Аннотация: В Республике Узбекистан за последние годы в рамках судебно-правовых реформ были достигнуты значительные результаты, которые коснулись всех сфер. Основной целью этих реформ являются обеспечение приоритетности прав личности, верховенства закона в деятельности судов и правоохранительных органов. В данной статье внимание автора сосредоточено на семи ключевых аспектах, которые стали фундаментом этих реформ.

Во-первых, усиление статуса Узбекистана как правового государства, которое призвано обеспечить уважение и соблюдение законности в стране.

Во-вторых, приоритет защиты прав и свобод личности, включая важность соблюдения принципа соразмерности в применении мер правового воздействия.

В-третьих, ограничение прав личности, основанных на законности и справедливости, стало отражением глубоких конституционных преобразований.

В-четвертых, включение “Правил Миранды” в конституцию, позволит усилить защиту прав задержанных лиц.

В-пятых, повышение роли адвокатуры в судебной системе Узбекистана.

В-шестых, расширение возможностей для защиты прав личности, гарантированных конституцией.

В-седьмых, имплементация института «Хабеас корпус» в конституцию Узбекистана.

В заключении научной статьи предлагается ряд потенциальных шагов для дальнейшего развития реформ судебной системы в Республике Узбекистан, направленных на реализацию недавно внедренных конституционных мер. Они концентрируются вокруг приведения существующего законодательства в соответствие с пересмотренными конституционными положениями и повышения доступности и эффективности судов для граждан.

Ключевые слова: конституционная реформа, судебная система, законодательство, адвокатура, защита прав личности, хабеас корпус, гармонизация законов

Судебно-правовые реформы в Узбекистане:
достигнутые результаты

Совершенствование судебной системы

Одним из ярких результатов является совершенствование судебной системы страны, порядка рассмотрения дел в судах.

В 2017 году был образован кардинально новый орган судейского сообщества – Высший судейский совет Республики Узбекистан, призванный оказывать содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти в нашей стране. Введена совершенно новая система отбора кандидатов и назначения на должности судей, предусматривающая участие представителей как самого судейского корпуса, так и общественных организаций в данном процессе. Благодаря деятельности совета обеспечено практически полное замещение судейских должностей. Так на конец первого квартала 2023 года замещено 98,1 % судейских должностей по республике[1].

Следует особо отметить, что в истории независимого Узбекистана был впервые внедрен новый порядок назначения или избирания судьи, предусматривающий первоначальный пятилетний срок, очередной десятилетний срок и последующий бессрочный период пребывания
в должности, а также определен максимальный предел возраста пребывания на должности судьи.

До проведения реформ в Республике Узбекистан судьи назначались или избирались только на пятилетний срок, что естественно оказывало отрицательное воздействие на деятельность судей и не соответствовало мировой практике.

В числе важных новелл необходимо отметить и объединение Верховного суда и Высшего хозяйственного суда в единый орган – Верховный суд Республики Узбекистан. Создание данного органа направлено на обеспечение единообразного рассмотрения дел, координации работы судов в целом. Огромное значение для обеспечения принципа независимости судебной власти, стала передача от исполнительных органов полномочия по материально-техническому и финансовому обеспечению судов в ведение Верховного суда Республики Узбекистан. Так, Верховному суду Республики Узбекистан переданы функции и полномочия органов юстиции в сфере материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, с созданием Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан.

С 1 января 2021 года внедрена система «один суд – одна инстанция», в результате которого образованы суды общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, упразднен институт рассмотрения судебных дел в порядке надзора.

На сегодняшний день внедрена национальная информационная система электронного судопроизводства E-SUD, что позволяет ускорить и повысить эффективность судопроизводства. Внедренная система видеоконференцсвязи для участия в судебных заседаниях дала экономические результаты. Лишь в 2017-2020 годах более 200 судебных залов были полностью обеспечены данной системой, в результате чего было сэкономлено 17,7 млрд. сумов.

В 2023 году была внедрена система приема заявлений вне зависимости от юрисдикции и передачи дел в компетентный суд с обеспечением разрешения всех правовых последствий в рамках определенного дела с целью широкого внедрения принципа «единого окна» в системе судов.

Прозрачность и открытость судов

В целях обеспечения прозрачности деятельности судебных органов, расширения открытого диалога с населением и усиления роли общественности в отправлении правосудия:

внедрен порядок систематического опубликования на веб-сайте Верховного суда Республики Узбекистан судебных решений;

внедрена в практику судов дача участникам судебного процесса разъяснений сути принятого судебного акта после его оглашения;

публикуются ежеквартальные обзоры практики рассмотрения судебных дел в порядке кассационного производства.

Реформы в сфере административного судопроизводства

До 2017 году в Республики Узбекистан отсутствовал отдельный судебный орган, рассматривающий споры публично-правового характера. Это вызывало существенные проблемы в судебной практике. В целях разрешения указанных проблем в 2017 году в Республике Узбекистане были созданы административные суды, которым подведомственно рассмотрение административных споров, вытекающих из публично-правовых отношений. Создание административных судов оказывает положительное влияние на эффективное разрешение споров между государственными органами и гражданами. Так административными судами с 2019 года по первый квартал 2023 года были рассмотрены 65487 публичных споров, в 38413 из них (т.е. 58,6 % случаев) были удовлетворены требования заявителей. Лишь в первом квартале текущего года в 1184 случаях решения административных органов, в том числе 359 решений местных органов власти были признаны недействительными[2].

Реформирование уголовно-правовой сферы

В уголовно-правовой сфере также были достигнуты существенные результаты. Так, было упразднено наказание в виде ареста, сокращены сроки задержания лиц с 72 до 48 часов, предельные сроки применения мер пресечения в виде содержания под стражей и домашнего ареста, а также предварительного следствия – с 12 до 7 месяцев.

В целях обеспечения справедливости и законности усилен судебный контроль над досудебным производством. Сегодня применение меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, приостановление действия паспорта, отстранение обвиняемого от должности, помещение лица в медицинское учреждение, эксгумация трупа, арест почтово-телеграфных отправлений осуществляется с санкции суда. Полностью отменена порочная практика возвращения судом уголовного дела для производства дополнительного расследования, законодательно закреплены механизмы восполнения неполноты следствия в ходе судебного разбирательства.

Усиливается роль суда как органа правосудия, обеспечивающего справедливость. Свидетельством этого являются сведения об оправдательных приговорах. Так, с 2017 года по первый квартал 2023 года были оправданы 4874 лиц[3].

В последние годы по инициативе Президента Республики Узбекистан в целях предоставления возможности вернуться в общество и семью лицам, преступившим закон, но осознавшим противоправность своих деяний и проявившим твердую решимость встать на путь исправления, впервые в истории Узбекистана стала активно применяться практика помилования осужденных вместо ранее действовавшего института амнистии. Так, с 2016 года были помилованы около 6500 осужденных[4].

В рамках реализации Концепции совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан в Узбекистане поэтапно внедряется порядок электронного производства по уголовным делам («Электронное уголовное дело»), предусматривающий внедрение защищенной системы, позволяющей вести в электронной форме производство по уголовным делам.

Противодействие пыткам

Для предупреждения пыток и обеспечения соблюдения прав человека в судебно-следственной деятельности были принято 10 актов Президента Республики Узбекистан. Кроме того, была усилена уголовная ответственность за пытки. Раньше за пытки можно было привлечь только работников следственных и правоохранительных органов и только за действия в отношении участников уголовного процесса и осужденных. Сегодня за такое преступление можно привлечь любое другое лицо, если оно действовало в интересах работников следственных и правоохранительных органов. При этом пытками теперь также признаются действия в отношении лица, которого арестовали в административном порядке.

Государство старается использовать механизмы предупреждения пыток. Так с прошлого года действуют общественные группы по выявлению и предупреждению случаев пыток при Омбудсмане. На эти группы возложены задачи по изучению условий в местах содержания лиц, выявление случаев применения пыток и представление в соответствующий государственный орган требований по их оперативному устранению, участие в рассмотрении обращений о случаях применения пыток и т.д.

Кроме того, стала обязательной видеофиксация при задержании, обыске и других действиях. Однако на этом не нужно останавливаться. Следует быстрее наладить практику ведения единого электронного реестра задержанных или находящихся под стражей.

Реформирование института адвокатуры

Судебно-правовая реформа также коснулась института адвокатуры. Квалификационные требования в отношении кандидатов на профессию адвоката упрощены, сроки обязательной стажировки сокращены в два раза, определенные категории специалистов, имеющие трехлетний юридический стаж – освобождены от стажировки. В результате за последние три года количество адвокатских формирований увеличился на треть, а число адвокатов – на 17 %[5].

Сформирована колоссальная практика системы юридической защиты с соответствующей национальной инфраструктурой адвокатуры. Лишь за 2022 год адвокатами страны была оказана помощь по более чем 292 тысячам делам. За прошедший год правовую консультацию от адвокатов получили около 93 тысяч людей, из них 84 тысячбесплатно. За указанный период адвокаты добились реабилитации по более 2,5 тысяч уголовным делам[6]. Эта цифра демонстрирует важность профессиональной юридической помощи, в которой заинтересованы люди.

Противодействие коррупции

За последние годы противодействие коррупции стало приоритетным направлением государственной политики. Важным стало принятие впервые в истории независимого Узбекистана Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» от 3 января 2017 года, которым на законодательном уровне были закреплены основы государственной политики в области предупреждения и профилактики коррупции, были определены понятие «коррупция» и «конфликт интересов», предусмотрены задачи уполномоченных государственных органов, указаны конкретные меры по осуществлению важных задач по противодействию коррупции.

В 2020 году образовано Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан, на которое была возложена задача по формированию и реализации государственной политики в сфере предупреждения и противодействия коррупции, обеспечению эффективного взаимодействия государственных органов, средств массовой информации, институтов гражданского общества и иных представителей негосударственного сектора, а также международного сотрудничества в данной сфере.

Благодаря предпринимаемым мерам со стороны Агентства антикоррупционная политика приобретает системный характер. Так, лишь за март 2023 года Агентством проведена антикоррупционная экспертиза 30 проектов нормативно-правовых актов, в 23 из которых выявлено 39 коррупциогенных факторов, были направлены 34 представления в сфере государственных закупок в министерства и ведомства (на сумму 14,4 млрд сум), 17 запросов в Государственную инспекцию финансового контроля (на сумму 6 млрд сумов), 9 запросов в правоохранительные органы (на сумму 37 млрд сумов)[7]. Кроме того, по итогам 2022 года Узбекистан занял 126-е место в рейтинге восприятия коррупции Transparency International, поднявшись на 14 позиций по сравнению с предыдущим периодом[8].

Гарантии обеспечения справедливости и верховенства закона в рамках конституционных реформ

В рамках конституционной реформы также было уделено огромное внимание обеспечению справедливости и верховенства закона. Принцип «человек-общество-государство» стал основополагающей идей внедренных конституционных новшеств. Конституционная реформа закрепила ряд важных гарантий, направленных на обеспечение справедливости и верховенства закона в судебно-правовой сфере:

Во-первых, закрепляется статус Узбекистана в качестве правового государства. Этот статус напрямую накладывает обязанность государства по обеспечению соблюдения законности. Так, статья 15 новой редакции Конституции указывает прямое действие конституционных норм, а также признание международных договоров Республики Узбекистан составной частью правовой системы страны. Следовательно, введенная конституционная гарантия будет прочной основой разрешения споров с применением непосредственных норм Конституции и международных договоров. Это означает, что лицу гарантируется судебная защита его прав на основе конституционных норм.

Во-вторых, подчеркнута приоритетность защиты прав личности. Новая редакции Конституции закрепила, что меры правового воздействия на человека, применяемые государственными органами, должны основываться на принципе соразмерности и быть достаточными для достижения целей, предусмотренных законами. При этом все противоречия и неясности в законодательстве, возникающие во взаимоотношениях человека с государственными органами, толкуются в пользу человека (статья 20). Тем самым в судебно-следственной деятельности необходимо придерживаться соразмерности и справедливости.

В-третьих, гарантируется разумность и справедливость ограничений прав личности. Согласно статье 21 новой редакции Конституции права и свободы человека могут быть ограничены только в соответствии с законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, здоровья населения, общественной нравственности, прав и свобод других лиц, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка. Следовательно, любые ограничения прав должны быть закреплены законом, соответствовать конституционным целям и достаточными.

В-четвертых, на уровне Конституции закрепляются положения «Правил Миранды». В статьях 27 и 28 новой редакции Конституции устанавливаются, что лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания, а также право на молчание. Эта норма обязывает сотрудников правоохранительных органов соблюдать и уважать права задержанных лиц.

В-пятых, усиливается роль и значение адвокатуры. Нормы об адвокатуре были систематизированы и представлены в виде отдельной главы (глава ХХIV), что подчеркивает особую роль адвокатов. В Новой редакции Конституции оказание профессиональной юридической помощи закреплено за адвокатами, предусматривается законодательная возможность оказания этой помощи за счет государства. Кроме того, государство гарантирует обеспечение условий адвокатам для беспрепятственной и конфиденциальной встречи, консультации со своим подзащитным. Эти гарантии напрямую влияют на эффективность защиты прав личности в судебно-следственной сфере.

В-шестых, усиливаются возможности для защиты прав личности. Согласно статье 55 новой редакции Конституции каждому гарантируется защита своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, право на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом. Кроме того, что гарантируется право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием государственных органов либо их должностных лиц.

В-седьмых, на уровне Конституции имплементируются нормы института «Хабеас корпус». Исключительно к компетенции суда отнесено решение таких вопросов, как арест, заключение под стражу и содержание под стражей (статья 27), ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, сообщений, производство обыска (статья 31).

В целом внесенные в Конституцию страны изменения наглядно показывают важность защиты прав и свобод личности путем создания норм прямого действия. Кроме того, указанные новшества являются ориентиром для совершенствования законодательства и

Дальнейшие перспективы и пути реформирования

Результаты, достигнутые в ходе реализации судебно-правовой сфере, и проведенная конституционная реформа показали важность обеспечения справедливости и верховенства закона. На наш взгляд, в целях продолжения выбранного курса и обеспечения эффективности представляется целесообразным осуществление следующих мероприятий.

Первое – гармонизация законодательства в соответствии с Конституцией. Конституционная реформа заложила прочную основу для реформирования всех сфер жизни. Новые конституционные гарантии требуют их дальнейшей реализации в отраслевых нормах законодательства. В частности, предстоит работа по принятию ряда новых законов (например, Закона «Об оказании юридической помощи за счет государства») и внесению изменений и дополнений в действующие законы (к примеру, изменение в УПК по передаче санкций на обыск и прослушивание разговоров суду). С учетом новых задач, стоящих перед институтами судебно-правовой системе представляется целесообразным принятие новых редакции законов об адвокатуре, прокуратуре, систематизация нормативно-правовых актов, регулирующих судебную систему.

Второе – повышение уровня доверия и доступности судов. Для этого нужно решить ряд задач. Одним из них является загруженность судов. Сегодня в среднем на 23 тысяч человек в Узбекистане приходится 1 судья. В зарубежных странах этот показатель намного ниже. Так во Франции на 11 тысяч человек, в США – 9 тысяч человек, в Германии – 4 тысяч человек приходится 1 человек. Такое положение дел влияет на качественное рассмотрение судебных дел. В свою очередь, нагрузка судов также является не равномерной. Для решения этой проблемы имеет важное значение выделение дополнительных штатов судей в тех местах, в которых наблюдается перезагруженность судов. Также следует разработать механизмы равномерного распределения дел, а также определения максимальной нагрузки на одного судью. Другим направлением является открытость и прозрачность судов. К сожалению, пресс-службы судов, особенно судов районов и городов в недостаточной мере предоставляют важную информацию по тем или иным судебным процессам. Следует повысить оперативность деятельности пресс-служб для преодоления «информационного вакуума».

В-третьих, необходимо внедрить четкий и конкретный механизм возмещения вреда человеку, причиненному в рамках судебно-следственной деятельности. В Узбекистане количество отмененных или измененных судебных решений растет. Так лишь с 2016 по 2020 год количество отмененных приговоров или решений выросло в 2 раза (с 4,39% до 9,76%). Порой ошибки в судебно-следственной деятельности могут приводят к существенным негативным последствиям. Поэтому важно обеспечить неотвратимость ответственности за вынесение неправосудного приговора судом или решения органами следствия, полную реабилитацию прав оправданных лиц (возмещение материального и морального ущерба).

В-четвертых, повышение уровня использования современных информационно-коммуникационных технологий. Сегодня трудно представить деятельность судов и правоохранительных органов без современных технологий. Необходимо продолжать работу по внедрению этих технологий с учетом потребностей государства и населения, обеспечить постепенный переход к систему «электронного судебного дела». В свою очередь, следует усилить общественный контроль путем внедрения цифровых технологий при применении мер, связанных с оказанием правового воздействия на граждан, в том числе ограничением свободы передвижения.

Подытоживая можно сказать, что именно справедливость и верховенство закона служат приоритетным критерием для судебно-правовой сферы. При этом эти критерии должны стать основой для защиты прав и свобод личности.

Расулев Абдулазиз Каримович

д.ю.н., профессор, Профессор кафедры «Профилактика правонарушений» Академии МВД Республики Узбекистан, Ташкент, Узбекистан


[1] Аналитические данные Высшего судейского совета Республики Узбекистан о судах и количестве судей// https://sudyalaroliykengashi.uz/uz/menu/21.

[2] Статистические данные о деятельности административных судов в Республике Узбекистан // https://stat.sud.uz/file/2023/03.05/%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%20%D0%BC%D0%B0%D1%8A%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B9%202023%20%D0%B9%D0%B8%D0%BB%203%20%D0%BE%D0%B9%D0%B8.pdf.

[3] Статистические данные о деятельности судов по уголовным делам в Республике Узбекистан // https://stat.sud.uz/file/2023/03.05/%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%20%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D1%82%202023%20%D0%B9%D0%B8%D0%BB%203%20%D0%BE%D0%B9.pdf.

[4] Количество помилованных с 2016 по 2022 год // https://upl.uz/policy/30352-news.html; Комментарий к Указу Президента Республики Узбекистан «О помиловании группы лиц, отбывающих срок наказания, чистосердечно раскаявшихся в содеянном и твердо вставших на путь исправления» // https://president.uz/ru/lists/view/6171.

[5] Статистические данные о деятельности Палаты адвокатов Республики Узбекистан за 2013-2022 года // https://paruz.uz/post/otchety-o-deyatelnosti-advokatskih-formirovaniy.

[6] Статистические данные о деятельности Палаты адвокатов Республики Узбекистан по итогам 2022 года // https://paruz.uz/uploads/2023/02/j-ucun-hisobot23.pdf.

[7] Итоги деятельности Агентства по противодействию коррупции за март 2023 года // https://anticorruption.uz/ru/item/2023/04/14/korrupsiyaga-qarshi-kurashish-agentligining-2023-yilning-mart-oyidagi-faoliyati.

[8] Индекс восприятия коррупции за 2022 год // https://www.transparency.org/en/cpi/2022.