В Избирательной кампании по выборам в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана и депутатов областных, городских и районных Кенгашей примут участие пять политических партий: основанная в 2003 году, правящая правоцентристская – Либерально-демократическая партия Узбекистана (УзЛиДеП); основанная в 1995 году, правая, консервативная – Демократическая партия (ДП) «Миллий тикланиш»; основанная в 1991 году, левая – Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ); образованная в 1995 году, левоцентристская – Социал-демократическая партия (СДП) «Адолат»; функционирующая с 2018 года, левая – Экологическая партия Узбекистана.
Все пять партий были представлены в парламентах прошлых созывов и иногда критиковались за схожесть позиций по ключевым вопросам развития страны.
В результате проведенных реформ, принятия в 2023 году Конституции в новой редакции, провозгласившей в качестве стратегического приоритета построение суверенного, демократического, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления, актуализировался запрос на диверсификацию подходов к построению Нового Узбекистана.
Нет сомнений, что реформы политической системы, избирательного законодательства страны, переход к смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе позволят каждому из более чем 20 миллионов избирателей сделать осознанный выбор в пользу конкретной партии и проголосовать за ее представителей.
Программы партий, участвующих в нынешних выборах, можно проанализировать по четырем ключевым направлениям: реформа экономики, развитие социальной сферы, обеспечение верховенства закона и совершенствование государственного и общественного строительства.
Характеризуя предвыборную платформу УзЛиДеП, отметим, что в ней выдвинуты инициативы, типичные для центристских и правоцентристских либерально-демократических партий, – переход к подлинно рыночной экономике, поддержки и защита предпринимателей, минимизация государственного участия в экономике и другое. В качестве примера можно указать на такие инициативы, как доведение ВВП страны в ближайшие пять лет до 160 миллиардов долларов, увеличение числа предпринимателей до 3 миллионов, повышение объема фондового рынка до 10 миллиардов долларов, сокращение обязательств частных предпринимателей перед работниками, создание в стране 2,5 миллиона рабочих мест, сокращение лицензируемых видов деятельности в два раза, повышение доли частных предпринимателей в экономике до 85 процентов, активное вовлечение частного сектора в сфере дорожного строительства, электро- и газоснабжения, совершенствование налогового администрирования, усиление ответственности за посягательства на собственность граждан, декриминализации преступлений в сфере предпринимательства, невмешательство в деятельность предпринимателей и фермеров государственных органов, вступление в ВТО, гарантированное предоставление кредитных каникул для предпринимателей, попавших в сложное положение. Инициируется принятие Инвестиционного кодекса, законов «О развитии ринка капитала», «О венчурных инвестициях», «О краудфандинге».
При этом предвыборная платформа правящей партии содержит и ряд инициатив левого толка, к ним можно отнести увеличение финансирования науки и образования в деять раз, гарантированное предоставление гражданам в возрасте свыше 70 лет необходимой медицинской и социальной помощи, доведение доходов граждан до 4 тысяч долларов, увеличение в три раза ассигнований на медицину и другое.
Указанное исходит из задачи построения социального государства, которое не может не брать во внимание социальные факторы.
Учитывая, что УзЛиДеП – правящая партия, ее предвыборная платформа больше похожа на программу мер правительства.
В свою очередь, ДП «Миллий тикланиш», продвигая патриотическую, правоконсервативную повестку, выдвигает такие идеи, как создание широких возможностей для развития государственного языка, перевод на государственный язык иностранных источников, развитие национального сегмента научной литературы, усиление ответственности за несоблюдение законодательства о государственном языке, привлечение инвестиций национальными предпринимателями, обеспечение приоритетного приема на работу в местные и иностранные предприятия национальных кадров, гендерное квотирование мест в сфере научных исследований, совершенствование системы подготовки национальных научных кадров, регулирование проведения свадеб и других семейных мероприятий, внедрение института проверки добропорядочности государственных служащих, введение карты соотечественника, развитие у узбекистанцев чувства сопричастности с Родиной и др. Инициируется принятие законов «О национальном ремесленничестве», «О реновации».
Платформа партии содержит довольно продвинутые левые идеи, а также инициативы в сфере обеспечения экологических прав: ограничение необоснованного роста цен, расширение возможностей женщин служить в Вооруженных Силах, ограничение использования невозобновляемых источников энергии, разработка концепции здорового питания, ограничение использования продукции, содержащей ГМО, разработка программ по нейтрализации негативных сезонных климатических изменений.
При этом отдельные инициативы, в числе которых принятие законов о наружной рекламе, народной медицине, носят декларативный характер, так как указанные требования регламентированы в законах «Об охране и использовании объектов культурного наследия», «О рекламе», «Об охране здоровья граждан».
Правящий тандем правоцентристских партий УзЛиДеП и ДП «Миллий тикланиш» характеризуется ориентированностью на комплексное продвижение инициатив, востребованных электоратом.
В отличие от предвыборных платформ правоцентристских партий, инициативы НДПУ и СДП «Адолат» базируются на типично левых идеологиях и инициативах, в числе которых этатизм, усиление социальных обязательств государства и бизнеса, защита прав уязвимых слоев населения.
НДПУ, являясь проводником традиционных левых взглядов, инициирует запрет приватизации предприятий стратегического характера, направление поступлений за оказание госуслуг и штрафов в Государственный бюджет, внедрение налогов на роскошь, развитие школ, укрепление системы обязательного социального страхования от безработицы, обязательные отчисления крупных строительных компаний специальных фондов для социального жилья, компенсационных выплат по аренде жилья для магистров и докторантов, запрещение крупных выплат, подарков за счет средств Госбюджета, квотирование мест для инвалидов при парламентских и местных выборах, а также на государственной гражданской службе, принятия Социального кодекса, законов «О социальном жилье», «О хосписной помощи»,
«О регулировании коммунальных услуг и тарифов», «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты и медицинские услуги», «Об установлении минимальных потребительских расходов», «О государственном медицинском страховании».
Имеются такие инициативы, как ежегодная обязательная ротация председателей районных, городских и областных судов, внедрение суда присяжных, и другие.
В предвыборной платформе партии превалируют этатистские начала, которые поддерживает определенная часть избирателей, но, на мой взгляд, трудно реализуемы в условиях дефицита бюджета и перехода к подлинно рыночным отношениям.
В свою очередь СДП «Адолат» провозглашает в качестве приоритетов своей деятельности внедрение прогрессивной шкалы налогообложения, повышение ставок налогообложения для владельцев недвижимого имущества, предоставление таможенных и налоговых льгот отраслям, а не конкретным лицам, внедрение проекта гарантированного первого места работы, установление льгот за принятие на работу нуждающихся, повсеместной цифровизации системы здравоохранения, недопущения социального расслоения общества, 30-процентного гендерного квотирования руководителей в исполнительной власти, включение руководителей партийных групп в коллегиальные органы местной власти, отказ от ответственности за нецелевое использование предпринимателями кредитов.
Отдельным блоком сформулированы инициативы партии в сфере противодействия коррупции. Инициируется принятие законов «О государственной компенсации за неправомерные действия должностных лиц», «О статусе судей», «Об общественной безопасности», «О малых промышленных зонах», «О ветеранах», Социального, Водного кодексов.
При этом довольно спорными являются инициативы партии по внедрению порядка, согласно которому возложение на предпринимателей обязанностей необходимо осуществлять исключительно на основе законов, переводу пенитенциарных учреждений из МВД в Министерство юстиции, ограничению принципа равенства и усилению карательной составляющей при осуществлении управления, дифференциации размеров штрафов и иных правовых мер в зависимости от доходов граждан, введению уголовной ответственности за приватизацию парков, мест досуга, преобразованию негосударственных учреждений здравоохранения в некоммерческие.
Несмотря на кажущуюся привлекательность, декларативный характер носят инициативы партии о принятии законов «О сохранении видов и ландшафтов поселений», «О страховании рисков в сельском хозяйстве», «О государственной защите материнства, отцовства и детства», увеличении количества судей и их специализаций, пожизненном лишении прав на вождение лиц, систематически нарушающих ПДД.
Партии левого и центристского спектра делают упор на популярные у большого круга избирателей инициативы продвижения гендерной тематики, выравнивание доходов населения посредством налоговых инструментов и другое.
На политическом ландшафте Узбекистана выделяется предвыборная платформа левой Экологической партии Узбекистана.
Несмотря на то, что это самая молодая партия, она инициирует универсальные приоритеты идей экологизма, зеленой повестки дня, полноценного обеспечения права граждан на здоровую окружающую среду, которые невозможно не учитывать при нарастающих угрозах для окружающей среды страны и региона.
В качестве наиболее значимых инициатив Экологической партии можно указать обеспечение экологической безопасности и развитие экономики, ориентированной на устойчивое развитие, достижение энергетической безопасности и развитие энергосберегающих технологий, повышение активности в сфере охраны окружающей среды и рационального использования при-родных ресурсов, осуществление реформ в сфере пользования земельно-водными ресурсами и обеспечения продовольственной безопасности, совершенствование законодательства в сфере государственного и общественного развития, судебно-право-вой системы, минимизация ущерба от Аральской катастрофы, глобального потепления, развитие международного сотрудничества в сфере.
Платформа партии носит утилитарный характер, в ней детально определены приоритеты зеленой политики. Предложено принятие порядка 10 законов в сфере охраны природы, присоединение к ряду международных договоров в указанной сфере.
При конкретной программе Экологической партии есть сомнения в реализуемости их в ближайшие годы. Это связанно с высокой затратностью экологических инициатив.
Напрашивается вопрос — согласится ли избиратель, определенную часть которого составляют предприниматели, поддержать зеленых за счет увеличения природоохранных издержек с сокращением прибыли.
Избирательные платформы политических партий, вступивших в борьбу за место в парламенте, стали более конкретными и соответствующими их месту в политическом спектре. Однозначно прослеживается разница в подходах партий, наглядно виден идеологический разлом между ними.
Программы УзЛиДеП и ДП «Миллий тикланиш» выделяются конкретикой, прагматизмом и масштабностью, хотя и чрезмерно детализированы. Нет сомнений в их востребованности, но стоит ли во главу угла ставить экономические интересы или традиционные ценности — вопрос риторический.
В свою очередь ряд инициатив левых НДПУ, СДП «Адолат» и Экологической партии при кажущейся привлекательности могут способствовать государственному участию в экономике с соответствующему административно-распределительными началами в управлении. Чем это чревато, мы знаем.
Соответственно воля избирателя приоритезирует цели и задачи органов государственной власти Узбекистана в нынешних условиях.
Б.Исмаилов
заведующий сектором законодательства
в сфере международных отношений
доктор юридических наук, профессор