I. Общие положения

1. Научно-координационный совет при Институте законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан (далее – Совет) образован в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15 ноября 2022 года № УП-247 «О мерах по повышению эффективности деятельности Администрации Президента Республики Узбекистан по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана» и Постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2022 года № ПП-462 «Об организации деятельности Института, законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан» в целях содействия Институту законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан (далее – Институт) в научном, информационно-аналитическом обеспечении деятельности Президента Республики Узбекистан по формированию и реализации правовой политики страны, координации проводимых в стране фундаментальных и прикладных исследований в области правовой политики.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, настоящим Положением, а также другими актами законодательства.

II. Основные задачи, приоритетные направления деятельности и функции Совета

3. Основными задачами и приоритетными направлениями деятельности Совета являются:

содействие в проведении анализа и прогнозирования хода реализации государственных стратегических программ, эффективности их правового обеспечения, а также состояние и развитие законотворческой, нормотворческой деятельности государственных органов и организаций;

научное обоснование проектов решений Президента Республики Узбекистан по вопросам общественно-политического, социально-экономического развития, а также выработка предложений по определению приоритетных направлений правовой политики государства, обеспечению их реализации;

участие в реализации мероприятий, направленных на информационно-аналитическое, научное и экспертное обеспечение процесса реализации Конституции в новой редакции;

подготовка предложений и рекомендаций по осуществлению мониторинга состояния прямого применения норм Конституции в новой редакции в деятельности государственных, особенно судебных и правоохранительных органов;

участие в координации научно-методических мер по подготовке новых учебных программ, учебников и других пособий на основе Конституции в новой редакции;

обсуждение актуальных вопросов обеспечения эффективности правоприменительной практики, исполнения законов, а также решений Президента Республики Узбекистан;

оказание содействия в проведении оценки воздействия актов законодательства на ход социально-экономических, общественно-политических реформ в стране, подготовка предложений по дальнейшему повышению эффективности правового сопровождения реформ;

подготовка предложений по организации и совершенствованию правовых основ системы стратегического планирования в сфере государственного и общественного строительства, формированию и проведению правовой политики страны, разработке государственных программ в данной области;

консультирование органов государственной власти и управления по вопросу определения приоритетных направлений дальнейшего развития законодательства, его отраслей и институтов, подготовка соответствующих предложений и рекомендаций;

выработка предложений по совершенствованию методологических основ разработки и принятия законов, экспертного сопровождения разрабатываемых законопроектов;

подготовка предложений и рекомендаций по проведению комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области развития законодательства и правовой политики, обеспечение использования их результатов в процессе подготовки государственных программ законотворческих работ;

организация сравнительного, системного изучения опыта формирования и реализации законодательства и правовой политики развитых стран, выработка предложений по его использованию в Республике Узбекистан;

проведение в соответствии с программами работ Совета, а также поручением Инстанции анализа нормотворческой, правоприменительной практики, другим актуальным вопросам законодательства и правовой политики в органах государственной власти и управления.

4. Основными функциями Совета являются:

сбор, обобщение и анализ информации, а также документов, поступающих из соответствующих министерств и ведомств республики, подготовка на их основе предложений по эффективной организации системы стратегического планирования в сфере конституционного и государственного строительства;

разработка на основе научных и прикладных исследований, экспертных оценок, заключений министерств и ведомств республики научно-обоснованных рекомендаций для подразделений Администрации Президента Республики Узбекистан по вопросам общественно-политического, социально-экономического развития страны, реализации правовой политики в данной сфере;

осуществление совместной работы с аналогичными научно-координационными советами различных ведомств по выработке предложений к проектам государственных решений в области формирования и реализации правовой политики;

разработка на основе международной практики рекомендаций по активному вхождению Узбекистана в сферу международного нормотворчества, углублению правового партнерства с широким кругом государств и авторитетными международными организациями;

экспертная оценка результатов фундаментально-прикладных исследовательских работ Института и иных исследовательских центров, а также министерств и ведомств республики, осуществляемых в области формирования и реализации правовой политики, конституционного и государственного строительства;

участие в разработке и согласовании комплексного плана фундаментальных и прикладных исследований научно-исследовательских учреждений в области совершенствования законодательства, его отраслей, формирования и реализации правовой политики, развития конституционного и государственного строительства;

оказание содействия во внедрении результатов, проведенных научно-исследовательскими институтами фундаментальных и прикладных исследований в практическую деятельность органов государственной власти и управления республики;

оказание консультативной поддержки в проведении научно-практических мероприятий Института (конференций, «круглых столов», семинаров и др.);

оказание практического содействия в привлечении зарубежных и отечественных ведущих ученых, экспертов и специалистов министерств и ведомств, научно-исследовательских, образовательных учреждений, занимающихся проблемами в области формирования и реализации правовой политики, конституционного и государственного строительства, к комплексным фундаментальным, прикладным исследованиям, экспертно-аналитической работе Института;

5. Функции Совета по направлениям:

5.1. В области анализа законодательства в экономической сфере (секция – 1).

а) выявление проблем в области реализации правовой политики, законодательства в экономической сфере и определение механизмов их устранения путем изучения зарубежного опыта и проведения фундаментальных и прикладных исследований;

б) принятие непосредственного участия в разработке организационно-правовых проблем, связанных с реализацией Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы (далее – Стратегия развития);

в) подготовка предложений по проведению системных исследований в области прогнозирования развития национального законодательства в экономической сфере, внедрение их результатов в процесс подготовки государственных программ законотворческих работ на основе использования передового международного опыта, достижений современной правовой науки, юридической практики;

г) разработка мер, направленных на прогнозирование развития законодательства в экономической сфере, с учетом анализа эффективности действующих нормативно-правовых актов, выработка приоритетных направлений правового сопровождения проводимых в стране реформ, практических механизмов их реализации;

д) подготовка предложений и рекомендаций по разработке проектов законодательных актов, направленных на укрепление имиджа Узбекистана в качестве государства с развитой экономикой, основанной на демократических рыночных принципах;

е) участие в проведении комплексного анализа соответствия формируемых проектов ежегодных государственных программ целям Стратегии развития, а также изучение проблемных, в том числе экономико-правовых вопросов, возникающих при их реализации, внесение предложений по их устранению;

з) участие в проведении экспертизы, внесенных в Институт проектов документов по вопросам, касающимся экономической политики страны;

5.2. В области социального законодательства (секция – 2):

а) участие в подготовке предложений и рекомендаций по развитию законодательства в социальной сфере;

б) содействие в разработке предложений по направлениям, путям и методам дальнейшего углубления социально-экономических реформ, их правового сопровождения развитию механизмов и принципов социальной защиты и социального обеспечения граждан страны;

в) участие в подготовке предложений и рекомендаций по применению специальных экономических, организационно-правовых мер, направленных на обеспечение устойчивого социального развития, повышение благосостояния населения;

г) оказание содействия в осуществлении мониторинга деятельности органов исполнительной власти по выполнению решений Президента Республики Узбекистан, направленных на обеспечение устойчивого, безопасного развития в социальной сфере, подготовка соответствующих предложений и рекомендаций по оперативному реагированию на возникающие в этой сфере правовые проблемы;

д) участие в рассмотрении проектов государственных целевых программ в области социально-экономического развития, здравоохранения и образования, оценка их эффективности, подготовка соответствующих предложений и рекомендаций по их реализации;

е) оказание практической помощи в подготовке предложений и рекомендаций по разработке проектов законодательных актов, направленных на укрепление имиджа Узбекистана в качестве социального государства;

ж) подготовка предложений по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и управления, институтов гражданского общества по разработке и реализации концептуальных и доктринальных документов в области социально-экономического развития;

з) содействие в разработке проектов законодательных актов, направленных на обеспечение социальной защиты, охраны здоровья, осуществление экспертизы принятых в этой сфере нормативно-правовых актов.

5.3. В области анализа законодательства в сфере общественно-политического развития (секция – 3):

а) организация системного мониторинга реализации Стратегии развития в сфере общественно-политического развития, выявление внешних и внутренних вызовов и угроз конституционному строю и институтам гражданского общества, выработка организационно-правовых мер по дальнейшей модернизации общественных и политических институтов, активизации участия граждан и институтов гражданского общества в политических процессах, управлении делами общества и государства;

б) системный анализ реализации государственных программ, задач, определенных Президентом Республики Узбекистан в области демократического обновления системы общественно-политических институтов, выработка предложений по совершенствованию политико-правовых мер, направленных на выявление и нейтрализацию угроз конституционным принципам демократии и политического плюрализма;

в) выработка с учетом отечественного и зарубежного опыта предложений по дальнейшей модернизации и демократизации общества, повышению активности и независимости институтов гражданского общества, в том числе СМИ, совершенствованию правовой политики в этой сфере;

г) разработка предложений по определению приоритетных направлений совершенствования правовых основ проводимых в стране общественно-политических реформ и повышения эффективности деятельности гражданских институтов Узбекистана в условиях глобализации;

д) разработка концепций развития основных общественно-политических институтов, в том числе активизации их сотрудничества на международной арене, выработка предложений по определению и использованию наиболее эффективных путей интеграции Узбекистана в глобальные общественные и политические движения;

е) определение приоритетных направлений совершенствование правовых основ длительности общественных и политических институтов, правовых механизмов, направленных на обеспечение устойчивого общественно-политического баланса, стабильного роста доверия населения к гражданским и политическим институтам, межнационального и межконфессионального согласия в стране;

ж) подготовка предложений и рекомендаций по разработке проектов законодательных актов, направленных на развитие и укрепление общественно-политических институтов и гражданского общества.

5.4. В области конституционного строительства и государственного управления (секция – 4):

а) организация системного мониторинга реализации Стратегии развития в области государственного, конституционного строительства проведение комплексного анализа соответствия формируемых проектов ежегодных государственных программ целям Стратегии развития, изучение проблемных вопросов, возникающих при их реализации, выработка предложений по их устранению;

б) системный анализ реализации государственных программ, задач, определенных Президентом Республики Узбекистан в области демократического обновления системы государственного управления, выработка соответствующих предложений;

в) выработка с учетом отечественного и зарубежного опыта предложений по созданию эффективных механизмов, направленных на реализацию принципов народовластия, системы разделения властей, развития основ парламентаризма, последовательной демократизации и модернизации системы государственного управления, осуществления административной реформы;

г) выработка с учетом отечественного и зарубежного опыта предложений по недопущению отрыва государственных институтов от общества, возможностей граждан, негосударственных организаций, средств массовой информации в управлении делами общества и государства;

д) подготовка предложений и рекомендаций по разработке концептуальных документов, проектов законодательных актов, направленных на совершенствование и укрепление конституционного строительства и государственного управления.

5.5. В области совершенствования законодательства, правовой политики в судебно-правовой сфере (секция – 5):

а) выявление проблем в области законодательства, правоприменения в судебно-правовой сфере, определение механизмов их устранения путем изучения зарубежного опыта, проведения фундаментальных и прикладных исследований;

б) подготовка предложений по проведению системных исследований в области прогнозирования развития национального законодательства и правоприменения в судебно-правовой сфере, внедрение их результатов в процесс подготовки концептуальных документов, государственных программ законотворческих работ на основе использования передового международного опыта, достижений современной правовой науки, юридической практики;

в) подготовка предложений и рекомендаций по формированию и развитию правовой политики в области в судебно-правовой сфере;

г) разработка предложений по определению приоритетных направлений, дальнейшего углубления судебно-правовых реформ, развитию механизмов надежной защиты прав и свобод человека органами правопорядка и судебной системы;

д) участие в подготовке предложений и рекомендаций по проведению на системной основе комплексных научных исследований по наиболее актуальным вопросам правоохранительной деятельности, в том числе с привлечением национальных и международных грантов;

е) разработка мер, направленных на прогнозирование развития законодательства в судебно-правовой сфере с учетом анализа эффективности действующих нормативно-правовых актов, выработка приоритетных направлений практических механизмов правового сопровождения реформ, проводимых в судебно-правовой сфере;

ж) анализ эффективности работы правоохранительных и судебных органов по выполнению поручений Президента Республики Узбекистан, направленных на внедрение современных международных стандартов и зарубежных практик с целью безусловного обеспечения прав и свобод граждан, подготовка соответствующих предложений и рекомендаций по оперативному реагированию на возникающие в этой сфере правовые проблемы;

з) рассмотрение проектов государственных целевых программ в области дальнейшей либерализации уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также дальнейшего усиления гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности, оценка их эффективности, подготовка соответствующих предложений и рекомендаций по их реализации;

и) участие в проведении комплексного анализа соответствия формируемых проектов ежегодных государственных программ законотворческой деятельности органов государственной власти и управления целям Стратегии развития, а также изучение проблемных вопросов, возникающих при их реализации, внесение предложений по их устранению;

к) подготовка предложений и рекомендаций по разработке проектов законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление авторитета страны на международной арене, в частности улучшение позиций Республики Узбекистан в международных судебно-правовых рейтингах и индексах;

л) подготовка предложений по формированию в стране уважительного отношения к правам и свободам человека, разработке и реализации концептуальных и доктринальных документов в данной сфере;

м) организация проведения по поручению Администрации Президента Республики Узбекистан экспертизы проектов законов Республики Узбекистан по вопросам, касающимся политики страны в судебно-правовой сфере;

н) подготовка предложений и рекомендаций по разработке проектов законодательных актов, направленных на дальнейшее развитие правоохранительной системы, совершенствование инфраструктуры обеспечения общественной безопасности, обеспечение независимости органов правосудия и недопущения вмешательства в их деятельность.

5.6. В области анализа законодательства в сфере международных отношений (секция – 6):

а) разработка рекомендаций по совершенствованию законодательной базы
во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах и ее последовательной адаптации к общепризнанным демократическим стандартам международного права;

б) координация научных и прикладных исследований в сфере совершенствования законодательной базы во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах;

в) координация работ в сфере реализации инновационных исследовательских и прикладных исследований, их проектов в сфере совершенствования законодательной базы во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах;

г) мониторинг эффективности реализации исследовательских, научных грантов, проектов международных организаций и государств, осуществляемых в Узбекистане;

д) формирование предложений по программам международного сотрудничества с ведущими исследовательскими, аналитическими центрами и организациями;

е) разработка предложений по определению приоритетных направлений совершенствования государственной правовой политики в сфере международных отношений и повышения эффективности внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Узбекистана в условиях глобализации;

ж) содействие в разработке основных направлений совершенствования правовых основ инвестиционной политики, определение способов и механизмов повышения инвестиционной привлекательности страны.

III. Порядок создания и организации деятельности Совета

6. Состав Совета формируется из числа работников Института, экспертов высших образовательных организаций, научно-исследовательских институтов, аналитических центров республики и зарубежных стран, представителей соответствующих министерств, ведомств и других организаций. В состав Совета, по согласованию, могут войти ответственные сотрудники Администрации Президента Республики Узбекистан.

7. Совет состоит из председателя Совета, его заместителя, секретаря, руководителей секций и членов Совета, согласно приложению.

Председателем Совета по должности является директор Института, его заместителем – заместитель директора Института. Организационное обеспечение деятельности Совета осуществляет ученный секретарь Института.

Председатель Совета, его заместитель, секретарь, руководители секций и члены Совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Деятельность Совета осуществляется в форме заседаний Совета, рабочих совещаний, заседаний его секций.

8. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал и считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины членов Совета.

Заседания секций Совета проводятся по мере необходимости, в соответствии с утвержденными планами работы Совета.

Решения Совета и его секций принимаются простым большинством голосов от числа членов Совета, присутствующих на заседаниях, и оформляются протоколами.

Решения Совета и его секций носят рекомендательный характер и учитываются в деятельности Института. Решения Совета могут направляться для рассмотрения в заинтересованные органы государственной власти и управления, органы самоуправления, ННО, организации научного и экспертного сообщества.

9. Деятельность Совета осуществляется в соответствии с планом его работы, который рассматривается, одобряется Советом и утверждается председателем Совета по согласованию с Советником Президента Республики Узбекистан по вопросам общественно-политического развития.

При разработке проекта плана работы Совета учитываются планы работы Института, а также задания и поручения Администрации Президента Республики Узбекистан.

По решению председателя Совета, для проработки отдельных вопросов, в том числе предусмотренных планом работы Совета, могут создаваться рабочие группы из числа членов Совета и привлеченных экспертов, специалистов.

Организация и порядок деятельности рабочих групп определяются председателем Совета.

10. Информационно-справочное обеспечение деятельности Совета осуществляют органы государственной власти и управления, организации, руководители (представители) которых входят в состав Совета или привлекаются к его работе. Перечень видов информационных материалов и сведений, направляемых в обязательном порядке в Институт, с указанием периодичности, сроков представления этих материалов, утверждается подразделениями Советника Президента Республики Узбекистан по вопросам общественно-политического развития.

Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности Совета осуществляет Институт.

11. Для подготовки межведомственных информационно-аналитических материалов, получения материалов из зарубежных источников, по запросу Института могут выделяться гранты, бюджетные средства, использоваться средства внебюджетных и иных источников, не запрещенных законодательством.

IV. Права и обязанности Совета

12. Совет в целях реализации, возложенных на него задач, вправе:

заслушивать доклады и аналитические обзоры ответственных должностных лиц органов государственной власти и управления о ходе реализации государственных стратегических программ и прогнозируемых результатах
по итогам их завершения;

координировать работу по сбору, обобщению и анализу информации о ходе реализации государственных стратегических программ, предложений по стратегическим приоритетам социально-экономического, общественно-политического развития страны, осуществлению правовой политики государства, выработке рекомендаций в этой сфере;

координировать работу по разработке предложений по концептуальным вопросам развития законодательства и реализации правовой политики Республики Узбекистан, а также по правовым проблемам международной деятельности государства;

организовывать проведение экспертизы проектов законодательных актов;

заслушивать отчеты ответственных лиц по результатам проведенных фундаментальных и прикладных исследований;

рассматривать и давать рекомендации по исследовательским и экспертно-аналитическим планам Института разработке монографий, пособий, сборников научно-прикладных трудов в области формирования и реализации правовой политики, конституционного и государственного строительства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;

образовывать из числа членов Совета секции по основным направлениям
его деятельности;

в случае необходимости, создавать рабочие группы из числа членов Совета и привлеченных экспертов, специалистов для решения стоящих перед Советом задач;

запрашивать у министерств и ведомств, образовательных и аналитических учреждений необходимые информационно-аналитические материалы, статистические данные;

вносить на рассмотрение Администрации Президента Республики Узбекистан, ее подразделениям предложения, рекомендации по различным вопросам государственной политики, проработка которых отнесена к компетенции Совета.

13. Председатель Совета:

организует работу Совета, а также осуществляет контроль за работой его секций, обеспечивает разработку и утверждение на заседании Совета планов его работы;

привлекает для выполнения аналитических и экспертных работ сотрудников научных организаций, а также отдельных ученых и специалистов, в случае необходимости по согласованию с подразделениями Советника Президента Республики Узбекистан по вопросам общественно-политического развития, откомандировывает их в Институт для оказания экспертного содействия в подготовке необходимых материалов;

ходатайствует перед Советником Президента Республики Узбекистан по вопросам общественно-политического развития о материальном поощрении членов Совета, привлекаемых экспертов, результативно участвующих в его деятельности;

осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и управления, другими организациями по вопросам информационно-аналитического обеспечения деятельности Института и подразделений Советника Президента Республики Узбекистан по вопросам общественно-политического развития;

прорабатывает и вносит на рассмотрение Совета повестку дня
его заседаний, определяет обязанности заместителя председателя Совета;

обеспечивает подготовку и внесение на рассмотрение Советника Президента Республики Узбекистан по вопросам общественно-политического развития отчетов о работе Совета, разработанных им информационно-аналитических материалов, предложений по различным вопросам внутренней и внешней политики, безопасности государства;

решает другие вопросы, связанные с деятельностью Совета.

14. Члены Совета обладают равными правами при принятии решений.

15. Присутствие на заседаниях членов Совета обязательно. Делегирование членами Совета своих полномочий другим лицам не допускается.

16. Члены Совета имеют право:

обращаться к председателю Совета по вопросам, входящим в компетенцию Совета;

пользоваться, в соответствии с требованиями по сохранению государственных секретов, информацией, поступающей в Совет;

высказывать свое мнение по рассматриваемым на Совете вопросам. Особое мнение члена Совета излагается в письменном виде и подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания Совета.

V. Заключительные положения

17. Положение о Совете и его состав утверждаются Советником Президента Республики Узбекистан по вопросам общественно-политического развития по представлению директора Института.

18. При переходе членов Совета на другую работу в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих задач.