Миграция    высококвалифицированных    кадров    является глобальной проблемой для стран с относительно невысоким уровнем доходов населения (от $1046 до $4095).  Согласно Международной организации миграции (МОМ), до трети всех квалифицированных   работников, получивших   образование развивающихся странах, в итоге оказывается в развитых государствах. По данным МОМ, в 2023 г. по числу мигрантов Россия заняла 3-е местов мировом рейтинге. Всего в мире порядка 10,6 млн уехавших россиян (6% от общего числа эмигрантов в глобальном масштабе). Для  снижения  рисков  и  угроз, исходящих  от  миграции, зарубежные   страны   реализуют   следующие   меры   в   целях предупреждения оттока высококвалифицированных кадров:1.Целенаправленная  подготовка  высококвалифицированных кадров для  конкурентоспособных  производств  и  отраслей национальной экономики. В Тайване, с 1960-х гг.  приоритет был отдан развитию базового среднего профессионально-технического образования (80% от всех средств, вложенных в образование), где готовятся специалисты, в большом количестве востребованные на местном рынке труда, а уже затем реформированию системы высшего образования. Одним из результатов такого подхода стало создание научно-технического парка «Hsinchu» с оборотом $28 млрд. Уже к 2000 г.  в парке работало более 102 тыс.  ученых и специалистов. Рост финансирования науки и инновационной деятельности. Увеличение вложений на развитие науки и техники в Индии за  1996–2015годы  почти  в  3  раза,  а  также  инвестиций  в промышленный сектор в 10 раз позволяют, по оценкам экспертов, повысить  экспортный  потенциал  промышленности страны  к 2025году в 3 раза до $180 млрд.3.Стимулирование  возвратной  миграции  кадров  высокой квалификации, имеющих хорошее образование и опыт работы. Активный рост информационных технологий в Индии в 90-е гг. обусловлен возвращением на родину специалистов, в 1970–1980 годы выехавших в США. Из 20 крупнейших софтверных компаний Индии 10 были образованы «американскими индусами», ещё 4 компании были совместными предприятиями.  В этих 14 компаниях топ-менеджерами были бывшие эмигранты.  В результате созданы более 2 млн рабочих мест, а индийский-компании ныне обеспечивают около 7,5% ВВП страны. В 2003–2015 гг.  законодательством о гражданстве введено понятие «заграничные граждане Индии», которые в случае регистрации в течение пяти лет пребывания статусе резидентов страны в течение одного года могут стать полноправными гражданами. Кроме  того,  данная  категория  населения  получает  также преференции по уплате налогов .За  2017–2023  годы  принят  ряд  законодательных  актов, указов  постановлений  Президента  Республики  Узбекистан  по созданию системы упорядоченной и легальной трудовой миграции [4-8].Началась   работа   по   внедрению   «карьерной   модели» государственной гражданской службы. Приняты меры по усилению престижа научной деятельности и усовершенствована оплата труда научного работника. Сформирован    Президентский    Фонд    коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности с уставным фондом в $100 млн, направленный на ускоренное и широкое внедрение результатов научной научно-технической деятельности. Анализ    показывает, что    в    сфере    обеспечения интеллектуальной безопасности имеется ряд недостатков, в частности:1. Отрасли с высоким экспортным потенциалом слабо внедряют высокотехнологичные процессы. Согласно открытым данным вложения ПИИ для формирования основного   капитала   в   отраслях   с   высокотехнологичным производством, обеспечивающих выпуск продукции с высокой добавленной   стоимостью   и   занятость   кадров   высокой квалификации, остаются на низком уровне.  Так, за 2023г. предприятиями обрабатывающей промышленности освоено менее 45%от общего объема иностранных инвестиций и кредитов, что составляет 13,5%от общего объема инвестиций.

2. Слабая ориентированность программ образовательных учреждений на потребности рынка труда. Ежегодно    из    системы    среднего    профессионального образования на рынок труда выходят около 500 тыс. выпускников, из них 41% трудоустраиваются не по специальности.

3.Отсутствие законодательных актов, регламентирующих миграцию квалифицированных кадров. Несмотря на значительное совершенствование институциональных основ, регламентирующих процессы трудовой миграции    в    Узбекистане, нормативно-правовые    акты, регулирующие вопросы миграции и реэмиграции высококвалифицированных кадров отсутствуют, как например в Индии, Израиле, Польше, России и др.

4.Необходимость   создания   условий   для   формирования конкурентной среды в научной и высокотехнологичных сферах. Низкая оснащённость современным оборудованием, отсутствие эффективного    взаимодействия    с    зарубежными    научными учреждениями созданию востребованной на рынке труда интеллектуальной технологической продукции, финансирование инновационных и прикладных исследований, не имеющих спроса на рынке, снижают стимул использования квалифицированных кадров. Только 23,2% фирм Узбекистана в течение трех последних лет применили продуктовые инновации и 14,4% -процессные инновации.  Из них лишь 5% расходовали на эти цели более 100долларов.В   целях   упреждения   потенциальных   рисков   и   угроз интеллектуальной безопасности Узбекистана предлагается:

1)Провести     исследование проблемы     обеспечения интеллектуальной   безопасности   в   условиях   интеграции Узбекистана в мировой рынок труда, на основе которого разработать Комплекс мер по предупреждению потенциальных рисков и угроз;

 2)Оценить качественное и количественное соответствие специалистов, выпускаемых   учебными   заведениями   страны, потребностям местного мирового рынков труда, и на основе изучения зарубежного опыта внести предложения по оптимизации системы   средне-специального   и   высшего   образования   в Узбекистане;

 3)Сформировать единую электронную базу по эмигрантам и трудовым    мигрантам, занимающихся    квалифицированным, интеллектуальным трудом, включая студентов, аспирантов и стажеров, для реального мониторинга миграционных процессов;

4)Подготовить  предложения  по  внедрению  преференций  и финансовых  льгот  для  желающих  возвратиться  из-за  рубежа квалифицированных кадров, компенсацию их переезда в страну, жилищного  обустройства,  созданию  условий  для  создания творческих  коллективов  с  участием  «академических»  диаспор, ведущих зарубежных ученых.

Абдуллаев Закир Илхамович

Главный научный сотрудник