В современном мире цифровая грамотность становится ключевым фактором социально-экономического развития. Это не только способность пользоваться интернетом или компьютером, а комплекс знаний и умений, необходимых для эффективного взаимодействия с цифровым миром, но
и умение критически оценивать информацию, понимать и использовать новые технологии, обеспечивать свою безопасность в сети и многое другое.
Согласно данным Международного Статистического портала
на начало 2024 года, количество пользователей Интернета превысило
5,3 миллиарда человек, что составляет около 65,8% населения Земли.
Эти цифры подчеркивают устойчивую тенденцию к росту числа людей, зависимых от виртуального пространства в повседневной жизни.
Международные практики в области цифровой грамотности также демонстрируют разнообразие подходов и методов, направленных на повышение компетенций молодежи.
Например, в Сингапуре Национальная библиотека запустила инновационную платформу электронных ресурсов, предлагающую обширную коллекцию образовательных материалов. Эта платформа стала центральным элементом в системе образования страны, обеспечивая студентам
и преподавателям доступ к широкому спектру ресурсов в любое время суток, что существенно расширяет возможности самообразования и повышает качество учебного процесса.
В США на регулярной основе проводятся Молодежные технонедели (Teen Tech Week), а некоммерческая организация Common Sense Media успешно разработала проект «Цифровой паспорт»: ученики выполняют ряд заданий, по результатам которых продемонстрированные навыки и знания позволяют им получить «цифровой паспорт», который является определенным маркером, демонстрирующим, достиг ли ученик нужного для своего возраста уровня цифровой грамотности.
В Канаде организация MediaSmarts разработала программу для подростков «Мой мир», в которой прорабатываются основные аспекты цифровой грамотности: поиск достоверной информации в интернете, приватность и репутация в сети, онлайн-общение и этичное использование цифровых технологий.
Много усилий направлено и на ответственное использование интернетом, например, в Австралии функционирует Комиссия по интернет-безопасности с целью профилактики кибербуллинга и работы с нелегальным контентом
в сети.
Эти примеры также подчеркивают глобальную значимость цифровой грамотности и показывают, как разные страны внедряют инновационные программы для подготовки молодежи к жизни в цифровом обществе, подкрепляя образовательные стратегии практическими инициативами, нацеленными на развитие ключевых цифровых навыков.
Последнее исследование, проведенное Агентством США
по международному развитию (USAID), Исследовательским институтом «Общественное мнение» и организацией Internews, показало, что значительная часть населения Узбекистана, а именно 53,1%, демонстрирует уверенность в своей медиаинформационной грамотности.
Однако при более тщательном анализе выявляется, что эти навыки
не всегда комплексны. Так, только 38,9% участников опроса могут эффективно анализировать информацию, поступающую из разных источников. Ещё меньшее количество людей продемонстрировали способности в области интернет-поиска, включая формулирование точных запросов (21,3%).
Особую тревогу вызывает низкий уровень навыков критической оценки информации — только 15% умеют отличать достоверные данные
от недостоверных в интернете. Это указывает на необходимость усиления образовательных программ, направленных на развитие компетенций в области медиаграмотности и критического мышления.
Данная статистика подтверждает критическую необходимость
в укреплении медиаграмотности, которая служит не только развитию способности анализировать информацию из множества перспектив, но также углубляет навыки критического мышления. Эти умения играют ключевую роль в нашей способности отличать и осмысленно интерпретировать информацию в социальных сетях, где мы сталкиваемся с неисчерпаемым потоком данных и повышенным риском манипуляции.
Воспитание критически мыслящей молодежи, способной самостоятельно фильтровать и оценивать получаемую информацию, становится ключевым аспектом в образовательной политике Узбекистана, направленном
на укрепление информационной безопасности и поддержку развития открытого и осведомленного общества.
На протяжении последних лет в Республике Узбекистан были предприняты различные организационно — правовые меры по повышению цифровой грамотности и формированию культуры безопасного и этичного поведения в виртуальном пространстве.
По состоянию на 2024 год, Узбекистан значительно укрепил свою законодательную базу в сфере информационных технологий и безопасности, включив более 30 законов, около 60 актов Президента и свыше 100 решений Правительства.
Во-первых, согласно Global Competitiveness Report, Узбекистан занимает 68-е место среди 141 стран в индексе готовности к цифровому развитию. Всего за год наша страна поднялась на 4 позиции вверх, чем закрепила позитивную динамику, наблюдаемую на протяжении последних трех лет.[1].
Глобальный инновационный индекс — международное исследование, оценивающее инновационность стран по 81 индикаторам. Индекс измеряет инновационные возможности и результаты стран, разделяя показатели
на ресурсы для инноваций (например, институты, человеческий капитал, инфраструктура) и их практические результаты (технологическое развитие, экономика знаний).
Во-вторых, принята Стратегия развития Нового Узбекистана
на 2022 — 2026 годы, в котором цель 70 рассматривает вопросы совершенствования государственной молодежной политики, где особо отмечается стремление развития у молодежи цифровой грамотности.
Стратегия «Узбекистан — 2030» также направлена на повышение интеллектуального потенциала молодежи, стимулирование ее научной деятельности, развитие таланта не менее 2 миллионов молодых путем привлечения к научной и инновационной деятельности.
Особое внимание в рамках стратегии уделяется цифровой трансформации образовательной сферы, что предполагает более активное внедрение информационных технологий в учебный процесс, совершенствование цифровых образовательных ресурсов и платформ для дистанционного обучения. Такой подход не только повышает доступность и качество образования, но и способствует формированию у молодежи навыков эффективного использования цифровых инструментов и ресурсов.
В-третьих, Фондом по поддержке государственной молодежной политики был инициирован проект «Один миллион программистов», утвержденный Постановлением Президента Республики Узбекистан
от 12.08.2022 г. № ПП-350, который стал мощным толчком по развитии цифровизации среди молодых ИТ-специалистов. Проект подчеркивает стратегическую ориентацию на укрепление образовательной инфраструктуры в области цифровизации и создание инновационной платформы, способствующей развитию стартапов и социальному прогрессу.
Кроме того, создание IT-парка, ставшее значительным шагом в развитии цифровой экономики Узбекистана, способствовало укреплению инновационной инфраструктуры и привлечению инвестиций в ИТ-сектор страны. Этот проект не только обеспечил платформу для роста и развития местных и зарубежных технологических компаний, но и стал катализатором для создания новых рабочих мест, развития профессиональных навыков
в области информационных технологий и продвижения инновационных стартапов, способствуя тем самым экономическому прогрессу
и технологическому лидерству Узбекистана на международной арене.
В-четвертых, 2024 год в Узбекистане объявлен Годом поддержки молодёжи и бизнеса. Как отмечает Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев: «В новом году мы активизируем привлечение иностранных инвестиций, формирование широких возможностей для предпринимательства и частной собственности, уделим особое внимание развитию науки, инноваций, IТ-сферы, созданию „зелёных“ и цифровых технологий».
В 2020 году Указом Президента Республики Узбекистан № УП–6079 была принята Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030». Благодаря имплементации этой стратегии начата реализация свыше 220 приоритетных проектов, предусматривающих совершенствование системы электронного правительства, дальнейшее развитие отечественного рынка программных продуктов и информационных технологий, организацию во всех регионах республики IT-парков, обеспечение данной сферы квалифицированными кадрами.
Такая стратегия не только повышает доступность и качество образования, но и способствует формированию у молодежи необходимых навыков эффективного использования цифровых инструментов и ресурсов, что является важным шагом к созданию будущего, где каждый гражданин обладает необходимыми знаниями и умениями для успешной адаптации
к быстро меняющемуся цифровому миру и достижения профессионального успеха.
Таким образом, всеобъемлющая реализация стратегий по цифровизации в Узбекистане с акцентом на поддержку молодежи играет ключевую роль
в повышении цифровой грамотности населения, что является основой для успешной интеграции страны в международное цифровое сообщество. Применение передовых международных методик подчеркивает значимость глубокого и масштабного подхода к обучению молодежи ключевым
ИТ-навыкам. Усиление внимания к образовательным программам, развивающим медиаграмотность и критическое мышление, в сочетании
с адаптацией глобальных опытов к национальным нуждам, является основой для подготовки молодого поколения к цифровой эре, с особым фокусом
на создание инфраструктуры для цифрового образования и подготовку квалифицированных педагогов.
Д. Очилова
Ведущий научный сотрудник
Сектора анализа эффективности конституционного
строительства и государственного управления
Института законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан