На нынешнем этапе развития страны важной задачей остается совершенствование государственного управления, превращение его в компактную, профессиональную, отвечающую требованиям времени, справедливую и высокоэффективную систему. В приоритете — предоставление всем гражданам возможностей для раскрытия их потенциала, воспитание здорового и образованного поколения, формирование сильной экономики и обеспечение справедливости, верховенства закона и безопасности. Подтверждением тому является Стратегия «Узбекистан — 2030», принятая Указом Президента от 11 сентября 2023 года.
Документ разработан на основе приобретенного опыта в процессе реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и результатов общественного обсуждения.
Ключевыми идеями Стратегии «Узбекистан — 2030» являются вхождение в число стран с доходом выше среднего благодаря устойчивому экономическому росту; создание системы образования, здравоохранения и социальной защиты, отвечающей потребностям народа и международным стандартам; формирование благоприятных экологических условий; построение справедливого и современного государства, служащего интересам народа; гарантированное обеспечение суверенитета и безопасности страны.
Поставленные задачи свидетельствуют о том, что в Узбекистане на первый план выходят честь и достоинство человека. А повышение человеческого потенциала, реализация чаяний граждан, обеспечение для них мирной, счастливой и благополучной жизни рассматриваются как главные цели развития страны.
Следует также отметить, что либерализация правовой системы и экономики, демократизация и модернизация государства осуществляются в Узбекистане поэтапно и взаимосвязаны с учетом национальной специфики и передового международного опыта. Реформы проводятся последовательно с учетом уникальных особенностей страны и ориентацией на лучшие мировые практики.
Указ главы государства «О Государственной программе по реализации Стратегии «Узбекистан — 2030» в «Год поддержки молодежи и бизнеса» от 21 февраля этого года имеет важное значение, поскольку направлен на последовательное продолжение масштабных реформ и преобразований, реализуемых в нынешних условиях, а также на дальнейшее развитие отраслей.
Принятые документы способствуют всестороннему развитию страны, а также повышению уровня жизни граждан и укреплению позиций Узбекистана на международной арене. Они отражают стремление народа к построению справедливого, процветающего и современного государства, где каждый гражданин имеет возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в общее дело.
В Стратегии «Узбекистан — 2030» определены 17 целей в направлении повышения благосостояния населения путем устойчивого экономического роста. Так, в ближайшие семь лет планируется довести объем валового внутреннего продукта до 160 млрд долларов, а объем ВВП на душу населения — с 2200 до четырех тысяч долларов. Как отмечают эксперты, с учетом имеющегося потенциала экономика Узбекистана способна в ближайшие десятилетия стать самой развитой в регионе. Для этого до 2030 года потребуются 250 млрд долларов инвестиций, 110 млрд из которых планируется привлечь за счет иностранных капиталовложений, а еще 30 млрд — в рамках государственно-частного партнерства. Это в очередной раз подчеркивает открытость нашей страны для внешних партнеров и готовность к сотрудничеству в области экономического развития.
В документе определены конкретные цели, направленные на повышение производительности и рентабельности в сельском хозяйстве с применением современных водосберегающих технологий. Так, ожидается доведение уровня обеспеченности местными семенами овощей, бахчевых и картофеля до 50 процентов.
В целях предотвращения потерь при подаче воды будет разработана программа внедрения замкнутой системы трубопроводов на основе опыта Турции. Кроме того, в ближайшие семь лет водоснабжение охватит дополнительно 1,2 млн га земель.
В свою очередь исходя из потребностей бизнеса и населения будут внедрены новые механизмы в области развития инфраструктуры. Так, к 2030 году планируется стопроцентно обеспечить чистой питьевой водой все населенные пункты, а долю электрифицированных железных дорог увеличить до 65 процентов.
Сегодня энергетическая отрасль является основой для развития любой страны. Обеспечивает экономический рост, комфортное проживание людей и нормальное функционирование ключевых сфер, таких как образование, здравоохранение, социальное обеспечение и коммунальные услуги. Однако поддержание и увеличение энергетической инфраструктуры, включая производство электроэнергии, невозможно без перехода отрасли на рельсы рыночной экономики. Только при использовании передовых технологий в строительстве и эксплуатации электростанций, электросетей и других элементов инфраструктуры можно достичь поставленных целей.
Развитие энергетики на основе законов рынка создает условия для конкуренции, дающей возможность привлекать к реализации проектов квалифицированных инвесторов, обладающих не только средствами, но и современными технологиями и опытом, позволяющими привносить в энергетику Узбекистана технологию и методологию, которые будут актуальными еще десятки лет.
Так, в рамках Стратегии «Узбекистан — 2030» намечается переход к зеленой экономике и использованию возобновляемых источников энергии. Это важный шаг в борьбе с изменением климата и содействии экологической устойчивости страны. Об этом также говорилось в ходе совещания по приоритетным задачам увеличения использования ВИЭ, прошедшем под председательством Президента 28 февраля этого года. Отмечалось, что потенциал солнечной и ветровой энергии в нашей стране в 10-12 раз превышает текущую потребность в электроэнергии. Однако такие значительные возможности на протяжении многих лет не использовались. Кроме того, в отрасль привлечено 2,1 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, реализуются проекты еще на 13 млрд. Почти во всех регионах строятся современные солнечные и ветровые электростанции.
Необходимо отметить, что на пути к достижению всех этих целей будут возникать определенные трудности. Например, резкое увеличение коэффициентов использования мощностей может оказаться сложной задачей для некоторых отраслей экономики. Однако с помощью правильного планирования и эффективного управления такие препятствия могут быть преодолены.
Один из основных приоритетов стратегии — улучшение бизнес-климата. В этом контексте принят ряд мер, направленных на снижение административных барьеров для предпринимателей, упрощение процедур регистрации и лицензирования, а также на создание специальных инвестиционных зон.
Другими важными направлениями являются модернизация экономики и развитие нефтегазового сектора. Стратегия ставит задачу увеличить долю высокотехнологичной продукции в экспорте, а также разработать новые месторождения нефти и газа.
Один из ключевых моментов стратегии — развитие транспортной инфраструктуры. Узбекистан стремится стать важным транспортным хабом, связывающим государства Центральной Азии с другими странами. В этом контексте проводится работа по модернизации железнодорожных и автомобильных дорог, а также развитию международных транспортных коридоров.
Помимо этого, в рамках Стратегии «Узбекистан — 2030» уделяется большое внимание социальной сфере. Будут приняты меры по снижению бедности в два раза до 2026 года и кардинальному ее сокращению к 2030-му. В связи с этим определены цели обеспечения занятости на базе семейного предпринимательства по переходу от ручного труда к этапу промышленного производства.
Особое внимание в социальном блоке уделено снижению уровня безработицы среди молодежи с 14 процентов до 11. Принимаются меры и по обеспечению занятости молодых людей за счет развития отраслей.
Проводимые реформы генерируют созидательные идеи по созданию достойных условий для реализации потенциала каждого человека (I направление); обеспечению благосостояния населения путем устойчивого экономического роста (II направление); сбережению водных ресурсов и охране окружающей среды (III направление); обеспечению верховенства закона, организации государственного управления, ориентированного на служение народу (IV направление); последовательному продолжению политики, основанной на принципе «Безопасное и миролюбивое государство» (V направление).
В целом в семилетней стратегии сохраняются все те направления, по которым велась наиболее активная работа в последние годы. При этом критерии и ориентиры по ним значительно расширены по сравнению с тем, что уже сделано.
Ш.Ходжаев
ведущий научный сотрудник сектора
законодательства в судебно-правовой сфере