Парламентские выборы занимают центральное место в демократических системах правления. Они являются не просто процедурой, а важным инструментом, позволяющим гражданам выражать свои политические предпочтения и выбирать представителей, которые будут формировать и принимать законы.
Выборы играют ключевую роль в формировании государственной власти и поддержании демократических основ правления, служат платформой для гражданского участия и предоставляют населению возможность выбирать своих представителей.
Правовое демократическое государство представляет собой идеал, к которому стремятся многие страны. Одним из его основных признаков являются выборы, позволяющие гражданам участвовать в управлении страной и формировании органов власти.
Выборы обеспечивают прозрачность и подотчетность власти, способствуют политической стабильности и социальному развитию, а также укрепляют доверие граждан к государственным институтам. Они являются неотъемлемой частью демократического процесса, обеспечивая легитимность власти и гарантируя участие каждого гражданина в принятии важных государственных решений.
Выборы — важный инструмент, благодаря которому граждане могут свободно и открыто выразить свою волю. Они позволяют обществу выбирать своих представителей, которые будут отвечать за принятие решений и управление государственными делами. Выборы делают возможным и необходимым политическое участие каждого гражданина, что является фундаментом демократической системы.
Парламентские выборы в демократическом обществе способствуют:
– учету интересов граждан. Выборы позволяют избирать депутатов, которые будут учитывать мнения и нужды своих избирателей. Позволяют гражданам активно участвовать в политической жизни страны, что способствует укреплению чувства ответственности и вовлеченности в процессы принятия решений;
– формированию законодательной власти. Путем выборов граждане могут менять представителей, которые не справляются со своими обязанностями, тем самым обеспечивая политическую ответственность;
– формированию политической культуры. Регулярные выборы способствуют повышению сознательности граждан, вовлекают их в политические процессы и формируют активную гражданскую позицию.
В настоящее время парламент Узбекистана представляет двухпалатный орган, состоящий из Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса. Это важный институт в системе государственной власти, который отвечает за разработку и принятие законов, контроль за их исполнением и представление интересов граждан.
Так, согласно Закону РУз «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование деятельности Олий Мажлиса Республики Узбекистан в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции», Сенат (верхняя палата) Олий Мажлиса РУз является палатой территориального представительства. Члены Сената (сенаторы) избираются в равном количестве — по четыре человека — от Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента путем тайного голосования на соответствующих совместных заседаниях депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, представительных органов государственной власти областей, районов и городов из числа этих депутатов.
Девять членов Сената назначаются Президентом Республики Узбекистан из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами в области науки, искусства, литературы, производства и других сферах государственной и общественной деятельности. Работа Сената основана на деятельности сенаторов, созываемых на пленарные заседания и на заседания его комитетов. В Сенате исключается образование групп по территориальному признаку и на политической или иной основе.
А Законодательная палата состоит из ста пятидесяти депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на многопартийной основе.
К исключительным полномочиям Законодательной палаты относятся: осуществление контроля за исполнением Государственного бюджета; рассмотрение отчета Счетной палаты; рассмотрение и одобрение по представлению Президента кандидатуры Премьер-министра; заслушивание отчетов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны, а также членов Кабинета Министров по вопросам их деятельности; направление парламентского запроса должностным лицам государственных органов и осуществление иных форм парламентского контроля.
К полномочиям Сената относятся: избрание по представлению Президента Республики Узбекистан Конституционного суда, Верховного суда, Высшего судейского совета Республики Узбекистан, руководителей республиканского органа по противодействию коррупции и антимонопольного органа; рассмотрение и одобрение по представлению Президента кандидатур на должности Генерального прокурора и председателя Счетной палаты; по представлению Президента назначение и освобождение от должности председателя правления Центрального банка; заслушивание отчетов Генерального прокурора и председателя правления Центрального банка; направление парламентского запроса должностным лицам государственных органов и осуществление иных форм парламентского контроля; содействие представительным органам государственной власти на местах в осуществлении ими своей деятельности; отмена решений представительных органов государственной власти на местах в случае несоответствия их нормам законодательства.
В последние годы в целях углубления демократических преобразований и модернизации страны осуществлены широкомасштабные реформы, направленные на усиление роли парламента и политических партий, дальнейшее совершенствование порядка проведения выборов и референдума.
В этих целях в декабре прошлого года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее совершенствование порядка проведения выборов и референдума», согласно которому Конституционным Законом внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, предусматривающие проведение выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса на основе смешанной избирательной системы (мажоритарной и пропорциональной), а также формирование централизованной системы избирательных органов, оптимизацию системы избирательных комиссий, совершенствование деятельности ЦИК и увеличение числа женщин, выдвигаемых политическими партиями (с 30 до 40 процентов от общего числа кандидатов в депутаты). Часть депутатов избирается по одномандатным округам по мажоритарной системе, а другая — по партийным спискам по пропорциональной системе. Это позволяет обеспечить представительство разных политических сил в парламенте.
Принятые нововведения в избирательном законодательстве соответствуют всем базовым демократическим принципам, в частности:
– свободе. Каждый гражданин имеет право голосовать и быть избранным в парламент без каких-либо ограничений;
– справедливости. Выборы проводятся таким образом, чтобы все партии и кандидаты имели равные возможности, а результат отражал реальную волю народа;
– прозрачности. Процесс выборов будет открытым и подлежать наблюдению, что исключает разного рода манипуляции.
Следует констатировать, что поэтапная эволюция избирательного законодательства и, как ее итог, сформированная в Узбекистане современная избирательная система полностью отвечают всем международным стандартам, максимально обеспечивают активное участие в выборах действующих политических партий.
Таким образом, парламентские выборы — это важный элемент стабильного, прогрессивно развивающегося правового государства. Выборы обеспечивают связь между властью и обществом. Они гарантируют: власть осуществляется теми, кого выбрали граждане, что способствует развитию демократического, правового государства и сильного гражданского общества.
Д.Чиниев
заведующий сектором анализа
в сфере общественно-политического развития