Указом Президента «О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод личности в оперативно-розыскной и следственной деятельности» от 10 июня 2024 года в систему уголовного судопроизводства вводится институт следственного судьи. В документе определены место, функционал и его роль в доказательственном процессе и реализации принципа состязательности сторон на стадии предварительного расследования.
Следственный судья трансформирован в структуру уголовного правосудия в рамках усиления гарантий надежной защиты прав и свобод личности в оперативно-розыскной и следственной деятельности и обеспечения действенности положений конституционно закрепленного института Хабеас корпус. Он, наделенный полномочиями по рассмотрению вопросов выдачи санкции на процессуальные решения следователя и дознавателя, призван тем самым упреждать усиление обвинительного уклона досудебного производства. Не будучи органом предварительного расследования, облеченный судебной властью следственный судья выступает органом судебного контроля за следствием.
В таком виде институт следственного судьи регламентирован в уголовно-процессуальном законодательстве ряда стран Балтии, Грузии, Казахстана, Молдавии. В Словении и других европейских государствах (Франции, Бельгии, Испании, Германии, Австрии) следственный судья отвечает за проведение расследования.
Выдача санкции на процессуальные решения следователя или дознавателя обозначает некую форму негласного присутствия следственного судьи в производстве процессуального действия, что усиливает легитимность его результатов. Полученная подобным образом информация будет иметь доказательственное значение и может с полным основанием использоваться защитой для формирования своей позиции.
При условии осуществления отмеченных функций процессуальный статус следственного судьи заключается в оказании содействия сторонам уголовного процесса в обеспечении законности процедур собирания доказательств в целях улучшения качества расследования и снижения процента следственных ошибок. В том числе по эффективному выявлению и пресечению нарушений процессуальных прав участников уголовного судопроизводства.
Указом на следственного судью возложены также полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях как мера по снижению рабочей нагрузки судов по уголовным делам и повышению эффективности судебной практики. Совмещение в деятельности следственного судьи параллельно контрольных функций и осуществление правосудия по административным делам также обусловили необходимость издания нормативно-правового акта за подписью главы государства.
Вместе с тем институт судебного следователя, введенный в контексте конституционных преобразований в стране, является неотъемлемым атрибутом начала реформы предварительного расследования, реорганизации системы обвинительной власти и формы досудебного уголовного преследования. Ибо статистика текущих результатов судебного контроля, где значится удовлетворенной большая часть ходатайств органов предварительного расследования, свидетельствует о своевременности принятого решения по созданию самостоятельной структуры в системе судебных органов, которая вплотную будет обеспечивать развитие состязательных начал на досудебных стадиях уголовного процесса.
Ценность модернизации правовой конструкции судебного контроля в досудебном производстве состоит во включении судебной власти через процесс досудебного доказывания по уголовному делу в уравнивании прав защиты, равно как и иных субъектов, заинтересованных в исходе дела, с органом предварительного расследования в собирании доказательств.
Согласно вышеназванному указу, следственный судья в уголовном процессе осуществляет функции судебного контроля над предварительным расследованием, санкционируя проведение следственных действий и применение мер уголовно-процессуального принуждения.
В перспективе в целях усиления полномочий следственного судьи по осуществлению судебного контроля за следствием целесообразно было бы в перечень следственных действий, которые должны производиться на основании санкции следственного судьи включить арест лица, подлежащего экстрадиции; принудительное освидетельствование и получение образцов и не только.
Реализация на практике принципа равенства и состязательности сторон в досудебном производстве продиктована необходимостью внедрения порядка рассмотрения следственным судьей ряда процессуальных обращений со стороны участников уголовного процесса. В частности, жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора по ходатайству адвоката об истребовании и приобщении к уголовному делу сведений, имеющих значение для уголовного дела; необоснованных отказов в исполнении запроса адвоката, а также его ходатайств в производстве следственных действий органами предварительного расследования.
Обеспечение гарантий судебной защиты прав человека в досудебном производстве детерминирует наделение функцией судебного контроля и над оперативно-розыскной деятельностью, на что был сделан акцент в названии указа.
Кроме того, данным документом следственный судья вправе рассматривать ходатайства прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего (гражданского истца). Однако положение Указа Президента «О первоочередных мерах по реализации Конституции Республики Узбекистан в новой редакции» от 8 мая 2023 года, направленное на усиление статуса защитника в уголовном процессе, не послужило основанием для включения в перечень полномочий следственного судьи рассмотрения ходатайства адвоката о предварительном закреплении показаний (депонирование).
Депонирование используется во многих уголовно-процессуальных порядках, где имеет место состязательность в ходе досудебного уголовного производства и где стороны применяют права по самостоятельному получению фактического материала, из которого следственным судьей может быть получено доказательство.
При законодательном закреплении института депонирования легитимных доказательств по делу обретает актуальность процедура проведения судебных допросов в рамках досудебной подготовки к рассмотрению дела в суде по существу.
Следственный судья, функционирующий независимо от системы судов общей юрисдикции и производящий в досудебном уголовном производстве комплекс процессуальных действий, связанных с применением мер принуждения, должен выступать гарантом равноправия субъектов досудебного доказывания.
В перспективе законопроект «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с введением института следственного судьи» будет разработан с учетом его функциональных и процедурных особенностей.
Э.Нарбутаев
главный научный сотрудник сектора
законодательства в судебно-правовой сфере
доктор юридический наук, профессор