Центральная Азия — значимый субъект геополитической карты мира. Страны региона находятся на важном этапе стратегического сотрудничества.
Одна из основных задач внешнеполитической деятельности Узбекистана — формирование вокруг страны пояса мира, стабильности и безопасности. В связи с этим Президент Шавкат Мирзиёев обозначил развитие и укрепление дружественных, добрососедских и взаимовыгодных связей с нашими соседями — государствами Центральной Азии — в качестве главного приоритета внешнеполитического направления.
Современные стратегические отношения между государствами Центральной Азии характеризуются как сотрудничеством, так и конкуренцией. Несмотря на успешную экономическую и политическую интеграцию (Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз), имеются определенные вызовы, связанные с водными ресурсами, границами и этническими меньшинствами.
Международное право остается критически важным в урегулировании диспутов и формировании основ сотрудничества в регионе. Принципы суверенитета и невмешательства, закрепленные в Уставе ООН, служат основой для разрешения межгосударственных конфликтов, но их применение часто осложняется национальными интересами государств.
Национальные интересы стран Центральной Азии часто пересекаются в областях экономического развития, безопасности и управления природными ресурсами, что формирует как внутреннюю, так и внешнюю политику государств, приводя иногда к конфликтам, но также и к созданию новых форм сотрудничества.
Центральная Азия постепенно выходит из тени мировой политики и превращается в значимого игрока. В начале 2016 года известный американский исследователь Фрэнсис Фукуяма отметил, что «скоро Центральная Азия перестанет быть периферией глобальной экономики, превратившись в ее центр».
Регион сталкивается с рядом проблем, включая управление водными ресурсами, экономическую зависимость от экспорта природных ресурсов и уязвимость перед внешними и внутренними угрозами. Эти вопросы требуют скоординированных усилий и новых подходов к региональной и международной политике.
Стратегические отношения стран Центральной Азии находятся в процессе динамичного развития. Учитывая текущие вызовы и возможности, государства региона стремятся к созданию эффективных механизмов для устойчивого и мирного развития. Важным аспектом остается баланс между национальными интересами и соблюдением международных норм, что способствует укреплению мира и стабильности.
Повышенный интерес международного сообщества к Центральной Азии обусловлен не только ее геостратегическим значением, но и внутренними тенденциями, процессами и событиями, происходящими в регионе. Фундаментальные изменения последних лет свидетельствуют о том, что процесс регионального сотрудничества выходит на новый этап развития.
Высокие результаты в вопросах границ, использования водных ресурсов, а также взаимодействия в экономической, инвестиционной, транспортной, промышленной и культурно-гуманитарной сферах демонстрируют усиление кооперации в регионе. Этому способствовало установление основанных на идее укрепления дружбы и добрососедства стратегических отношений Узбекистана со странами ЦА.
Новый региональный курс нашей республики под руководством Президента Шавката Мирзиёева, основанный на открытости и доверии, подтвердил, что стратегические интересы стран Центральной Азии совпадают, и народы могут развиваться сообща в условиях дружбы и добрососедства.
Благодаря усилиям главы государства внешнеполитические инициативы Узбекистана с 2017 года значительно изменили геополитические процессы в ЦА, нормализовали отношения и активизировали региональное сотрудничество.
Эксперты отмечают, что развитие отношений со странами Центральной Азии в качестве приоритета внешней политики Узбекистана придало новый импульс и содержание региональному сотрудничеству. Активизация региональной политики Узбекистана оказала позитивное влияние на геополитические процессы в ЦА и вокруг региона.
Как подчеркнул Президент Шавкат Мирзиёев: «Наша главная цель — общими усилиями превратить Центральную Азию в стабильный, экономически развитый и процветающий регион. Для этого нам необходимо совместно устранить условия и причины, подпитывающие и провоцирующие конфликтный потенциал, обеспечить сопряжение перспектив национального развития с общерегиональными приоритетами».
Ярким подтверждением этого являются Консультативные встречи глав государств Центральной Азии, в рамках которых создаются дополнительные форматы и механизмы взаимодействия.
В минувшем году лидеры стран Центральной Азии на разных уровнях встречались 12 раз. Таким образом, 2023-й завершился для государств региона целой серией внешнеполитических контактов.
Выход отношений стран ЦА на высокий уровень имеет не только локальное, но и международное значение. Сегодня ведущие региональные и мировые державы проводят центральноазиатскую политику на основе новых концепций и подходов, разработанных с учетом региональных процессов.
Достигнутые за последние годы договоренности между Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном имеют историческое значение. Опыт последних лет показал, что даже при множестве нерешенных вопросов удается находить компромиссы и решать сложные споры по поводу приграничных районов, водопользования, транспортных и логистических коммуникаций, энергетики и торговли, не ущемляя интересы ни одной из сторон.
Тем не менее в Центральной Азии ощущается реальная потребность в совместном поиске решений общерегиональных проблем и максимальном использовании промышленного, инвестиционного и интеллектуального потенциала каждой страны. Необходимо строить равноправную экономику, согласовывать подходы и видение многостороннего сотрудничества, разрабатывать механизмы совместного использования трансграничных рек, выстраивать транспортно-логистические коридоры и развивать внутрирегиональную торговлю.
Современная геополитическая ситуация превращает Центральную Азию в важнейшую зону взаимодействия глобальных и региональных держав. Страны региона разрабатывают свои внешнеполитические программы, основанные на реалистичном понимании национальных интересов.
Ключевыми направлениями стратегического партнерства в Центральной Азии являются:
– углубление геополитического и экономического взаимодействия для обеспечения безопасности и стабильности;
– формирование общего рынка и интегрированного инвестиционного пространства;
– сближение национальных законодательств и гармонизация макроэкономических и институциональных преобразований;
– развитие торгово-экономических связей и создание благоприятных условий для кооперации;
– выработка единой транспортной стратегии и эффективное использование транзитного потенциала региона;
– завершение делимитации и демаркации государственных границ;
– комплексное использование трансграничных рек и водных ресурсов;
– совершенствование механизмов взаимовыгодного сотрудничества с учетом интересов каждого государства;
– регулярные региональные консультации для выработки единых позиций в условиях глобализации.
В целом региональное сотрудничество в Центральной Азии развивается и выходит на новый уровень. Страны активизируют координацию действий по реализации дву-и многосторонних соглашений, развивая равноправное взаимодействие на основе национальных интересов и стремясь играть более важную роль в системе международных отношений. Центральная Азия намерена стать драйвером многополярности в современном миропорядке.
Узбекистан — единственная страна в регионе, граничащая со всеми государствами ЦА. Любые изменения в политической, экономической и культурной сферах Узбекистана оказывают прямое воздействие на его соседей. Внешняя политика страны не только повышает ее международный авторитет, но и способствует устойчивому и последовательному развитию Центральной Азии в целом, превращая регион в пространство сотрудничества с огромными возможностями.
Н.Гафуров
главный научный сотрудник сектора
анализа в сфере общественно-политического развития