27 октября в Узбекистане прошли выборы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана и депутатов областных, городских и районных кенгашей. Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан признала их состоявшимися и действительными. За выборами наблюдали более 65 тысяч местных наблюдателей, свыше 850 иностранных и международных наблюдателей, а также более 1 000 представителей местных и зарубежных СМИ.

Депутатские места на выборах в Законодательную палату по единому избирательному округу распределились между политическими партиями следующим образом: Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическая партия Узбекистана – 26 депутатских мест; Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш» – 14 депутатских мест; Народно-демократическая партия Узбекистана – 13 депутатских мест; Социал-демократическая партия Узбекистана «Адолат» – 12 депутатских мест и Экологическая партия Узбекистана – 10 депутатских мест.

Партийная принадлежность 75 депутатов, избранных в Законодательную палату по одномандатным избирательным округам, выглядит следующим образом: от УзЛиДеП – 38 депутатов, от «Миллий тикланиш» – 15; от «Адолат» – 9, от НДПУ – 7 и от Экопартии – 6 депутатов.

Таким образом, Законодательная палата обновилась практически на 60 процентов. 38 процентов депутатов составили женщины. Из 150 депутатов 30% – экономисты, 22% – юристы, 18,7% – педагоги, 12% – инженеры, 9,3% – медицинские работники и 8% – предприниматели в сфере культуры и фермеры. Это свидетельствует о создании профессионального парламента. Кроме того, 35 процентов депутатов имеют ученую степень.

Ключевыми прогрессивными моментами нынешних выборов стали – смешанная система выборов, первые телевизионные дебаты на высшем уровне, новый процесс электронного голосования, оптимизация расходов и компактные избирательные бюллетени, высокая активность избирателей, грандиозный масштаб выборов и многое другое.

Так, к примеру 27 сентября в Узбекистане прошли первые парламентские телевизионные дебаты, которые состоялись на вновь образованной площадке «Дебат Холл» в медиацентре негосударственных телерадиоканалов. Да, действительно, на самом деле первые телевизионные дебаты состоялись в недалеких 2019 и 2023 годах. Однако, на парламентских выборах 2019 года в дебатах принимали участие только лишь представители партий, а на выборах Президента в 2023 году представители кандидатов в президенты.

В прошедших выборах же приняли участие исключительно руководители, подлинные лидеры политических партий. А именно, от Либерально-демократической партии Актам Хаитов, Демократической партии «Миллий тикланиш» — Алишер Кадиров, Социал-демократической партии «Адолат» — Робахон Махмудова, Народно-демократической партии — Улугбек Иноятов и Экологической партии — Абдушукур Хамзаев.

Стоит отметить, что дебаты прошли в прямом эфире в высококонструктивном формате, причем в формате трех раундов с возможностью высказывания финального обращения к избирателям. Данный трехуровневый формат полностью соответствует самым высоким стандартам в области проведения политических баталий, а также практике наиболее развитых стран. Причем агитационное мероприятие не носило «разовый» характер и такой формат политического дискурса состоялся еще 4 раза.

Не случайно, современная политическая наука рассматривает теледебаты как мощнейший инструмент воздействия на избирателя. Уверен, что прошедшие дебаты оказали положительное влияние в непростом выборе кандидатов в парламент, ведь жанр теледебатов способен завоевывать умы и сердца миллионов избирателей простых граждан страны.

Следующим важнейшим шагом в нынешних выборах стало введение электронного голосования. 12 октября Центральная избирательная комиссия Узбекистана объявила о тестировании процесса электронного голосования в день выборов на некоторых избирательных участках, расположенных на территории Ташкента.

Данное новшество по праву можно считать событийным, ведь электронное голосование, хоть и частично прошли впервые в истории нашей великой страны. Главная цель – это создание максимального удобства избирателям, шагая в ногу со временем и пользуясь современными возможностями информационно-коммуникационных технологий.

При этом важно отметить, что электронное голосование не носило обязательную форму голосования. Избирателям было предоставлено право самостоятельно и свободно выбирать традиционную (заполнение бумажных бюллетеней) или электронную форму голосования.

В ходе выборов были использованы 37 электронных устройств для голосования на 10 избирательных участках (из 780) в городе Ташкенте. Важно отметить, что эти устройства успешно были протестированы в некоторых развитых зарубежных странах, в частности Сингапуре, Бразилии, Великобритании, Германии, Италии, США и др., где с их помощью проголосовали более 6,5 миллиардов избирателей по всему миру.

В результате внедрения электронного голосования Узбекистан стал второй страной на пространстве СНГ, применивший данную технологию в избирательном процессе.

Проведение электронного голосования не единственный случай пользования современными информационными технологиями. Так, Центральной избирательной комиссией были организованы онлайн-трансляции процесса голосования с избирательных участков. Кроме того, успешно сработала электронная платформа «E-Saylov», через которую было осуществлена аккредитация значительной части наблюдателей из-за рубежа. Посредством информационной системы зарубежным экспертам были предоставлены документы, позволяющие работать на выборах в Узбекистане в качестве международных наблюдателей. Такими темпами не станет удивлением, если к следующим выборам в работе избирательных комиссий будет использован труд искусственного интеллекта.

Каждые проведенные выборы это – новый опыт, новая пища для размышления, возможность провести глубокий анализ, разработать и внедрить наиболее совершенные методы и способы проведения выборов. Одним из таких важных направлений, несомненно, является оптимизация процессов проведения выборов, в особенности поиск наименее затратных, но в тоже время эффективных и надежных способов изготовления избирательных бюллетеней.

В частности, Центральная избирательная комиссия утвердила совершенно новую форму избирательного бюллетеня. Важно отметить, что новая упрощенная форма позволила сэкономить средства на их распечатывание на сумму более 3 млрд сумов.

При разработке новой формы экономия средств была сопутствующей целью. Основной целью данных инноваций стало создания удобного с использованием инновационного дружелюбного стиля («user-friendly» интерфейсы – в переводе с английского означает дружественный для пользователей интерфейс) избирательного бюллетеня.

Так, для каждого бюллетеня был отобран свой уникальный цвет: для одномандатного избирательного округа Законодательной палаты – светло-голубого цвета, для единого избирательного округа – светло-зелёного, для голосования по выборам депутатов областного и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов – светло-жёлтого, а для выборов депутатов районного и городского Кенгашей – светло-серого.

Использование такой разной цветовой палитры еще и научно обоснованно. Ученые подсчитали, что заполнение таких цветных бюллетеней занимает меньше времени, и сокращают объем и время работы участковой избирательной комиссии при их подсчете. Имеются и конкретные цифры. Так, за время выборов было сэкономлено более 11 тысячи часов времени работы комиссий.

Это отразилось и на численности комиссий, где их количество с 11 человек на предыдущих выборах сократилась в этом году в среднем до 10, то есть до 2100 человек по стране. Таким образом, удалось сэкономить средства в размере около 2 млрд сум.

Масштаб, проведенный выборов, тоже заслуживает внимания. Так, были открыты 56 избирательных участков в 39 странах мира. Семь участков в России, по три участка – в Казахстане и Китае, по два – в Кыргызстане, ОАЭ, Саудовской Аравии, Турции, Германии, США и Южной Корее. Ещё в 29 странах были открыты по одному избирательному участку.

А ведь это было сделано не случайно. В соответствие со статьей 23 новой Конституции, государство в соответствии с нормами международного права заботится о сохранении и развитии связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. Забота о соотечественниках, подлинное обеспечение на деле принципа народовластия, в частности участия соотечественников в управлении государством были одной из целей включения данной новой нормы в Конституцию.

Важно отметить, что выборы прошли мирно и без серьёзных нарушений закона. В суды не поступали жалобы на избирательный процесс. Вместе с тем, в ходе избирательной кампании судами было рассмотрено 2 дела, связанных с нарушением правил умышленного повреждения информационных и агитационных материалов. В целом это говорит о том, что процесс выборов был организован и проведён в рамках закона, без серьёзных нарушений и инцидентов, которые могли бы поставить под сомнение легитимность результатов.

Необходимо отметить и высокую явку избирателей. Так, 74,72% зарегистрированных избирателей приняли участие в выборах, а если быть точнее 15 млн 27529 избирателей воспользовались своими политическими правами. По меркам демократических стран такая явка является довольно-таки высокой.

В заключении хотелось бы отметить, что, прошедшая избирательная кампания была, пожалуй, одна из самых конкурентоспособных за последние годы избирательных кампаний парламентских выборов. Необходимо отметить и высокую легитимность проведенных выборов, а также цель в виде завоевывания доверия граждан, которая была достигнута. Кроме того, продемонстрированный уровень развития информационно-коммуникационных технологий позволил сделать выборы предельно прозрачными и открытыми. Уверен, что вновь избранный состав парламента внесет свой весомый вклад в построении демократического, правового Нового Узбекистана и оправдает кредит доверия граждан, отдавших свой голос за свое будущее. Ведь как утверждал канадский ученый Лоуренс Питер выборы – это единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников.

К.Нигматов
заведующий сектором законодательства
в судебно-правовой сфере