В нашей стране 27 октября текущего года пройдут очередные парламентские и выборы депутатов местных Кенгашей, где будут избраны 150 депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также депутаты областных, Ташкентского городского и 208 районных (городских) Кенгашей.
Уникальность предстоящих выборов в том, что они пройдут по новой смешанной избирательной системе, которая будет сочетать элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.
В предстоящих выборах 75 депутатов будут избираться непосредственно по мажоритарной системе, когда избиратели голосуют за конкретных кандидатов, а оставшиеся 75 — по пропорциональной путем голосования за политические партии. Пять политических партий для избрания должны получить минимум семь процентов голосов.
В предыдущие годы парламентские выборы в Узбекистане проходили по мажоритарной системе, предусматривающей создание одномандатных округов и голосование избирателей за конкретных кандидатов от партий, представленных в том или ином избирательном округе. В предстоящем избирательном процессе ожидается участие около 30 тысяч кандидатов и около 90 тысяч их доверенных лиц, более 120 тысяч членов избирательных комиссий в качестве организаторов и свыше 70 тысяч местных и международных наблюдателей.
Ожидается участие более тысячи международных и зарубежных наблюдателей. В частности, около 400 человек из 50 стран, около 500 наблюдателей от 21 международной организации, таких как Содружество Независимых Государств, Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайская организация сотрудничества, Организация тюркских государств, а также 60 наблюдателей от избирательных комиссий 26 зарубежных государств.
Анализ показывает: учитывая заметно возросший за последние годы авторитет Узбекистана на международной арене, динамика международного наблюдения за выборами в нашей стране свидетельствует о том, что участие иностранных (международных) наблюдателей в последние годы только увеличивается.
Для сравнения: в парламентских выборах 22 декабря 2019 года в Узбекистане присутствовали аккредитованные Центральной избирательной комиссией 825 международных наблюдателей из 41 иностранного государства, а также от девяти международных организаций. Как видим, на предстоящих выборах интерес международных наблюдателей и организаций значительно вырос.
Институт наблюдателей — неотъемлемая часть демократических выборов на любом уровне. Участие общественности в наблюдении за выборами укрепляет доверие к избирательному процессу, способствует повышению правовой культуры населения. Реализация возможностей общественного наблюдения на выборах выступает фактором, обеспечивающим транспарентность избирательного процесса.
Республика Узбекистан как полноправный участник международного сообщества признает международные принципы избирательного права и последовательно принимает соответствующие законодательные и другие меры в целях создания надлежащих условий для их реализации, усиления гарантий избирательных прав и свобод граждан в ходе проведения демократических выборов.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими права и обязанности наблюдателей, уполномоченных представителей политических партий и органов самоуправления граждан, а также наблюдателей от иностранных государств и международных организаций, являются Конституция Республики Узбекистан в новой редакции и Избирательный кодекс.
Узбекистан, совершенствуя свою избирательную систему, обеспечивает и защищает конституционные права и свободы своих граждан и участников выборов. Открыт доступ не только для наблюдателей от политических партий и органов самоуправления граждан, но и для наблюдателей от иностранных государств и международных организаций, участвующих в выборах в нашей стране.
В соответствии с Избирательным кодексом Республики Узбекистан во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов имеют право участвовать наблюдатели от политических партий, выдвинувших кандидатов в депутаты Законодательной палаты, депутаты местных Кенгашей, органов самоуправления граждан, представители средств массовой информации, наблюдатели от других государств и международных организаций.
В соответствии с пунктом 3 Положения о наблюдателях от иностранных государств и международных организаций, участвующих в выборах Республики Узбекистан, утвержденного постановлением ЦИК от 19 сентября 2019 года, после объявления начала избирательной кампании Центральная избирательная комиссия через Министерство иностранных дел направляет приглашения избирательным органам иностранных государств и международным организациям.
МИД РУз приглашает на выборы иностранных наблюдателей по своей инициативе либо предложению органов государственной власти, министерств и ведомств, научно-исследовательских институтов, а также других организаций и учреждений. Таким образом, наша страна реализует общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере проведения демократических выборов, в обеспечении и защите избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.
Наблюдатели от политических партий и органов самоуправления граждан, наблюдатели от иностранных государств и международных организаций, участвующих в выборах Республики Узбекистан, имеют равные права и обязанности, за исключением процесса выдачи мандатов наблюдателям от иностранных государств и международных организаций — они выдаются только Центральной избирательной комиссией.
В избирательном законодательстве конкретно установлены права и обязанности всех (и внутренних, и внешних) наблюдателей. Они имеют право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, участвовать в собраниях по выдвижению кандидатов, во встречах кандидатов и политических партий (представителей) с избирателями, присутствовать на избирательном участке, наблюдать за ходом подготовительной работы, размещением кабин или комнат для тайного голосования и опечатыванием избирательных урн, присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола избирательной комиссии и не только.
Наравне с правами и обязанностями наблюдателям запрещается находиться в кабине или комнате для тайного голосования, когда избиратель делает свои отметки в избирательном бюллетене; оказывать влияние на граждан; распространять какие-либо агитационные материалы или литературу; спрашивать у избирателей, как они проголосовали, или оказывать какую-либо помощь избирателям при внесении отметок в избирательный бюллетень; вмешиваться в деятельность избирательной комиссии, в том числе при опечатывании избирательных урн, их вскрытии, подсчете голосов.
Все указанные нормы соответствуют наиболее важным международным стандартам и документам в области выборов и политических прав человека, к которым присоединился Узбекистан. К наиболее важным международным актам относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о политических правах женщин, Декларация принципов международного наблюдения за выборами (к ней прилагается также Кодекс поведения наблюдателей за выборами), Европейская конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, Парижская хартия для Новой Европы, документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, Декларация Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ о принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах — участниках Содружества Независимых Государств и другие.
Вместе с тем наиболее известной разновидностью деятельности международных наблюдателей выступает обеспечение реализации избирательных прав человека: право голосовать и быть избранным (статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, 1966 год), право избирать и быть избранным (статья 1 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, 2002 год) и многие другие.
Необходимо отметить, что в параграфе 8 Копенгагенского документа содержится признание роли международных и внутренних наблюдателей региона ОБСЕ. В частности, указывается, что присутствие наблюдателей (как иностранных, так и национальных) может повысить авторитетность избирательного процесса.
В соответствии с Кодексом поведения наблюдателей за выборами ПА ОБСЕ наблюдатели должны сохранять строгую непредвзятость при исполнении своих обязанностей и ни в коем случае не выражать или демонстрировать предубеждения или предпочтения по отношению к властям, партиям, кандидатам или к каким-либо спорным вопросам, возникающим в процессе выборов, выполнять свои обязанности в ненавязчивой манере и не вмешиваться в избирательный процесс. Также они могут задавать вопросы представителям избирательных органов и привлекать их внимание к несоблюдению правил. Однако они не должны давать никаких указаний или принимать меры, расходящиеся с решениями избирательных властей.
Также указанный кодекс запрещает наблюдателям давать какие-либо комментарии представителям СМИ об избирательном процессе или о сути своих наблюдений. При этом любые комментарии представителям СМИ должны ограничиваться общей информацией о работе миссии и роли наблюдателей.
Участие наблюдателей от иностранных государств и международных организаций для наблюдения за выборами в Республике Узбекистан является свидетельством приверженности нашей страны своим международным обязательствам в сфере подготовки и проведения свободных, честных и справедливых выборов, а также твердой решимости провести выборы депутатов Законодательной палаты и депутатов местных Кенгашей в полном соответствии с национальным законодательством и общепризнанными международными избирательными стандартами.
Т.Дауров
юрисконсульт
Института законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан