Итоги важнейшего политического события страны — выборов депутатов в органы представительной власти позволяют по-новому взглянуть на динамично развивающуюся партийную систему Республики Узбекистан. Этот процесс демонстрирует укрепление политической конкуренции, повышение активности граждан в избирательных процессах и расширение участия молодежи в формировании государственной политики. Выборы стали отражением растущей открытости политической системы, где партии начинают играть более значимую роль как в выражении интересов общества, так и в продвижении демократических реформ. Подобные события свидетельствуют о том, что Узбекистан нацелен на усиление демократии и формирование сильного гражданского общества. Партийная система страны основывается на системе умеренного плюрализма, характеризующейся многопартийностью. Это заключается в отсутствии партий с крайними или радикально противоположными идеологиями. Политический спектр в Узбекистане отличается плавной фрагментацией и наличием частичного пересечения политических платформ разных партий. За годы независимости в стране сформировалась сбалансированная, эффективная, отвечающая высоким требованиям демократических стандартов система правового регулирования деятельности политических партий, что позитивным образом сказывается на качестве национальной партийной системы и избирательного процесса. Среди важнейших нормативно-правовых актов, действующих в данной сфере, следует отметить Избирательный кодекс Республики Узбекистан в новой редакции, законы Республики Узбекистан «О политических партиях», «О финансировании политических партий», «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны», «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан». Принятие Избирательного кодекса Республики Узбекистан в новой редакции открывает дополнительные возможности для развития избирательной системы. В то же время демократизация общества и углубление политико-правовых реформ возлагают на политические партии новые задачи. Одной из ключевых ролей партий становится участие в государственном управлении, особенно на местном уровне, что предполагает изучение международного опыта, внедрение передовых политических и правовых инициатив, а также их использование для совершенствования деятельности органов власти. Политические партии являются важнейшим институтом гражданского общества, выступая связующим звеном между обществом и политической системой. Государственное управление, во многом зависящее от гражданского общества, осуществляется через политические партии, которые не только представляют интересы своих членов, но и формируют их. Вместе с тем помогают обществу адаптироваться к взаимодействию с государством, снижают вероятность конфликтов и таким образом сохраняют стабильность законодательной и исполнительной власти. Сильные политические партии укрепляют государство, создавая устойчивую связь с местными органами и осуществляя контроль за политическими процессами, что способствует развитию страны. Партии, не проявляющие активность, могут ослабить государственные структуры. Партии выражают политическую волю своих членов, участвуют в формировании органов власти через своих представителей в Законодательной палате и местных Кенгашах, а их документы обладают юридической силой и публикуются в официальных изданиях. Каждый гражданин Узбекистана имеет право вступить в партию по своему выбору, выражая политическую волю. Это право способствует вовлечению граждан в политическую жизнь, развитию национального самосознания, независимости и всестороннему прогрессу. Узбекистан стремится занять достойное место среди развитых стран мира, обновляя политическую и правовую системы, укрепляя гарантии прав и свобод граждан, а также повышая значимость политических партий в принятии государственных решений. Особое внимание уделяется развитию правовой базы, повышению социальной, политической и правовой культуры населения. С обретением государством независимости политические партии стали играть важную роль в стране. Благодаря созданию правовых основ и открытой политической среды появились партии, способные свободно выражать интересы и взгляды народа, что стало важным шагом на пути демократического развития Узбекистана. В частности, эти документы регулируют широкий спектр вопросов: принципы создания и функционирования партий, их права, деятельность в составе представительных органов власти, а также вопросы, касающиеся собственности и финансирования. Проведенный анализ показывает, что в стране созданы необходимые правовые условия для развития демократичной и конкурентной партийной системы, способствующей плюрализму политических взглядов. Партийная система Узбекистана характеризуется целостностью и отсутствием региональной фрагментарности. Все партии действуют системно, без территориальной привязки или явного предпочтения отдельным регионам. Важным событием 2023 года стало принятие Конституции в новой редакции, разработанной в рамках демократического обсуждения с участием граждан и институтов гражданского общества. Основной закон учитывает современные вызовы и нацелен на защиту прав человека. Это положило основу для формирования предвыборных программ всех пяти политических партий, каждая из которых учла положения обновленного Основного закона. Анализ политического спектра показывает: три партии, включая Экологическую партию Узбекистана, Народно-демократическую партию Узбекистана и Социал-демократическую партию «Адолат», тяготеют к левому спектру. В центре — Движение предпринимателей и деловых людей — Либерально-демократическая партия Узбекистана. А Демократическая партия «Миллий тикланиш» занимает правоцентристскую, консервативную нишу. Анализ программных документов партий позволяет сделать вывод: в Узбекистане созданы все условия для широкого многообразия и конкурентного соперничества современных взглядов и убеждений. У избирателей есть возможность адекватного селективного выбора близкой им по духу партийной идеологии. Политические программы партий написаны простым и доступным языком. Однако существует проблема институционального дизайна: уставы требуют модернизации, включая внедрение цифровых технологий, инновационных подходов и гибких методов работы. Узбекистан демонстрирует зрелость своей демократической системы. Высокий уровень правового обеспечения избирательного процесса позволяет проводить выборы организованно и прозрачно, учитывая мнение граждан. Политические партии предлагают программы, отвечающие актуальной повестке, реализация которых будет способствовать устойчивому развитию общества и государства.
Абдуллаев Закир Илхамович
Главный научный сотрудник