30 мая с.г. главный научный сотрудник ИЗПП Б.Муминов принял онлайн участие с докладом в работе международного «круглого стола», организованного Институтом законодательства и правовой информации при Министерстве юстиции Республики Казахстан на тему: «Пути модернизации современного административного права в контексте казахстанского и зарубежного опыта».

В ходе своего доклада экспертом обозначены следующие ключевые проблемы, которые требуют системного осмысления при модернизации административного законодательства.

Во-первых, государство вправе декриминализировать и вывести за рамки формального уголовного права отдельные деяния, обозначив их терминологически по своему усмотрению. Однако при этом оно обязано сохранить в производстве по таким делам всю полноту классических уголовно-процессуальных гарантий, если по своей сути наказание за них носит уголовно-репрессивный характер (например, штраф, арест, запрет на профессию.). Следовательно, государство не вправе обходить уголовно-процессуальные гарантии путём формального изменения наименования режима ответственности. В правозащитном контексте имеет значение не форма, а реальное содержание преследования и последствия для лица.

Во-вторых, возникает дисбаланс между формальным усложнением правового текста и необходимостью обеспечения его доступности. Современные редакции Кодексов об административных правонарушениях нередко изобилуют технократическими формулировками что делает их практически недоступными для основной группы адресатов — граждан, не обладающих специальной правовой подготовкой. Это нарушает один из основополагающих принципов правовой системы — принцип правовой определённости и доступности закона.

В-третьих, остаётся нерешённым вопрос соразмерности административных взысканий. Применение чрезмерно жёстких санкций к формально малозначительным правонарушениям не только нарушает баланс между правонарушением и наказанием, но и подрывает доверие к институтам публичной власти. Данный вызов требует системной переоценки шкал опасности и ценностной переориентации административной репрессии.

В этом контексте отмечено, что опыт Республики Казахстан представляется особенно ценным. Казахстан демонстрирует пример поступательной модернизации административного права, в том числе — институционализации административной юстиции, переосмысления концепции административного деликта, а также попыток вернуть КоАП его фундаментальные функции. Учитывая правовые, историко-культурные и социальные параллели между Казахстаном и Узбекистаном, данный опыт может быть с высокой степенью адаптируемости использован в рамках узбекской реформы.