Наблюдающееся усиление конфронтации между странами, возрастающая геополитическая нестабильность, экономические риски, экологические вызовы и ряд других глобальных угроз требуют от государств и регионов новых форматов международного сотрудничества.

В связи с этим первый саммит «Центральная Азия — Европейский союз» в Самарканде послужит стимулом для поднятия межрегионального взаимодействия на принципиально новый уровень. Примечательно, что саммит проходит в период председательства Узбекистана в Центральноазиатской пятерке. А организация подобного формата сотрудничества свидетельствует о заинтересованности ЕС в развитии партнерства и его приверженности укреплению отношений с государствами ЦА.

За последние годы Центральная Азия, претерпев глубинную трансформацию, приобрела новый облик и превратилась в пространство для конструктивного диалога, доверия и всестороннего сотрудничества. Это стало возможным благодаря общей политической воле лидеров государств региона. Политическая консолидация, достигнутый высокий уровень взаимного доверия и совместные экономические инициативы позволили создать новые возможности для устойчивого развития.

Несмотря на то, что Центральную Азию и Европу связывает тридцатилетний опыт сотрудничества, основанный на глубоких исторических традициях, совпадающих интересах, а также на стремлении к тесному партнерству, взаимоотношения между регионами все же имели спорадический характер, что обусловлено рядом объективных причин.

С момента появления новых независимых государств в Центральной Азии. Европейский союз начал работу по установлению с ними двусторонних связей, С 1991 года становление и развитие стратегии Евросоюза в ЦА было обусловлено изменениями в системе международных отношений, динамикой европейской интеграции, а также изменением роли Центральной Азии в мировой политике. В рамках программы «Техническая помощь Содружеству Независимых Государств»

(TACIS, 1991-2006) странам региона оказана поддержка в проведении политико-экономических реформ и укреплении верховенства права (свыше трех тысяч проектов на сумму более 7 миллиардов евро). В этот период политика ЕС в Центральной Азии носила выраженную ресурсную и транспортно-логистическую направленность.

К примеру, проект ТРАСЕКА был направлен на обеспечение поставок углеводородов в Европу. И тогда же заключено Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве ЕС со странами Центральноазиатского региона.

После 2001 года акценты сместились в сторону партнерства в сфере безопасности, борьбы с терроризмом и наркотрафиком из Афганистана. Реализованы программы управления границами и предотвращения распространения наркотиков в ЦА. Принятие в 2007-м первой Стратегии Европейского союза по Центральной Азии ознаменовалось началом восприятия ЦА как единого региона. были реализованы проекты в экологической, энергетической, правовой и оборонных сферах.

Принятая в 2019 году Стратегия ЕС по Центральной Азии ориентирована на содействие развитию регионального сотрудничества по десяти ключевым направлениям: обеспечение прав человека, демократизация, образование, экономическое развитие, энергетика, транспорт, экология, водное хозяйство, межкультурный диалог, региональная безопасность.

Дополнительный импульс развитию сотрудничества придала Совместная дорожная карта по углублению связей между ЕС и Центральной Азией, утвержденная в 2023 году. Документ охватывает ключевые направления взаимодействия, а именно: межрегиональный политический диалог, расширение торгово-экономических связей, Развитие, энергетики, формирование климатически нейтральной экономики и решение общих проблем в сфере безопасности. В том же году по инициативе ЕБРР проведено исследование

«Устойчивые транспортные связи между Европой и Центральной Азией», повлиявшее на разработку Совместной дорожной карты по углублению — транспортно-логистических связей между регионами, одобренной в ходе 19-и встречи министров стран ЦА и Евросоюза в октябре 2023-го.

А в январе прошлого года Европарламент принял резолюцию о стратегии ЕС в отношении государств Центральной Азии, акцентировавшую внимание на интеграцию Центральноазиатской стратегии в масштабный проект ЕС «Глобальные ворота».

Сегодня государства, учитывая внутренние потребности и складывающуюся геополитическую ситуацию в мире, заинтересованы в привлечении европейских инвестиций, технологий и инноваций для решения приоритетных задач по обеспечению стабильности и устойчивого развития в таких сферах, как экономика, промышленность, энергетика, транспорт, человеческий капитал и изменение климата.

Соответственно укрепляется нормативно-правовая основа взаимодействия. Так, отношения ЕС со странами нашего региона развиваются посредством реализации соглашений о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС). К настоящему времени Казахстан и Кыргызстан уже подписали такие соглашения с ЕС. В марте 2024 года Туркменистан принял Протокол к СРПС, а Таджикистан и Узбекистан завершают работу над подписанием данного документа.

Евросоюз последовательно развивает торговые и инвестиционные связи с государствами Центральной Азии. За последние семь лет товарооборот республик с ЕС вырос в четыре раза, составив 54 миллиарда евро.

Европейский союз остается крупнейшим инвестором в Центральной Азии, обеспечивая более 40 процентов прямых иностранных вложений за последние десять лет (свыше 100 млрд евро).

Взаимодействие ЕС и ЦА охватывает такие ключевые отрасли, как фармацевтика, строительство, энергетика и сельское хозяйство. Одним из стратегических направлений партнерства является также освоение и переработка полезных ископаемых. В условиях диверсификации поставок критически важных материалов страны Центральной Азии играют все более значимую роль на глобальном рынке. Так, подписанные меморандумы о взаимопонимании с Казахстаном

(2022) и Узбекистаном (2024) позволяют европейским компаниям активизировать кооперацию со странами региона в области высоких технологий.

Особое значение приобретает реализация программы ЕС «Глобальные ворота» в транспортно-логистической сфере, так как Центральноазиатский регион превращается в ключевой транзитный узел евразийских коммуникаций, где особую роль играет Транс каспийский международный транспортный маршрут, на модернизацию которого будет выделено 10 миллиардов евро. Среди крупнейших инфраструктурных проектов, направленных на развитие логистического потенциала региона, особое место занимает строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Еще одно важное направление партнерства — цифровая интеграция Центральной Азии в глобальную экономику посредством реализации проекта TEl Digital Connectivity, который ориентирован на развитие спутниковой связи, расширение доступа к широкополосному интернету. поддержку цифровых инноваций и усиление кибербезопасности. Инициативы в указанной сфере способствуют формированию более инклюзивной и устойчивой экономической модели, а также сокращению цифрового разрыва.

Важными аспектами взаимодействия Центральной Азии и Европейского союза остаются борьба с изменением климата и переход к устойчивому развитию в рамках проекта SECCA, инициативы Team Europe, Водно-энергетической программы для ЦА CAWEP и инициативы «Зеленая Центральная Азия». Все они ориентированы на эффективное управление водными ресурсами, развитие экологически чисто1 энергетики и адаптацию к климатическим изменениям. Огромный потенциал сотрудничества связан с участием стран Центральной Азии в проекте создания зеленого стратегического коридора через Каспий и Черное море в Европу. Осуществление этой масштабной инициативы заложит прочную основу нашей энергетической взаимосвязанности. Важной институциональной платформой сотрудничества в возобновляемой энергетике может стать учреждение партнерства «Центральная Азия — Европейский союз» по чистой энергетике. Позволит наладить совместное производство зеленого водорода и аммиака, а также биотоплива в целях их широкого применения вместо ископаемого топлива.

Учитывая, что Центральная Азия и Евросоюз сталкиваются с общими угрозами и вызовами в сфере безопасности, в том числе в борьбе с терроризмом, экстремизмом, транснациональной преступностью и незаконным оборотом наркотиков. сотрудничество регионов в области безопасности выступает одним из ключевых направлений взаимодействия. Страны ЦА готовы работать сообща с Европейским союзом и другими международными партнерами, чтобы совместно продвигать инициативы, которые помогут Афганистану в преодолении текущих кризисов и заложат основу для дальнейшего развития. Безусловным приоритетом для стран региона выступает продвижение зеленой повестки в Центральной Азии. Так, в ходе саммита представлен проект Региональной концепции зеленого развития. В повестке также вопросы модернизации ирригационной инфраструктуры, совместный мониторинг ледников, внедрение передовых водо-сберегающих технологий, совершенствование экологического образования и проведение научных исследований в сфере охраны окружающей среды. Среди ключевых вопросов сотрудничества — восстановление экосистем и биоразнообразия в регионе

По итогам саммита состоится подписание Самаркандской декларации, которая отразит общее стремление сторон к установлению стратегического партнерства, закреплению достигнутых договоренностей, углублению связей между регионами. В целом текущее состояние взаимоотношений государств Центральной Азии и Европейского союза свидетельствует о едином стремлении к укреплению сотрудничества. ЕС остается для нашего региона не только важным торгово-экономическим и инвестиционным партнером, но и ключевым ориентиром в вопросах устойчивого развития, цифровой трансформации и экологической повестки.

Исмаилов  Баходир  Исламович

Заведующий сектором законодательства в сфере международных отношений. Доктор юридических наук, профессор.