С первых дней независимости Узбекистан проводит целенаправленную государственную политику в сфере противодействия коррупции. Присоединение республики к конвенциям ООН против транснациональной организованной преступности и против коррупции — один из первых шагов к формированию национальной системы противодействия данному негативному явлению. В 2010-м наша страна стала участником Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией Антикоррупционной сети ОЭСР для государств Восточной Европы и Центральной Азии. В 2015-2024 годах в его рамках проведено пять раундов мониторинга антикоррупционных реформ в Узбекистане. В принятом по инициативе Президента Законе Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» от 3 января 2017 года в качестве основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции определены: повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции; реализация мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизни и деятельности государства и общества; своевременное выявление, пресечение коррупционных правонарушений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих; обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Для координации действий в данной сфере существенно модернизирована институциональная система противодействия коррупции. В соответствии с законом в 2017-м создана Республиканская межведомственная комиссия по противодействию коррупции, преобразованная в Национальный совет и территориальные комитеты по противодействию коррупции в 2020-м. В их состав вошли не только руководители государственных органов, но и представители институтов гражданского общества и научных кругов. Законом также конкретизированы задачи Генеральной прокуратуры, Службы государственной безопасности, министерств внутренних дел и юстиции, Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генпрокуратуре и иных государственных органов в сфере. Помимо этого, в рамках усиления парламентского контроля в обеих палатах парламента в 2021 году были образованы комитеты по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам. В целях совершенствования системы государственной службы, осуществления единой государственной политики в сфере управления персоналом и развития человеческих ресурсов, формирования «карьерной модели» госслужбы и укрепления принципов меритократии соответствующим указом Президента от 3 октября 2019 года образовано Агентство развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан. Для повышения эффективности государственной политики, направленной на предупреждение и противодействие коррупции во всех сферах жизни и деятельности общества и государства, указом Президента от 29 июня 2020-го образовано Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан, которое является специально уполномоченным государственным органом, ответственным за формирование и реализацию государственной политики в сфере предупреждения и противодействия коррупции, обеспечение эффективного взаимодействия госорганов, средств массовой информации, институтов гражданского общества и иных представителей негосударственного сектора, а также за международное сотрудничество в сфере. В целях предупреждения коррупции в органах государственного и хозяйственного управления, в том числе в банках и на предприятиях с государственным участием, с 2021 года внедряются системы внутреннего антикоррупционного комплаенс-контроля, сертификации на соответствие антикоррупционному стандарту ISO 37001 и другие международные инструменты, расширилось использование информационно-коммуникационных технологий в данных процессах. В настоящее время в 117 государственных органах и на предприятиях частного сектора функционируют подразделения антикоррупционного комплаенс-контроля. В 2021-м для поддержки субъектами предпринимательства проводимых в стране антикоррупционных реформ, выявления и исключения коррупции в бизнес-среде Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан инициировано принятие Антикоррупционной хартии бизнеса Узбекистана, к которой к 2025 году присоединилось свыше 70 крупных компаний страны. В целях реализации определенных законодательством основных направлений государственной политики по противодействию коррупции в 2017-2024 годах приняты государственные программы по противодействию коррупции на 2017-2018, 2019-2020, 2021-2022, 2023-2024 годы. В соответствии с ними принимались последовательные меры по внедрению основанной на передовых международных стандартах системы предупреждения и непримиримой борьбы с коррупцией. В частности, созданы необходимые условия для осуществления эффективного и действенного общественного контроля в государственном управлении путем обеспечения открытости, гласности и прозрачности в их деятельности. Также для установления подотчетности должностных лиц перед населением принимаются меры по сокращению бюрократических барьеров и внедрению современных управленческих принципов в деятельность государственных органов и организаций. Для реализации упомянутых выше государственных программ принято свыше 70 законодательных актов, в числе которых законы «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан», «О государственной гражданской службе», «О государственных закупках», «Об Уполномоченном при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства», «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов», «О конфликте интересов» и не только. В Стратегии «Узбекистан — 2030» одним из основных стратегических приоритетов (цель 89) определено повышение эффективности системы предотвращения коррупционных факторов, ускоренное продолжение работы по формированию в обществе непримиримого отношения к коррупции. Для реализации данной цели планируется занять позицию не ниже 50-й в Индексе восприятия коррупции, объявляемом международной организацией Transparency International, а также обеспечить разработку 100 процентов нормативно-правовых актов на основе принципа «законодательство, свободное от коррупции». В целях внедрения современных стандартов добропорядочности, формирования у государственных служащих непримиримого отношения ко всем проявлениям коррупции и нарушению профессиональной этики соответствующим постановлением Кабинета Министров от 14 октября 2022 года усилены меры по соблюдению государственными гражданскими служащими этических правил. В соответствии с Законом «О конфликте интересов» от 5 июня 2024 года Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности дополнен статьей 1934, устанавливающей ответственность за невыполнение требований законодательства о конфликте интересов. Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на повышение эффективности деятельности Вооруженных Сил Республики Узбекистан и правоохранительных органов» от 29 ноября 2024-го военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности, получение вознаграждений, выгод или подарков от физических и юридических лиц за выполнение или невыполнение своих служебных полномочий в их интересах, а также на использование не предусмотренных законодательством льгот, преференций или преимуществ в связи со своим служебным положением. Для реализации цели 89 Государственной программы по реализации Стратегии «Узбекистан — 2030» в «Год охраны окружающей среды и «зеленой экономики» Агентству по противодействию коррупции и Агентству развития государственной службы поручено провести оценку уровня антикоррупционной устойчивости 500 руководящих кадров государственных органов и кандидатов на их должности в главном центре оценки персонала Агентства развития государственной службы. Планируется внедрить эффективные меры, нацеленные на формирование у госслужащих высоких этических стандартов и бескомпромиссного отношения к коррупции. Предусмотрено принятие нормативно-правового акта, направленного на совершенствование системы рейтинговой оценки эффективности антикоррупционной работы в государственных органах и организациях, в том числе в местных органах государственной власти. А в настоящее время разрабатывается Национальная стратегия Республики Узбекистан по борьбе с коррупцией до 2030 года. Вместе с тем недостаточный уровень своевременного выявления и пресечения уполномоченными органами коррупционных правонарушений, устранения их последствий, причин и условий, обеспечения принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений способствовал их росту. Так, по данным Генеральной прокуратуры, за 2024 год в Узбекистане к уголовной ответственности привлечены 4906 должностных лиц, что на 37,2 процента больше, чем в 2023-м (3575). Количество уголовных дел против должностных лиц, по которым вынесены приговоры, составило 3821, что на 12 процентов больше, чем в 2023 году (3412). Среди осужденных 71 является сотрудником республиканских, 410 — областных и 4425 — районных (городских) подразделений министерств, ведомств и организаций. В результате должностных преступлений причиненный ущерб государственным и общественным интересам вырос в 2,3 раза — с 1,55 трлн до 3,61 трлн сумов (около 278,5 млн долларов). Хотя в ходе предварительного следствия было взыскано 2,343 трлн сумов, доля возмещенного ущерба составила 65 процентов, что намного меньше, чем в 20023 году (84,7 процента). В сферах дошкольного и школьного образования, здравоохранения, занятости и сокращения бедности отмечено увеличение числа коррупционных преступлений. Так, в системе Министерства занятости и сокращения бедности зарегистрировано 309 коррупционных преступлений, связанных с деятельностью помощников хокимов в махаллях. Наибольшее число подобных нарушений выявлено в Ташкентской и Самаркандской областях, городе Ташкенте. Подобного рода факты негативно сказываются на имидже страны и подрывают доверие населения к осуществляемым в государстве масштабным реформам во всех сферах общественно-политической и социально-экономической жизни. В целях кардинального изменения ситуации Президент Шавкат Мирзиёев на заседании Национального совета по противодействию коррупции, прошедшем 5 марта текущего года, представил 55 конкретных инициатив, в рамках которых будут разработаны 5 законов, 12 указов и постановлений, а также усилена роль парламента, Национального и региональных советов и институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией. Отмечено, что коррупция является самым серьезным препятствием на пути реформ. Поэтому глава государства предложил усилить парламентский и общественный контроль в сфере противодействия коррупции, а также ответственность Национального совета по противодействию коррупции и его территориальных подразделений; активизировать деятельность Агентства по противодействию коррупции и внутренних контрольных структур в организациях; повысить ответственность каждого должностного лица, руководителей министерств и ведомств в недопущении бытовой и системной коррупции; усилить правовые основы борьбы с коррупцией посредством введения новой системы декларации доходов и порядка недопущения незаконного обогащения, а также независимость контрольных инспекций. Предложено усовершенствовать систему оценки качества государственных услуг населением, имплементировать в национальное законодательство международные антикоррупционные стандарты, современные механизмы эффективного управления. Намечено внедрение механизмов превенции коррупции при реализации крупных инвестиционных проектов и аукционах, а также принятие мер по упорядочению системы государственных и ограничению прямых закупок, пресечению нецелевых трат государственных средств, внедрению инновационных механизмов выявления и предотвращения коррупции. В целях демонстрации политической воли предложено создать условия для выдвижения кандидатуры Узбекистана на проведение конференции UNCAC в 2027 году. Полагаем, что совершенствование правовых основ противодействия коррупции может быть осуществлено посредством принятия законов «Об Агентстве по противодействию коррупции Республики Узбекистан», «О государственной защите лиц, сообщающих о правонарушениях», «Об обеспечении академической добропорядочности», деонтологического кодекса поведения государственного служащего, а также за счет усиления мер по противодействию коррупции на местном (областном и районном) уровне. Все указанное выше будет способствовать укреплению стабильности в обществе, повышению доверия граждан к государственным институтам и позиций нашей страны в международных рейтингах и индексах. Также позволит сократить коррупционные факторы во всех сферах экономики и политики, обеспечит экономию бюджетных средств, улучшит деловой и инвестиционный климат в регионах. Будет усилена адресность, обоснованность и результативность мер по формированию у государственных служащих бескомпромиссного отношения к коррупции и минимизации рисков коррупции на всех уровнях государственного управления.

Исмаилов  Баходир  Исламович

Заведующий сектором

 законодательства в сфере

международных отношений.

Доктор юридических наук, профессор.