Взаимоотношения между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией в качестве самостоятельных субъектов международного права стали складываться в 90-х годах прошлого столетия. Официальные дипломатические отношения между странами установлены 20 марта 1992 года. Так, за более чем 30-летний период сотрудничества подписано 380 документов, которые заложили правовую основу планомерного и всестороннего взаимодействия.
Первым таким документом стал Договор между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве. В соответствии с принципами международного права в документе отдельно подчеркнуто: страны уважают территориальную целостность и нерушимость существующих границ. Кроме того, отмечена важность равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в экономике, содействия формированию общего экономического пространства. Именно этот документ стал фундаменталь ным международным договором, определившим сущность последующих отношений в разных сферах.
В 2004 году Узбекистан и Россия заключили Договор о стратегическом партнерстве, нацеленный на обеспечение взаимной безопасности, противодействие глобальным угрозам и вызовам, укрепление региональной стабильности, расширение сотрудничества в политической, экономической и гуманитарной сферах. В документе предусмотрены ключевые направления формирования прочной основы долгосрочного и всестороннего развития отношений между двумя государствами.
Результатом тесного сотрудничества Узбекистана и России стало заключение в 2005-м Договора о союзнических отношениях. В документе наряду с вопросами международной и региональной безопасности затронуты и торгово-экономические аспекты. Так, основными направлениями взаимодействия сторон в данной сфере определены развитие и функционирование рынка товаров и услуг, капитала и рабочей силы, проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики, поощрение и защита инвестиций.
В рамках Декларации о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Узбекистаном и Россией от 2022 года стороны договорились вывести двусторонние контакты на качественно новый уровень, а также придать им характер особо тесного и динамичного сотрудничества. В связи с этим определены важные аспекты взаимодействия по 11 приоритетным направлениям: политическое взаимодействие; вопросы безопасности, военного и военно-технического сотрудничества; правовые вопросы; торгово-экономическое, энергетическое, транспортное, межрегиональное культурно-гуманитарное и сотрудничество в социальном секторе; финансово-банковская сфера; мирное использование атомной энергии; охрана окружающей среды.
Правовые основы создали прочный фундамент для укрепления торгово-экономического взаимодействия. А соглашением, вступившим в силу в 1993-м, между странами установлен режим свободной торговли. Товаро оборот между государствами за первый квартал 2024 года составил 2,8 миллиарда долларов. За этот период доля Российской Федерации во внешней торговле Узбекистана составила 18,4 процента, объем торговли вырос на 29,3. Таким образом, Россия является одним из главных торговых партнеров Узбекистана.
В 2013-м было заключено межправительственное соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Страны договорились создавать благоприятные условия для инвесторов. В результате принятых мер заметно улучшилась инвестиционная среда, а портфель совместных проектов Узбекистана и России достиг 45 миллиардов долларов. Сегодня в нашей стране действует порядка трех тысяч предприятий с участием российского капитала. Около 700 компаний с узбекским капиталом работают в России.
Узбекистан и Россия поддерживают инициативы друг друга в рамках международных организаций, в частности, ООН, ОБСЕ, СНГ, СВМДА и других структур. Страны являются соавторами нескольких резолюций Генеральной Ассамблеи ООН («Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях» и другие).
Сотрудничество в рамках региональных организаций также способствует координации усилий по обеспечению интересов обеих стран. Так, на площадке Содружества Независимых Государств отношения Узбекистана и России носят постоянный и устойчивый характер. Страны поддерживают позиции друг друга по основным вопросам повестки дня уставных органов и вносимых сторонами инициатив.
В рамках Шанхайской организации сотрудничества Узбекистан и Россия прилагают совместные усилия по противодействию угрозам международного терроризма и экстремизма, по модернизации деятельности объединения, совершенствованию механизмов обеспечения безопасности и стабильности, реализации проектов по развитию инфраструктуры, сельского хозяйства, транспортных перевозок, науки и технологий, образования.
Государственный визит Президента Российской Федерации Владимира Путина в нашу страну 26-28 мая этого года также укрепил правовые основы взаимного сотрудничества (35-й визит на высшем уровне). По его итогам подписано 27 документов, в частности: План совместных действий по расширению взаимодействия в приоритетных направлениях сотрудничества Республики Узбекистан и Российской Федерации; ряд межправительственных соглашений (об оказании технического содействия Республике Узбекистан в области метрологии, о сотрудничестве в области совместного кинопроизводства, о сотрудничестве в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения). Внесены изменения в некоторые межправительственные соглашения (о сотрудничестве в области рыболовства, о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Узбекистан атомной электростанции). Заключены межведомственные соглашения о сотрудничестве в сфере культуры, проведении совместных конкурсов в сфере научных технологий, по цифровому сотрудничеству в области карантина растений, по вопросам организации здравоохранения и в области регулирования лекарственных средств для медицинского применения, медицинских изделий и высокотехнологичных методов лечения на территории двух стран, о взаимопонимании и сотрудничестве в области транспортного машиностроения, об обмене опытом в вопросах формирования и развития индустрии авиационных систем, а также изучения правовых основ их применения для повышения эффективности социально-экономического развития, о создании филиалов МГТУ имени Н.Э. Баумана и Всероссийской академии внешней торговли.
Стороны также утвердили планы и программы действий, в том числе по расширению промышленной кооперации в целях наращивания товарооборота Российской Федерации и Республики Узбекистан на 2024-2030 годы; расширению взаимодействия в приоритетных направлениях сотрудничества; увеличению турпотока между странами на 2025-2026 годы; развитию сотрудничества в области карантина и защиты растений на 2024-2025 годы.
Подписаны соглашения между компаниями и государственными органами. В частности, о взаимовыгодном сотрудничестве в сфере туризма; по реализации пилотных проектов ПАО «Сбербанк» в городе Ташкенте; расширению сотрудничества ПАО «Газпромнефть» с Министерством энергетики РУз; о комплексной поддержке приоритетных проектов в Республике Узбекистан; по развитию агрологистических центров в нашей стране; об организации производства химической продукции в Узбекистане. Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что отношения между Узбекистаном и Россией имеют прочную правовую основу, которая направлена на взаимовыгодное сотрудничество с учетом соблюдения интересов двух стран. При этом динамика современных узбекско-российских отношений свидетельствует о направленности взаимодействия на улучшение торгово-экономических отношений, а также на укрепление связей между регионами.
А.К.Расулев
ученый секретарь Института
законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан