Annotatsiya: Maqolada «O‘zbekiston –2030» strategiyasi doirasida O‘zbekistonda amalga oshirilayotgan asosiy ijtimoiy islohotlar, kambag‘allikni qisqartirish, aholining turmush darajasini oshirish va ijtimoiy himoyaning samarali tizimini yaratish kabi sohalarda amalga oshirilgan ishlar tahlil qilingan. Shuningdek, ijtimoiy sohadagi davlat siyosatining asoslarini, shuningdek, aholining ijtimoiy himoyaga muhtoj qatlamlarini qo‘llab-quvvatlash mexanizmlarini belgilab beruvchi O‘zbekiston Respublikasi Konstitutsiyasining yangilangan normalari tahlil qilingan. Mamlakatda kambag‘allik darajasini kamaytirish bo‘yicha statistik ma’lumotlar keltirilgan, ijtimoiy yordam tizimini isloh qilish, jumladan, manzilli qo‘llab-quvvatlash choralarini joriy etishdagi yutuqlar qayd etilgan. Mahalliy o‘zini o‘zi boshqarish institutlarining roli va ijtimoiy dasturlarni moliyalashtirishdagi yangi yondashuvlarga alohida e’tibor qaratilgan. Maqolada mamlakatning barqaror ijtimoiy-iqtisodiy rivojlanishini ta’minlashga qaratilgan ijtimoiy siyosatga kompleks yondashuvning ahamiyati ta’kidlangan.
Kalit so‘zlar: Ijtimoiy islohotlar, kambag‘allik, ijtimoiy himoya, bandlik, O‘zbekiston, «O‘zbekiston –2030» strategiyasi, davlat siyosati, hayot sifati, ijtimoiy kafolatlar, manzilli qo‘llab-quvvatlash, ijtimoiy barqarorlik, ijtimoiy-iqtisodiy rivojlanish.
Аннотация: В статье анализируются ключевые социальные реформы, реализуемые в Узбекистане в рамках стратегии «Узбекистан –2030», направленные на сокращение бедности, повышение уровня жизни населения и создание эффективной системы социальной защиты. Также, проанализированы обновлённые нормы Конституции Республики Узбекистан, закладывающие основы государственной политики в социальной сфере, а также механизмы поддержки уязвимых групп населения. Приводятся статистические данные о снижении уровня бедности в стране, отмечаются успехи в реформировании системы социальной помощи, в том числе внедрение адресных мер поддержки. Особое внимание уделено роли институтов местного самоуправления и новых подходов к финансированию социальных программ. В статье подчеркивается значимость комплексного подхода к социальной политике, направленного на обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны.
Ключевые слова: Социальные реформы, бедность, социальная защита, занятость, Узбекистан, стратегия «Узбекистан –2030», государственная политика, качество жизни, социальные гарантии, адресная поддержка, социальная стабильность, социально-экономическое развитие.
Abstract:The article analyses the key social reforms implemented in Uzbekistan within the framework of the strategy «Uzbekistan -2030», aimed at reducing poverty, improving living standards and creating an effective system of social protection. It also analyses the updated norms of the Constitution of the Republic of Uzbekistan, which lay the foundations of the state policy in the social sphere, as well as the mechanisms of support for vulnerable groups. Statistical data on the reduction of poverty in the country are given, and successes in reforming the social assistance system, including the introduction of targeted support measures, are noted. Special attention is paid to the role of local self-government institutions and new approaches to financing social programmers. The article emphasizes the importance of an integrated approach to social policy aimed at ensuring sustainable socio-economic development of the country.
Keywords: Social reforms, poverty, social protection, employment, Uzbekistan, «Uzbekistan -2030» strategy, state policy, quality of life, social guarantees, targeted support, social stability, socio-economic development.
Каждая страна в процессе своего развития сталкивается с необходимостью преодоления бедности. В 2020 году Узбекистан признал, что определенная часть населения находится в состоянии бедности, и приступил к ее поддержке. В обновлённой редакции Конституции Республики Узбекистан, принятой в 2023 году, отражены ключевые принципы государственной социальной политики, направленные на повышение качества жизни граждан и защиту наиболее уязвимых слове населения. В частности, в статье 43 закреплено, что государство принимает меры по обеспечению занятости населения, обеспечению защиты граждан от безработицы и последовательному сокращению уровня бедности. Особое внимание уделено защите прав уязвимых групп населения. Согласно статье 57, государство берёт на себя обязательство обеспечивать социальную поддержку и защиту прав нетрудоспособных граждан, одиноких пожилых людей, лиц с инвалидностью, а также других категорий граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Эти нормы подчеркивают приоритеты государства в формировании устойчивой социальной системы, которая способствует экономической стабильности и социальной справедливости, а также направлены на создание системы, в которой социальные гарантии распространяются на всех, кто нуждается в помощи, включая предоставление доступных социальных услуг и развитие программ адресной поддержки. Стратегия «Узбекистан –2030» выделяет в качестве своего первого приоритета «создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека». Этот ориентир охватывает широкий спектр реформ, направленных на повышение уровня жизни и раскрытие возможностей каждого гражданина. Эти изменения направлены на модернизацию инфраструктуры, повышение качества предоставляемых услуг и обеспечение их доступности для всех слове населения. Кроме того, Стратегия предусматривает пересмотр и оптимизацию системы оказания социальных услуг, что позволит сделать ещё более эффективной, адресной и соответствующей современным стандартам. Узбекистан демонстрирует значительный прогресс в сокращении бедности, что подтверждается данными международных исследований. По международной черте бедности, применимой к странам с высшим средним уровнем доходов, уровень бедности республике сократился с 36% в 2015 году до 17% в 2022 году. Эти темпы снижения оказались выше, чем в большинстве европейских стран, где за аналогичный период бедность уменьшилась с 13% до 8%. Примечательно, что снижение бедности было наиболее заметным в сельских регионах. Эксперты Всемирного банка отмечают, что в сельской местности этот показатель уменьшился на 8 процентных пунктов, тогда как в городах на 4 процентных пункта. Это свидетельствует о том, что около 1,6 миллиона человек смогли выйти из состояния бедности в указанный период. Более того, позитивная динамика продолжилась и в 2024 году. В первой половине года уровень бедности сократился с 17% до 11%, что подчёркивает эффективность проводимых правительством реформ. Проводимые в стране реформы способствуют улучшению условий жизни более 3 миллионов человек, а также создают предпосылки для достижения цели по снижению уровня бедности вдвое в период с 2021 по 2026 год, что станет важным шагом к созданию социально устойчивого общества и улучшению качества жизни граждан. Тем не менее, правительство страны не намерено останавливаться на достигнутых результатах. Осознание необходимости внедрения инновационных подходов в борьбе с бедностью и укреплении социальной защиты подчёркивает важность перехода к единой, комплексной системе, которая обеспечит более эффективное решение этих задач. В частности, в целях эффективного обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 23 сентября 2024 года No УП-143 «О выведении на новый этап мер по сокращению бедности и повышению благосостояния населения» постановлением Президента «О первоочередных мерах по реализации Программы «От бедности к благополучию»» выявление бедных семей в махаллях, их включение в Реестр бедных семей, принятие мер, направленных на выведение из бедности, а также процессы исключения из Реестра будут осуществляться «махаллинской семеркой» на основе сотрудничества. Все социальные услуги и помощь, направленные на выведение из бедности, будут осуществляться центрами «Янсон». Планируется проведение комплексного исследования факторов бедности с использованием единого опросника, охватывающего восемь ключевых направлений в сфере социальной защиты и занятости. На основании собранных данных будет проведена всесторонняя оценка возможностей каждой семьи, с последующей классификацией их по терм категориям. Такой подход позволит внедрить индивидуализированные меры поддержки, учитывающие уникальные потребности и обстоятельства каждой семьи, что повысит эффективность социальной помощи. В 2025 году планируется трудоустроить 5 миллионов 200 тысяч граждан и вывести из бедности 1,5 миллиона человек. Впервые 60 районов и городов будут территориями, свободными от бедности и безработицы. Основной целью этих усилий станет трансформация выбранных территорий в зоны, полностью свободные от бедности и безработицы, что создаст новые возможности для их жителей и обеспечит устойчивое развитие местных сообществ. Всего в 2025 году в 6 472 макалях будут реализованы проекты по новым подходам, что позволит вывести из бедности 210 тысяч человек. Ранее помощники хокимов выполняли более 20 различных задач, что зачастую отодвигало проблему сокращения бедности на второй план. Однако благодаря проводимым реформам их деятельность была пересмотрена. Теперь основное внимание помощников Хакимов сосредоточено на решении приоритетных задач, связанных сокращением бедности и обеспечением занятости населения. Ежегодно на реализацию мер по сокращению бедности в Узбекистане выделяется 14 триллионов сумов. Ранее эти средства распределялись через 40 различных финансовых инструментов и около 10 ведомств, что затрудняло их эффективное использование из-за отсутствия единого подхода. Теперь финансирование централизовано: распределение средств осуществляется Национальным агентством социальной защиты и хокимиятами, с учётом количества малообеспеченных семей в каждом регионе, районе и махалле. При этом, ключевым приоритетом становится целевое использование средств, направленных на выведение семей из состояния бедности. Для обеспечения эффективности программ, направленных на сокращение бедности, внедрена система мониторинга их реализации, охватывающая три уровня: сахалинский и районный, областной и республиканский. Кроме того, значительно усилен общественный контроль за реализацией этих инициатив, что способствует прозрачности процессов и повышению доверия со стороны населения. Вместо традиционной практики резервирования рабочих мест введены налоговые льготы, направленные на стимулирование предпринимателей, предоставляющих работу гражданам из числа нуждающихся. Дополнительно планируется полная цифровизация вакансий, что обеспечит удобный и прозрачный доступ к информации о доступных рабочих местах. Также будет создана инновационная онлайн-платформа, которая станет связующим звеном между работодателями и надомными работниками или фрилансерами, открывая новые возможности для гибкого и эффективного трудоустройства. Социальные реформы, реализуемые в Узбекистане, демонстрируют значительный прогресс в борьбе с бедностью и повышении качества жизни населения. Эти достижения подтверждают важность выбранного курса, направленного на создание справедливого и благополучного общества. Реализация намеченных целей Стратегии «Узбекистан-2030» позволит ещё больше укрепить социально-экономические позиции страны и обеспечить ещё устойчивое развитие.
Бобокулов Азизбек Азамат угли
Ведущий научный сотрудник
сектора законодательства в социальной сфере