По инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева проводится коренная реформа судебно-правовой системы, которая выражается в усилении мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективном обеспечении правосудия, повышении роли органов судейского сообщества.

Республика ступила в новый этап своего развития, основу которого составляют Стратегия «Узбекистан — 2030», иные нормативно-правовые документы. Воплощается инициатива главы государства «От национального возрождения — к национальному прогрессу».

Обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы — четвертое приоритетное направление Стратегии «Узбекистан — 2030». Предусматривает независимость судебной власти, гарантию надежной защиты прав и свобод граждан, укрепление законности в данной сфере.

С 2017 по 2021 год пересмотрена судебно-правовая система, проведена реформа правоохранительных органов, направленная на обеспечение надежных гарантий защиты прав и свобод граждан прежде всего от преступных посягательств, а также на недопущение ущемления их чести и достоинства, ограничения законных интересов. В основу проводимых судебно-правовых реформ заложены такие конституционные принципы, как верховенство закона, приоритет прав и свобод человека, равенство граждан перед законом, гуманизм, справедливость и презумпция невиновности.

Так, реализованы масштабные меры по обеспечению подлинной независимости судебной власти, повышению авторитета суда, демократизации и совершенствованию судебной системы.

В ходе реализации норм стратегии создан единый Верховный суд — высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства. Это укрепило судебную власть и создало условия для единообразия судебной правоприменительной практики.

Важнейшее значимое нововведение в судебной системе нашей страны — создание нового института — Высшего судейского совета Республики Узбекистан. Это орган судейского сообщества, оказывающий содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти. В его состав входят судьи, адвокаты, представители юридической и научной общественности. Данный орган образован в том числе с учетом рекомендаций Киевской конференции по вопросам независимости судебной власти, Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Именно Высший судейский совет наделен полномочиями по отбору и формированию высококвалифицированного судейского корпуса.

Судьи теперь назначаются либо избираются на первоначальный пятилетний, последующий десятилетний и бессрочный период пребывания в должности, что обеспечивает стабильность судейского корпуса и укрепляет независимость судей. Данное нововведение полностью отвечает требованиям современного международного и зарубежного опыта. В соответствии со статьей 12 Основных принципов независимости судебных органов ООН от 29 ноября 1985 года судьи, назначаемые или выборные, имеют гарантированный срок полномочий до обязательного выхода на пенсию или истечения срока полномочий, где таковой установлен. На деле это означает, что за судьей сохраняется занимаемая должность до достижения им предельного возраста.

Реализованы комплексные меры по повышению открытости и прозрачности деятельности судебных органов, налаживанию открытого диалога с населением и усилению роли общественности в отправлении правосудия.

С учетом положений Конституции РУз в новой редакции важнейшим направлением реформ в этой сфере является последовательное расширение прав участников уголовного процесса. Так, согласно статье 28 Основного закона, все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного. Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и в любое время может воспользоваться правом хранить молчание. При этом никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников.

В числе новаций — положение о том, что лицо не может быть признано виновным или подвергнуто наказанию, если признание им своей вины является единственным доказательством против него. Лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение чести и достоинства, присущих человеческой личности. Судимость лица и вытекающие из этого правовые последствия не могут быть основанием для ограничения прав его родственников.

В Уголовно-процессуальный кодекс внедрена норма о том, что задержанное лицо имеет право обжалования в судебном порядке определения о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Защитник наделен правом собирать и представлять доказательства по уголовному делу, которые подлежат приобщению к материалам уголовного дела, а также обязательной проверке и оценке в ходе проведения дознания, предварительного следствия и рассмотрения уголовного дела в суде.

Также введен механизм обязательного стенографирования судебного разбирательства.

В новой редакции приняты Гражданский и Экономический процессуальный кодексы, а также Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, которые в полной мере отражают суть осуществляемых в нашей стране демократических преобразований в судебно-правовой сфере.

За прошедшие годы уголовное и уголовно-процессуальное законодательство претерпело значительные изменения, направленные на совершенствование норм, имплементацию передовых международных стандартов и зарубежных практик с целью безусловного обеспечения прав и свобод граждан, привлекаемых к участию в уголовном процессе. Реализованы комплексные меры по расширению сферы применения института Хабеас корпус. Внедрен упрощенный порядок производства по уголовным делам. Усилены гарантии, права и свободы граждан в судебно-следственной деятельности.

В рамках применения принципов института Хабеас корпус полномочия по проведению следственных действий по аресту почтово-телеграфных отправлений и эксгумации переданы от прокуроров в суды.

В судах начали активно пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями, направленными на повышение эффективности судебного разбирательства, осведомленности общественности о правосудии. Теперь граждане могут обращаться в суд удаленно и участвовать в судебных заседаниях с помощью системы видеоконференцсвязи. Налажена практика размещения судебных решений в сети Интернет.

Введен институт предварительных слушаний в уголовных судах с целью дальнейшего усиления гарантий прав человека в судопроизводстве и реализации принципа состязательности судопроизводства. В этом случае суду было предписано вынести окончательное решение при наличии достаточных оснований для приостановления и прекращения дела без возвращения в прокуратуру материалов предыдущего следствия.

С 2021 года суды областного уровня по гражданским, экономическим и уголовным делам объединены в качестве единого суда. В результате установления такого порядка путем принятия окончательного решения по каждому делу в суде обеспечиваются стабильность судебных решений, предотвращение волокиты и хождений граждан по инстанциям. Для обеспечения законности, обоснованности и справедливости судебных решений введен ревизионный порядок их пересмотра.

Проведенные реформы судебно-правовой системы Узбекистана дают свои положительные результаты.

В частности, за эти годы оправданы 2,3 тысячи граждан, которые ранее были несправедливо обвинены. Свыше 3,5 тысячи молодым людям и женщинам, которые могли получить наказания в виде лишения свободы, вынесли более мягкие приговоры с учетом гарантий органов самоуправления граждан и общественных организаций.

Цель реформ судебно-правовой системы — превращение судов разных уровней в органы, обеспечивающие защиту прав и законных интересов людей. Суд должен стать надежной опорой для граждан. Судебные органы должны быть действительно независимыми, ко всем относиться одинаково, с позиции верховенства закона, будь это обычный гражданин или чиновник. За прошедший период осуществлена огромная работа по превращению судебной власти из органа наказания в орган защиты прав, свобод и интересов граждан.

В настоящее время в рамках конституционных реформ реализуются меры по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства, в том числе направленные на гуманизацию условий содержания лиц в местах лишения свободы. Разрабатывается новая редакция Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан.

Как отмечалось в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана от 20 декабря 2022 года, в части обеспечения правосудия есть вопросы, ждущие своего решения. К сожалению, все еще наблюдаются низкое качество следствия, волокита в судах, случаи неисполнения судебных решений.

Поэтому решение этих проблем и далее будет в центре внимания государства и общества. Обеспечение неотвратимости ответственности за вмешательство в деятельность судебных органов и нарушение конституционных норм в области независимости правосудия является гарантией достижения поставленных целей в данной сфере.

Стоит подчеркнуть, что по международным стандартам всем судам следует быть независимыми от исполнительной и законодательной власти, от сторон судебного разбирательства. Это означает, что ни судебная система, ни входящие в нее судьи не должны зависеть от других ветвей государственной власти или сторон в судебном процессе.

Ш.Мирзаев
главный научный сотрудник сектора
законодательства в судебно-правовой сфере