Скоро в Узбекистане пройдут выборы в парламент и местные Кенгаши народных депутатов. Все пять политических партий в нашей стране выдвинули своих кандидатов и принимают участие в предвыборной агитации. Этот этап выборов особенно важен, так как избиратели получают возможность узнать больше о кандидатах и их предвыборных программах.
В соответствии с Избирательным кодексом РУз предвыборная агитация это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и направленная на побуждение избирателей к голосованию за кандидата или политическую партию. Основная цель призвать избирателей к голосованию.
Право на проведение предвыборной агитации имеют:
– непосредственно кандидаты в депутаты;
– политические партии, выдвинувшие кандидатов;
– доверенные лица кандидатов (от их имени);
– представители партии (по избранию кандидатов по списку партии).
Некоторым категориям лиц (руководители органов государственной власти и управления, органов государственной власти на местах, военнослужащие Вооруженных Сил Республики Узбекистан, сотрудники Службы государственной безопасности, других военизированных формирований, правоохранительных органов, судьи, члены избирательных комиссий, профессиональные служители религиозных организаций) запрещается проведение предвыборной агитации.
Предвыборная агитация начинается со дня, следующего за последним днем, установленным для регистрации кандидатов и списка партии в установленном порядке, и заканчивается за день до начала голосования. Регистрация кандидатов и списка партии заканчивается за 35 дней до выборов. Итак, после завершения регистрации начинаются агитационные мероприятия. В этом году предвыборная агитация проводится с 22 сентября по 25 октября включительно.
Согласно законодательству о выборах, агитация запрещена в день выборов и за день до начала голосования. В международном опыте такая практика называется днем тишины. По опыту многих зарубежных стран предвыборная агитация запрещена за один (Франция, Индия, Италия, Казахстан, Венгрия и Хорватия) или за два дня до выборов (Аргентина, Египет, Сербия), а в некоторых государствах — за три дня (Австралия, Индонезия, Чехия). Материалы предвыборной агитации, размещенные ранее (за два дня до выборов) в зданиях, сооружениях и других местах, не подлежат обязательному изъятию в день выборов и за день до голосования. Цель дня тишины обеспечить независимый выбор избирателей, избежать внешнего вмешательства и давления.
Формы и методы проведения предвыборной агитации
Кандидаты, их доверенные лица, политические партии и их представители имеют право проводить предвыборную кампанию в определенных формах, а также методами, предусмотренными законом.
Кандидатам в депутаты и политическим партиям разрешается агитировать за программу своей будущей деятельности, программу политической партии и предвыборную платформу.
В рамках агитации может осуществляться распространение информации о программе и (или) предвыборной платформе или информации о кандидате и политической партии с призывом голосовать за ее кандидатов в депутаты или политическую партию.
В качестве форм предвыборной агитации могут использоваться публичные дебаты, дискуссии, пресс-конференции, собрания граждан, интервью, выступления, размещение роликов в СМИ.
В соответствии со статьей 45 Избирательного кодекса агитация осуществляется через СМИ, сети телекоммуникаций, а также всемирную информационную сеть Интернет; посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (плакаты, листовки и другие материалы), проведения встреч с избирателями.
Следует отметить, что биографии кандидатов в депутаты и их предвыборные программы, а также информационные материалы (плакаты) ЦИК и других избирательных комиссий о партийном списке и программах политических партий не считаются агитационными.
Кандидаты самостоятельно определяют содержание видов, форм и методов проведения предвыборной агитации.
В целом в период предвыборной агитации также могут быть использованы любые виды, формы и методы ее проведения, не запрещенные законом.
Что не допускается в рамках предвыборной агитации
В рамках предвыборной агитации запрещается предоставление избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров и услуг (кроме информационных), а также осуществление денежных выплат.
Агитация не должна быть направлена против суверенитета, целостности и безопасности государства, угрожать здоровью и нравственности людей, пропагандировать войну, национальную ненависть, расовую и религиозную вражду, призывать к насильственному изменению конституционного строя, к действиям, ограничивающим конституционные права и свободы граждан.
Кроме того, в ходе избирательного процесса запрещается распространение недостоверной информации, нарушение конфиденциальности персональных данных, а также изготовление и распространение сведений, наносящих вред чести и достоинству кандидатов, любых агитационных материалов, являющихся ложными (в том числе вводящих в заблуждение), причиняющих вред правам и законным интересам других лиц, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Кроме того, во избежание конфликта интересов должностным лицам органов государственной власти и управления, органов исполнительной власти на местах во время предвыборной агитации запрещается использовать свое должностное и служебное положение в пользу или против любой политической партии или кандидата.
Учитывая то, что избирательные комиссии должны быть объективными, их членам запрещается носить одежду или украшения с партийной символикой, использовать другие знаки.
Условия для кандидатов и политических партий в период предвыборной агитации
Средства на предвыборную агитацию кандидатов в депутаты и политических партий выделяются из Государственного бюджета Республики Узбекистан.
В целях эффективной организации встреч с избирателями кандидат имеет право на бесплатный проезд на всех видах государственного пассажирского транспорта (за исключением городского, такси и заказных рейсов других видов транспорта) в пределах избирательного округа. Кандидат в депутаты, проживающий за переделами избирательного округа, пользуется правом на бесплатный проезд для переезда в избирательный округ и возвращения к месту жительства. Необходимые меры для обеспечения этих прав принимаются компетентным государственным органом в области транспорта.
Проведение кандидатами и политическими партиями встреч с избирателями осуществляется самостоятельно. Для этого достаточно письменно уведомить соответствующий районный (городской) хокимият не менее чем за три дня, а также известить соответствующую территориальную, районную, городскую или участковую избирательную комиссию о месте и времени проведения встреч. То есть разрешение на проведение этих мероприятий не требуется.
Органы государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, общественные объединения, а также органы самоуправления граждан должны содействовать организации встреч. А значит, обязаны бесплатно предоставлять оборудованные помещения для проведения встреч, оказывать помощь в получении необходимых справочных и информационных материалов.
Обеспечение равенства в предвыборной агитации
Кандидатам в депутаты и политическим партиям гарантируется предоставление равных прав на предвыборную агитацию.
Размер бюджетных средств, выделяемых на финансирование расходов на предвыборную агитацию, определяется Центральной избирательной комиссией в равных долях и перечисляется на соответствующий счет политической партии.
В соответствии с Избирательным кодексом РУз при проведении агитации обеспечиваются равные условия доступа к государственным СМИ путем бесплатного предоставления одинакового по объему эфирного времени и печатной площади.
СМИ должны соблюдать принцип равенства при освещении предвыборных мероприятий политических партий и кандидатов в депутаты в новостных программах и других информационных материалах, создавая необходимые условия для них в рамках бесплатного эфирного времени и печатной площади, выделяемых в ходе предвыборной агитации. При передаче или публикации материалов предвыборной агитации СМИ должны указать, что эти материалы являются агитационными.
Условия оплаты за эфирное время, печатную площадь, определяемые средствами массовой информации, и иные требования должны быть равными и одинаковыми для всех.
Центральной избирательной комиссией установлены порядок, объем и время бесплатного использования СМИ в целях агитации кандидатов и политических партий в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В частности, определены предоставляемый объем бесплатного эфирного времени на республиканских телеканалах, радиоканалах, региональных телерадиоканалах Национальной телерадиокомпании Узбекистана, а также объем бесплатной печатной площади в центральных изданиях («Янги Узбекистон», «Правда Востока», «Халк сузи», «Народное слово», «Овози тожик», «Нурлы жол») и в местных газетах. Вопрос о равном использовании СМИ на выборах в местные Кенгаши решается соответствующими избирательными комиссиями.
Меры ответственности за нарушение требований предвыборной агитации
Действующее законодательство устанавливает ответственность за нарушение требований предвыборной агитации. В частности:
– неисполнение решений Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий (в том числе решений о бесплатном предоставлении одинакового по объему эфирного времени и печатной площади);
– нарушение прав кандидата, доверенного лица или уполномоченного представителя политической партии (в частности, в период предвыборной агитации);
– нарушение условий и порядка проведения предвыборной агитации;
– опубликование или распространение иными способами заведомо ложных сведений о кандидате, политической партии с целью воздействия на результаты выборов;
– умышленное уничтожение или повреждение информационных, агитационных материалов, размещенных на зданиях, сооружениях или в других местах, в ходе подготовки и проведения выборов;
– нарушение порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, а также иных исследований, связанных с выборами, влечет административную ответственность.
Воспрепятствование путем насилия, угроз, обмана или подкупа свободному осуществлению гражданами права избирать или быть избранными депутатами, вести предвыборную агитацию, осуществлению доверенными лицами кандидатов в депутаты их полномочий влечет уголовную ответственность.
Таким образом, условия и порядок проведения предвыборной агитации предусмотрены законодательством о выборах. Данные нормы направлены на эффективное проведение предвыборной агитации, создание необходимых и равных условий для кандидатов и политических партий.
А.К.Расулев
Ученый секретарь
Института законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан