Согласно обновленной Конституции, государство провозглашает свою приверженность правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, а также подтверждает свою верность идеалам демократии, свободы и равенства, построению открытого и справедливого общества, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство.
Узбекистан с первых дней независимости провозгласил приверженность демократическим правовым ценностям, нынешние преобразования направлены на реализацию интересов личности, общества и государства через призму правового социального государства.
Смысл правового государства раскрывается через конституционные положения Преамбулы о построении гуманного демократического государства, открытого и справедливого общества, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода. Конституционно закрепленные права и свободы являются действующими непосредственно (ст. 15 Конституции), поскольку Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и образует основу единого правового пространства на всей территории страны.
В теории права, отраслевых науках, законодательной и правоприменительной практике отсутствует единый подход в определении содержания принципа непосредственного действия прав человека и в создании системы юридических средств обеспечения непосредственного действия прав человека. Наличие подобных проблем связано, в первую очередь, с отсутствием в теории права единообразного представления не только об объеме и содержании принципа, специфике его реализации, но и о его значимости в практике обеспечения прав человека. В этой связи возникла необходимость научного анализа его правовой природы, сущности, содержания, а также механизмов его реализации. И, прежде всего, в деятельности судебных органов.
Принцип непосредственного действия прав человека – явление довольно новое в теории права. В настоящее время исчерпывающие характеристики принципа непосредственного действия прав человека не определены, в научной литературе отсутствует единый концептуальный комплексный подход к изучению принципа, определению особенностей его реализации
и критериев повышения эффективности такой реализации.
Такое состояние научного знания о принципе непосредственного действия прав человека негативно сказывается на эффективности правового регулирования соответствующих отношений, в том числе при осуществлении правосудия.
Принцип непосредственного действия прав человека является общим принципом права и обладает особенностями реализации в различных видах судопроизводства. Данный принцип отражает наиболее значимые фундаментальные нормативные требования по обеспечению правового положения личности в обществе и государстве, способствующих единому восприятию и пониманию прав человека.
Существует несколько случаев обязательного применения принципа непосредственного действия прав человека в правоприменительной деятельности суда:
в случае пробелов законодательства;
в случае коллизии правовых норм;
когда суд толкует правовую норму, подлежащую применению
в конкретном деле, в соотношении ее с качеством непосредственного действия прав человека;
в качестве эталона, сообразуясь с которым в государстве осуществляется судебная защита прав человека;
при построении судом иерархии позитивных и естественных норм
и определении нормы, подлежащей применению в конкретном деле.
Проблемы реализации принципа непосредственного действия прав человека при осуществлении правосудия:
во-первых, недостаточная точность и полнота определения содержания принципа, отсутствие единства понимания принципа в практике судов;
во-вторых, отсутствие универсальных, конкретизированных
и детализированных требований к порядку применения судом принципа непосредственного действия прав человека;
в-третьих, отсутствие нормативных механизмов по принятию решений на основании принципа непосредственного действия прав человека.
Реализация принципа непосредственного действия прав и свобод человека – это претворение его в судебной деятельности.
Было время, когда конституционные права человека действовали лишь тогда, когда издавались специальные законы, а чаще всего — специальные нормативные акты. Не только чиновники, но даже суд не имел обычая ссылаться в своих решениях на Конституцию.
Закрепив непосредственное действие основных прав и свобод человека, Конституция Узбекистана превзошла, тем самым, конституции многих правовых демократических государств (например, США, Франции, ФРГ).
В целом, при определении правового статуса непосредственное действие прав человека означает следующее:
– поведение человека является правомерным, если он руководствуется правами и свободами, закрепленными в Конституции. Такому поведению не должно быть никаких препятствий. Правомерное поведение в рамках непосредственно действующих прав обеспечивается тем, что права и свободы, провозглашенные Конституции, сформулированы достаточно широко, с перечислением конкретных правомочий, которые могут реализоваться в действиях людей по осуществлению какого-то конкретного права. К таким правам можно отнести: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 27), свободу совести (ст. 35), свободу мысли и слова (ст. 33), право собственности (ст. 41), право на судебную защиту (ст. 55), права обвиняемого (ст. 28–30);
– человеку достаточно лишь уведомить исполнительную власть о своем замысле, если ему необходимо воспользоваться основными правами
и свободами. Никакого разрешения от этой власти не требуется;
– права и свободы человека имеют постоянно действующий, непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны до конца однократным претворением в жизнь;
– многие конституционные права субъекты могут осуществлять
и осуществляют, не вступая в конкретные правоотношения. К примеру, для реализации таких основных прав, как право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на пользование родным языком и многие другие, человеку вовсе не нужно вступать с кем-либо
в правоотношения. Они претворяются в жизнь на основе желаний, потребностей, интересов и волевых усилий только самого человека.
При этом правоотношения возникают лишь тогда, когда эти права нарушены (защита права) или неправомерно осуществляются:
– права и свободы человека действуют на всей территории страны,
в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства;
– человек может осуществлять свои права и свободы, а также защищать их всеми способами, не запрещенными законом.
Из ст. 15 Конституции вытекает очень важный вывод о том, законы и иные нормативно-правовые акты Республики Узбекистан принимаются на основе и во исполнение Конституции Республики Узбекистан. Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить принципам и нормам Конституции.
Следовательно, права и свободы, определенные Конституцией, это субъективные права и свободы и подлежат судебной защите в случае их нарушения.
Возможность обратиться непосредственно к Конституции и применить ее нормы позволяет судам в полной мере осуществлять их основную социальную функцию – защищать права и свободы человека от любых проявлений произвола: от посягательства не только других лиц,
но и государства, придает судам качество властности, что, в конечном счете, способствует действительной реализации принципа разделения властей.
Говоря о механизме обеспечения непосредственного действия основных прав и свобод правосудием, выделяются два варианта его действия.
Первый вариант – это когда провозглашенное Конституцией право человека не развивается текущим законодательством, а его реализация не опосредуется законом. В этом случае суды общей юрисдикции обеспечивают непосредственное применение нормы Конституции к конкретному случаю.
Второй вариант возникает в том случае, когда права и свободы человека нарушаются законодателем, т.е. закон, подлежащий применению в конкретном деле, не соответствует Основному закону. В такой ситуации граждане и юридические лица вправе обращаться в Конституционный суд с жалобой о соответствии Конституции закона, примененного в отношении них судом в конкретном деле, рассмотрение которого в суде завершено, если все другие средства судебной защиты исчерпаны (ч. 2 ст. 133 Конституции).
Показанные выше варианты обеспечения непосредственного действия основных прав человека правосудием в большей степени касаются личных и политических прав человека, которые могут быть защищены на основе чисто юридических процедур. С защитой социальных, экономических и культурных прав дело обстоит значительно сложнее. В первую очередь это относится к правам на труд, на жилище, на охрану здоровья, на охрану окружающей среды. Для их реализации только юридических форм и процедур явно недостаточно, поскольку главную роль в данном случае играют экономические и социальные факторы.
В свете конституционных реформ, особый интерес представляет реализация принципа непосредственного действия прав человека при осуществлении конституционного правосудия. Конституционный суд Республики Узбекистан как судебный орган конституционного контроля обеспечивает защиту непосредственно действующих прав человека с позиции отстаивания общих интересов, основываясь на положениях Конституции, имеющих высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики.
В заключение можно сказать, что задача защиты Конституционным судом прав человека может быть выполнена лишь при осуществлении всех его полномочий. Практика реализации принципа непосредственного действия прав человека при осуществлении конституционного правосудия, предполагает многовекторный подход. В этом аспекте важнейшее значение имеют положения Конституции, провозглашающие высшую юридическую силу конституционных норм, непосредственное действие Конституции, приоритет международных стандартов и реализацию судебной защиты прав и свобод человека.
Источник: http://infozakon.kz/life/23666-pretvorenie-v-zhizn-principa-neposredstvennogo-deystviya-norm-konstitucii-uzbekistana-pri-osuschestvlenii-pravosudiya.html
Комрон Нигматов, заведующий Сектором законодательства в судебно-правовой сфере Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан