В нашей стране вопросы развития высшего образования находятся в числе приоритетных направлений государственной политики. А право граждан на получение качественного образования закреплено в Конституции республики.

Востребованность высшего образования всегда оправдывается перспективами, которые оно дает выпускнику. Возможностей успешного трудоустройства больше, как правило, именно у дипломированных специалистов. В настоящее время отечественные вузы активизируют усилия по созданию благоприятных условий для обучения молодежи. Проводимая работа предполагает обновление материально-технической базы, интеграцию передовых образовательных методик и расширение международного сотрудничества. Обеспечивается интенсификация процесса обучения на основе опыта лучших иностранных учебных заведений. А вместе с тем разрабатываются новые учебные программы.

На современном этапе развития система высшего образования Узбекистана претерпевает важные институциональные изменения. В рамках административной реформы и в целях обеспечения интеграции высшего образования, научно-инновационной деятельности Министерство высшего и среднего специального образования преобразовано в Министерство высшего образования, науки и инноваций. При ведомстве сегодня функционирует Центр исследований развития высшего образования, который проводит анализ квалификационных требований и образовательных программ, исследует передовой зарубежный опыт в этом направлении.

Глава государства не раз отмечал, что само время требует поднять на новый уровень развития все сферы жизни общества, в том числе образование и науку. Исходя из этого в течение последних нескольких лет принят целый ряд важных нормативно-правовых документов Президента и правительства, направленных на развитие инновационной деятельности и повышение потенциала вузов.

В целях эффективного исполнения, поставленных руководителем страны задач, проводится масштабная работа, в том числе по расширению международных связей. Реализация крупных проектов в сфере экономики, цифровизации, интеграции отечественных разработок значительно укрепит имидж республики на мировой арене, будет способствовать росту благосостояния народа. Все это требует высокого потенциала и значительных ресурсов.

В 2019-м в стране принята Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, которая заложила основу для развития государственно-частного партнерства в сфере и продвижения вузов республики в международных рейтингах (QS, TНE, Academic Ranking of World Universities). Документ стал стратегической программой и определил ключевые показатели развития сферы. Благодаря системным мерам два вуза страны — Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» и Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека — впервые оказались в рейтинге топ-1000 лучших университетов мира.

Особое внимание в рамках проводимых реформ уделяется внедрению передовых стандартов. Так, с 2020 года все вузы страны поэтапно переходят на кредитно-модульную систему, что позволяет обеспечить гибкость учебных программ и создает более широкие возможности для студентов. В свою очередь внедрение КМС способствует расширению практики предоставления двойных дипломов (Double Degree), позволяющей студентам получать дипломы вуза Узбекистана и партнерского вуза другого государства.

Важным достижением в сфере можно считать увеличение охвата высшим образованием. В 2023 году уровень охвата составил 42 процента, что почти в пять раз больше, чем в 2016-м (девять процентов). Сегодня число студентов в вузах составляет 1,3 миллиона. Увеличилось также количество высших учебных заведений (с 77 — в 2016-м до 213 — в 2023 году). Для поддержки одаренной молодежи с 2021 года введен грант Президента Республики Узбекистан для 200 абитуриентов, набравших самые высокие баллы на вступительных экзаменах на дневную форму обучения бакалавриата государственных вузов.

Одним из важных новшеств является предоставление вузам академической и финансовой самостоятельности. Право вузов на академическую свободу, самоуправление, свободу исследований и преподавания в соответствии с законом закреплено в Конституции РУз (статья 51). Сегодня академическая и финансовая самостоятельность предоставлена 40 вузам. При этом Министерству высшего образования, науки и инноваций предоставляется право расширять перечень по согласованию с Республиканским советом высшего образования и Министерством экономики и финансов. Предоставление академической и финансовой самостоятельности позволяет вузам решать такие вопросы, как утверждение учебных планов и программ, квалификационных требований, установление сроков продолжительности и стоимости обучения, введение заочной, дистанционной и вечерней форм обучения, осуществление академической мобильности, открытие новых и упразднение действующих направлений образования и специальностей. Эти меры позволили сократить государственное административное управление.

Обеспечение интеграции высшего образования, науки и инноваций также является ключевой задачей современных реформ. В вузах страны внедряется концепция «Университет 3.0», предусматривающая тесную связь образования, науки, инноваций и деятельности по коммерциализации результатов научных исследований в высших образовательных учреждениях. В результате этого научный потенциал вузов составил 40 процентов, количество статей в базах Scopus и Web of Science достигло 3574. По итогам 2023 года объем коммерциализации результатов исследований вузов и научных организаций превысил 270 миллиардов сумов, создано 17 спин-офф компаний.

Развитие системы высшего образования требует постоянного совершенствования. Поэтому особое внимание уделяется вопросам изучения рынка. При этом с учетом современных тенденций развития высшего образования следует сконцентрироваться на следующих задачах: расширении охвата высшим образованием в регионах; укрупнении вузов и оптимизации направлений высшего образования; усилении связи работодателей с будущими кадрами на этапе обучения.

Сегодня почти половина всех вузов страны расположена в Ташкенте. В свою очередь условия, система и качество образования должны быть одинаковыми во всех регионах. Необходимо также проанализировать целесообразность создания на базе вузов схожего профиля национальных или государственных университетов. Кроме того, следует оптимизировать направления бакалавриата и специальности магистратуры с учетом требований будущих работодателей и рынка труда. К сведению, сегодня количество направлений бакалавриата в Узбекистане составляет 195, в соседнем Казахстане — 173, в Финляндии — 132, а в Южной Корее — около ста.

Таким образом, принимаемые в стране меры по совершенствованию системы высшего образования, науки и инноваций служат повышению конкурентоспособности кадров и эффективности национальной экономики. Создание новых отраслей и повышение уровня жизни населения поставили перед государством серьезную задачу: наладить систему постоянного воспроизводства высокообразованных и дисциплинированных кадров, способных осваивать стремительно обновляющиеся технологии и формировать соответствующую структуру экономики. Ведь только владеющие современными знаниями специалисты с высоким интеллектуальным потенциалом и передовыми компетенциями в своих областях способны достичь стратегических целей в эпоху строительства Нового Узбекистана.

А.К.Расулев
Ученый секретарь
Института законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан