В условиях глобальных вызовов и растущей взаимозависимости стран сотрудничество и взаимопонимание между ближайшими соседями становятся неотьемлемой частью эффективной внешней политики. Республика Узбекистан под руководством Президента Шавката Мирзиёева неизменно придерживается курса на создание атмосферы доверия и конструктивного взаимодействия в Центральной Азии.
В выступлении в Законодательной палате Олий Мажлиса глава государства подчеркнул, что приоритет следует отдавать развитию эффективных и системных связей со странами Центральной Азии.
В 2012 году был принят Закон «Об утверждении Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан», где регион Центральной Азии был определен в качестве главного направления внешнеполитической деятельности страны.
Наряду с общими историко-культурными корнями и тесными экономическими связями, сформировавшимися в советский период, регион сталкивался с рядом вызовов, препятствующих интеграции в постсоветское время: различия в моделях политического развития, нерешенные вопросы демаркации и делимитации границ, проблемы, связанные с использованием трансграничных водных ресурсов.
Экономические связи между странами региона оставались на низком уровне из-за торговых барьеров, отсутствия согласованных механизмов взаимодействия и частично развитой транспортной инфраструктуры. Каждое государство стремилось к укреплению независимости, что приводило к закрытию границ, затрудняя передвижение граждан и снижая уровень взаимной торговли. Ситуация начала меняться после
2017 года, когда Узбекистан под руководством Президента Шавката Мирзиёева взял курс на активизацию региональной политики.
В августе 2024 года состоялась
Vl Консультативная встреча глав государств Центральной Азии, на которой обсуждались ключевые вопросы регионального сотрудничества и устойчивого развития. В ходе встречи была подписана
Концепция развития региональной кооперации «Центральная Азия-2040» — стратегический документ, направленный на обеспечение долгосрочного устойчивого развития региона. Концепция охватывает ключевые направления сотрудничества: институциональное развитие, взаимодействие в сфере политики и безопасности, экономическое сотрудничество, использование водно-энергетических ресурсов, экологические инициативы, культурно-гуманитарное сотрудничество. Институциональное развитие предполагает укрепление механизма консультативных встреч глав государств Центральной Азии, которые уже стали эффективной платформой для координации совместных действий. В документе отмечена необходимость институционализации этого формата с целью его трансформации в полноценную региональную структуру, а также важность усиления связей между парламентами, отраслевыми органами, общественными организациями и аналитическими структурами.
Сфера политики и безопасности подчеркивает значимость Центральной Азии как признанного субъекта международных отношений, способного укреплять региональную и глобальную безопасность. Концепция предусматривает развитие механизмов сотрудничества в рамках многосторонних форматов, а также усиление межгосударственного взаимодействия в борьбе с вызовами современности, включая экстремизм, терроризм и незаконный оборот наркотиков. Предусмотрено создание региональной системы раннего оповещения о трансграничных чрезвычайных ситуациях. Экономическое сотрудничество предполагает превращение Центральной Азии в один из ключевых центров экономического роста. Оно включает устранение торговых барьеров, создание региональной электронной торговой платформы и реализацию стратегических проектов в сферах транспорта, энергетики и сельского хозяйства. Важнейшей задачей является развитие транспортно-логистической инфра-структуры, включая модернизацию существующих и создание новых транспортных коридоров, таких как маршруты «Восток — Запад» и «Север — Юг». Водно-энергетическое сотрудничество направлено на рациональное и комплексное использование водных и энергетических ресурсов региона. Концепция предусматривает совершенствование организационной структуры и договорно-правовой базы Международного фонда спасения Арала, развитие гидроэнергетического потенциала с учетом экологической устойчивости, внедрение цифровых технологий в управление водными ресурсами и развитие возобновляемых источников энергии.
Экологические инициативы охватывают реализацию стратегии адаптации к изменению климата и «Зеленой повестки», а также защиту ледников и горных экосистем, являющихся важнейшими источниками водных ресурсов. Государства региона намерены активизировать сотрудничество с международными организациями и фондами для смягчения последствий климатических изменений. Культурно-гуманитарное сотрудничество включает развитие межвузовских связей, совместных образовательных программ, проведение культурных фестивалей и научных конференций.
Также предусмотрены создание единого туристского бренда Центральной Азии и разработка совместных туристских маршрутов.
Концепция «Центральная Азия-2040» отражает стремление стран региона к созданию модели сотрудничества, способной обеспечить долгосрочное устойчивое развитие, стабильность и улучшение уровня жизни граждан. Ее реализация укрепит международную субъектность Центральной Азии и позволит эффективно справляться с глобальными вызовами.
Страны Центральной Азии пред-ставили новую «Дорожную карту по развитию регионального сотрудничества на 2025 2027 годы». Этот документ объединяет инициативы и предложения, выдвинутые на предыдущих консультативных встречах, и нацелен на повышение эффективности координации взаимодействия на межпарламентском, межправительственном, межрегиональном и отраслевом уровнях.
Узбекистан продолжает вносить значимый вклад в развитие региональной кооперации, демонстрируя приверженность принципам взаимного уважения, равноправия и открытого диалога. Усилия страны направлены на создание атмосферы доверия, укрепление меж-государственных связей и продвижение совместных инициатив, что создает прочный фундамент для дальнейшего сближения стран Центральной Азии. Президент Шавкат Мирзиёев в речи в Законодательной палате также отметил, что необходимо принять Концепцию внешнеполитической деятельности в новой редакции.
Документ должен отражать актуальные вызовы, глобальные тенденции и национальные интересы страны, определять приоритеты, принципы и подходы к реализации внешней политики, обеспечивая баланс между национальными интересами и международными обязательствами.
В первую очередь концепция должна четко обозначить основополагающие принципы внешней политики страны. Узбекистан традиционно следует принципам суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, мирного урегулирования споров, нерушимости границ и невмешательства во внутренние дела других государств. Важно дополнить эти положения принципом территориальной целостности, который отражен в Конституции и имеет фундаментальное значение в условиях современных геополитических реалий. Одновременно следует выделить национальные подходы, такие как принцип неделимости безопасности, неучастие в военно-политических блоках и приоритетное развитие добрососедских отношений. Вместе с тем концепция должна учитывать растущую значимость глобальных тенденций и процессов. Важно отразить стремление Узбекистана к активному участию в формировании нового мирового порядка, основанного на принципах справедливости, взаимного уважения и солидарности. Регионализация международных отношений, продвижение принципов социальной справедливости и взаимный учет интересов стран становятся важными элементами устойчивого развития. Внимание следует уделить развитию экономической дипломатии, которая играет важнейшую роль в продвижении интересов страны. Концепция должна предусматривать меры по привлечению иностранных инвестиций, стимулированию экспорта, развитию новых транспортно-логистических коридоров. Концепция станет основой для координации всех дипломатических и внешнеэкономических усилий, направленных на достижение устойчивого раз-вития, стабильности и процветания Узбекистана, укрепление доверия и сотрудничества в регионе и за его пределами.
Уйгунов Расул Уйгунович
Главный научный сотрудник сектора законодательства в сфере международных отношений