейшим правовым документом, заложившим основу для поднятия уровня гарантий защиты прав и интересов человека в стране на новую высоту.

Ш.Мирзаев
главный научный сотрудник сектора
законодательства в судебно-правовой сфере