Для повышения эффективности работы органов представительной власти на местах и их взаимодействия с исполнительной властью необходимы соответствующие законодательные инструменты. Среди них – организация формы деятельности органов представительной и исполнительной власти на региональном и местном уровнях с учетом принципа сдержек и противовесов, а также четкое разграничение функций и полномочий представительной (Кенгашей народных депутатов) и исполнительной (хокимиятов) власти на региональном и местном уровнях.

Это впервые в послании к Олий Мажлису в 2017 году озвучил глава государства, поставив на повестку дня вопрос о пересмотре полномочий хокима в качестве руководителя представительной и исполнительной власти.

Ст.120 Конституции Республики Узбекистан в новой редакции закрепила, что «лицо, занимающее должность хокима области, района, города, не может одновременно занимать должность председателя Кенгаша народных депутатов». Тем самым был установлен фундамент для дальнейшего развития законодательства.

В цели 75 Стратегии «Узбекистан – 2030» устанавливается необходимость законодательной регламентации правового статуса председателя Кенгаша народных депутатов в условиях его самостоятельного, раздельного от хокима функционирования, а также определения круга задач и ответственности Кенгаша и хокима.

Какие же задачи стоят перед нами?

Один из принципов деятельности органов государственной власти – единство системы государственной власти. Оно выражается в выработке единой политики государственного регулирования в отношении региональных и местных органов представительной власти, поскольку они образуют единую систему. В Законе «О государственной власти на местах» установила, что «Кандидатуры хокима области и города Ташкента для утверждения областным и Ташкентским городским Кенгашем народных депутатов представляются Президентом Республики Узбекистан после проведения консультаций с каждой из представленных в соответствующих Кенгашах народных депутатов партийных групп». Консультации, с одной стороны, – абсолютная ответственность для политических партий, с другой –это организационная форма многопартийного сотрудничества. Основным критерием для консультаций является: взаимный контроль и взаимное доверие. Поэтому присутствие института консультаций с партийными группами на уровне областей и города Ташкента, требует развития его юридического статуса и дальнейшей институционализации на уровне районов и городов.

2 февраля принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению эффективности деятельности органов государственной власти на местах». Документом на Кенгаши народных депутатов возложены функции и полномочия в экономической и социальной сферах. Среди них – вопросы в области образования, загрязнения атмосферного воздуха, радиоактивных отходов, чистой питьевой воды, градостроительства и т.д. Для их разрешения этих вопросов необходимы определенный уровень зрелости, навык в решении жизненных проблем и способность понимать их. Выполнение возложенных на Кенгаш народных депутатов функций не представляется возможным без постоянно действующей команды профессионалов в лице депутатов во главе с председателем Кенгаша народных депутатов.

В соответствии с Законом «О государственной власти на местах», постоянно действующим органом является секретариат областного, районного и городского КНД. Только силами секретариата, исполнения возложенных указом главы государства полномочий, неосуществимо. В связи с этим, необходимо, чтобы председатели постоянных комиссий, избираемые на эту должность, выполняли свою деятельность на постоянной основе, и норма должна быть отражена в нормативно-правовом акте. Депутаты, действующие на постоянной основе, будут тем коллегиальным органом, который будет функционировать и принимать решения между сессиями КНД, созываемыми дважды в год.

Законом также установлено, что заведующий секретариатом областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов назначается из числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов на период его полномочий. Законодателем также не указан субъект, осуществляющий это назначение. Если руководитель секретариата является одним из депутатов КНД, то он должен избираться на первой сессии КНД самими депутатами. Существует риск, что назначаемый руководитель секретариата не будет чувствовать ответственность перед депутатами. Право выдвижения его кандидатуры на эту должность следует закрепить за партийными группами данной структуры. Принцип выборности должен лежать в основе деятельности представительных органов власти.

Закон «О государственной власти на местах» закрепил, что хокимы областей и города Ташкента направляют в Счетную палату Республики Узбекистан «годовой отчет об исполнении местных бюджетов областей и города Ташкента за прошедший финансовый год для проведения внешнего аудита и оценки». Здесь законодателю следует указать механизм последующего взаимодействия хокима с Кенгашем народных депутатов в ходе реализации указанного полномочия.

Указом главы государства внедряется принцип «Сильный Кенгаш, подотчетный и инициативный хоким». Принятие Кенгашем местного бюджета даёт ему право ознакомления с заключением аудита о его исполнении.

Согласно Закону «О Государственной власти на местах» одним из полномочий Кенгаша народных депутатов – рассмотрение запросов народных депутатов и принятие по ним решений на заседаниях. В соответствии с этим же документом сессия созывается не реже двух раз в год. Однако вопросы направления депутатского запроса,  сроки их рассмотрения и принятие по ним решений требуют мобильности и  оперативности. Поэтому целесообразно сформулировать определенное в настоящей статье правило по запросу депутата Кенгаша народных депутатов без привязки его к решению, принятому на заседании.

В законе присутствуют нормы, нуждающиеся в процессуальном развитии и разработке специального порядка относительно установления субъекта созыва первой сессии Кенгаша народных депутатов, председательствования на первой сессии, а также созыва по инициативе не менее двух третей депутатов.

Г. Маликова
Главный научный сотрудник
Сектора анализа эффективности конституционного

строительства и государственного управления
Института законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан