Электронное правительство представляет собой систему организации государственного управления и предоставления госуслуг с использованием цифровых технологий. Основная цель данной системы — повышение эффективности, прозрачности и доступности государственного управления, а также упрощение взаимодействия между министерствами и ведомствами, гражданами и бизнесом. Внедрение E-Government способствует сокращению бюрократических процедур и улучшению доступности государственных услуг для всех категорий граждан. В Узбекистане развитие электронного правительства обрело стратегическое значение с принятием Указа Президента «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан — 2030» и мерах по ее эффективной реализации» от 5 октября 2020-го. Стратегия направлена на создание централизованной платформы для предоставления государственных услуг, на автоматизацию межведомственного обмена данными, развитие цифровой инфраструктуры и подготовку высококвалифицированных ІТ-кадров.

Важным шагом в развитии процессов цифровизации стало принятие нормативно-правовой базы, включая законы «Об информатизации», «Об электронном документообороте», «Об электронном правительстве», «О персональных данных».

Последовательная реализация соответствующих мер, обозначенных в данных документах, позволила улучшить позиции Узбекистана в международных рейтингах, оценивающих уровень цифровизации государственного управления. Так, согласно исследованию ООН по Индексу развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI) в 2024 году, Узбекистан занял 63-е место из 193 стран, поднявшись на 37 позиций по сравнению с показателями 2018-го. Этот индекс формируется на основе трех компонентов: онлайн-услуги (оценка доступности и качества государственных сервисов в цифровом формате), инфраструктура ИКТ (развитие технической базы для предоставления услуг) и уровень человеческого капитала (способности населения и государственных служащих использовать цифровые решения и участвовать в управлении через электронные платформы). Кроме того, в 2024-м по Индексу электронного участия (E-Participation Index, EPART) Узбекистан поднялся на 32 позиции-по сравнению с показателями 2018-го, заняв 53-е место в мире и первое — среди государств Центральной Азии с индексом 0.6986 при среднем мировом значении 0.4625. Росту способствовало увеличение доли электронных консультаций с 18 до 58 процентов и улучшение качества предоставляемой электронной информации. Эти результаты отражают достижения целенаправленной работы по созданию прозрачной системы государственного управления, направленной на активное вовлечение граждан в процесс принятия решений. Несмотря на значительный прогресс электронного правительства, Узбекистан сталкивается с рядом вызовов, которые следует преодолеть для повышения эффективности цифрового управления. К основным проблемам относятся разрыв в развитии ІТ-инфраструктуры между регионами, недостаточный уровень цифровой грамотности населения, отсутствие унифицированных стандартов обмена данными между ведомствами, необходимость модернизации нормативно-правовой базы, а также отсутствие устойчивой научной основы для системного и долгосрочного прогресса в сфере. Решение этих задач требует комплексного подхода, учитывающего передовой международный опыт и национальные особенности. Рассмотрим практику зарубежных стран-лидеров, демонстрирующую, как всесторонний и стратегический подход позволяет успешно справляться с вызовами, связанными с развитием электронного правительства. Например, для преодоления цифрового неравенства между регионами Испания разработала программу Plan Edad Digital для обучения цифровым навыкам около четырех тысяч жителей сельских районов провинции Кадис. Особое внимание уделяется пожилым людям, безработным, женщинам и молодым предпринимателям. Проект включает 211 учебных мероприятий и финансируется совместно с региональными властями и Европейским союзом. Цель новшества — сокращение цифрового разрыва и предотвращение депопуляции сельских территорий. В Южной Корее создана система e-People, которая обеспечивает доступ к таможенным, налоговым, гражданским и патентным услугам через единый портал. Одна из основных составляющих этой системы — унифицированные стандарты обмена данными между правительственными организациями, что повысило эффективность и прозрачность государственного управления, исключило дублирование данных и обеспечило оперативность между госструктурами. Эстония внедрила систему X-Road, которая обеспечивает безопасный обмен информацией между государственными учреждениями, частными компаниями и населением. Это позволило связать базы данных разных ведомств (налоговые службы, медицинские учреждения и регистрационные органы), сократило бюрократические процедуры и ускорило предоставление услуг. Программа e-Residency стала инструментом привлечения предпринимателей, позволяя иностранным гражданам удаленно регистрировать компании, что также положительно повлияло на инвестиционный климат страны. В Дании реализован комплексный подход к цифровизации, который включает полный отказ от бумажного документооборота и внедрение системы NemID, предоставившей доступ к государственным, банковским и страховым услугам через единую платформу. Это упростило взаимодействие физических лиц с ведомствами и обеспечило высокую степень защиты данных. Для повышения цифровой грамотности разработана национальная программа обучения, охватывающая школьников и взрослое население. Школьникам преподаются основы программирования, кибербезопасности и работы с цифровыми инструментами, а также развиваются навыки критического мышления, позволяющие эффективно работать с информацией. Для взрослых, особенно уязвимых групп (пожилые и безработные), создана сеть образовательных центров, где бесплатно обучают использованию электронных услуг, включая платформу NemID для подачи налоговых деклараций и регистрации на медицинские услуги. Для госслужащих предусмотрены курсы по искусственному интеллекту, работе с большими данными и информационной безопасности, что повышает их компетентность и качество предоставляемого сервиса. Европейский союз показывает системный подход к модернизации нормативно-правовой базы. Проекты «Цифровая повестка для Европы» и «Единый цифровой рынок» направлены на исключение регуляторных и технических барьеров, что способствует созданию единой цифровой экосистемы. Устранение фрагментации между странами ЕС, гармонизация стандартов телекоммуникаций и внедрение механизмов киберзащиты стали основой для укрепления доверия граждан к электронным услугам и повышения их доступности. Для дальнейшего совершенствования системы внедрения электронного правительства в Узбекистане обратим внимание на ряд задач, которые необходимо предусмотреть.

Во-первых, формирование устойчивой научной основы, обеспечивающей системное развитие сферы. Для этого необходимо разработать долгосрочную Концепцию развития электронного правительства, в рамках которой провести глубокий анализ передового зарубежного опыта и его адаптацию с учетом особенностей национального законодательства, а также привлечение научного сообщества и научно-прикладных исследований в области цифровизации.

Во-вторых, обеспечение равномерного развития цифровой инфраструктуры по всей республике. Включает стимулирование частных и государственных инвестиций в широкополосный интернет и сопутствующие технологии, активизацию международного сотрудничества для финансирования инфраструктурных проектов.

В-третьих, повышение квалификации государственных служащих и формирование высококвалифицированного кадрового потенциала. Необходима организация программ стажировок для государственных служащих в странах — лидерах электронного правительства (Эстония, Дания, Южная Корея), внедрение системы постоянного обучения IT-компетенциям для работников госструктур на всех уровнях.

В-четвертых, создание унифицированного стандарта обмена данными между государственными органами. Для устранения разрозненности информационных систем необходимо внедрить единые технические стандарты их создания. При этом в целях предупреждения утечки информации и повышения уровня доверия населения к ним следует создать централизованную систему управления кибербезопасностью.

В-пятых, расширение доступности электронных государственных услуг. Необходимо максимально увеличить число госуслуг, предоставляемых по принципу «единое окно». При этом оптимизировать и перевести максимальное количество процессов в цифровой формат. Упростить процедуры предоставления электронных данных до формата, удобного и для населения с низким уровнем IT-грамотности.

В-шестых, изучить опыт организации электронного правительства в Дании, Эстонии и Южной Корее. А также провести научные исследования по выявлению и предупреждению рисков и вызовов, связанных с внедрением E-Government.

Адаптация наработок ведущих стран с учетом формируемых рисков и вызовов позволит создать более устойчивую и надежную систему цифровизации государственного управления. Реализация этих рекомендаций будет способствовать повышению эффективности электронного правительства в Узбекистане, ускорит процесс цифровой трансформации и укрепит доверие граждан к государственным услугам. Комплексный научный подход обеспечит устойчивое развитие и поможет минимизировать риски в условиях быстро меняющихся технологий.

Очилова Диёрахон Санжархужа кизи

Ведущий научный сотрудник сектора анализа эффективности конституционного строительства и государственного управления

Абдуллаев Закир Илхамович

Главный научный сотрудник сектора анализа эффективности конституционного строительства и государственного управления