В последние годы Республика Узбекистан прошла через значительные политические и социальные преобразования. Центральным элементом этих реформ стала Конституция в новой редакции, которая служит фундаментом для построения современного, демократического и правового государства.

Ключевой целью проведенной конституционной реформы, на наш взгляд, является приведение Основного закона страны в соответствие с реалиями, сформировавшимися в результате про-веденных в течение 2016-2022 годов широкомасштабных и беспрецедентных преобразований всех сторон общества и государства, создание более современной правовой основы для реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Стратегии «Узбеки-стан — 2030». Одним из приоритетов конституционной реформы в Узбекистане стало укрепление конституционных основ государственного устройства и политической системы. В чем особенность этих преобразований?

Первое. Была разработана новая философия и переосмыслена суть конституционных основ государственного управления. Необходимость перехода от модели «государство — общество — чело-век» к парадигме «человек — общество — государство» признана ключевой. При этом интересы и права человека стали главным приоритетом Конституции.

Второе. Конституцией определена социальная направленность государственного управления в Узбекистане в связи с провозглашением страны социальным государством.

Соответственно закреплены базовые положения государственного управления, нацеленные на решение государством таких социальных проблем, как:

  • обеспечение занятости граждан, защита их от безработицы;
  • право на достойный труд и справедливое вознаграждение;
  • сокращение бедности;
  • организация благоприятных условий труда;
  • создание условий для реализации права на жилище и другие.

В целом в три с половиной раза увеличилось количество норм, определяющих обязанность государства по решению вопросов защиты и реализации прав и свобод граждан.

Третье. Конституция определила новый характер государственного управления в связи с усилением на конституционном уровне принципов и институтов правового государства, так, в Основном законе нашли отражение фундаментальные правовые принципы, направленные на защиту достоинства, свободы и прав человек. Согласно этому, в системе государственного управления предусмотрены такие принципы и институты правового государства, как равенство всех перед законом, наличие независимого суда и самостоятельного от исполнительной власти парламента.

При этом в системе госуправления провозглашено торжество следующих принципов правового государства:

  • обеспечение прав и свобод человека определяется высшей ценностью государства;
  • все противоречия и неясности в законодательстве толкуются в пользу человека;
  • права и свободы человека могут быть ограничены только в соответствии с законом;
  • Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие;
  • приоритет между народного права над законами Республики Узбекистан.

Четвертое. Коренным образом модернизирована система государственной власти и управле-ния.

Полностью пересмотрены функции парламента с целью придания им классических форм, характерных для парламентов развитых демократических стран и отвечающих современной теории парламентаризма.

Для создания эффективного парламента и оптимизации работы верхней палаты с учетом ее основной роли — представительства регионов — проведена модернизация Сената. Это позволило сохранить уникальную платформу для взаимодействия и координации деятельности Кенгашей народных депутатов, устранить дублирование функций между палатами Одий Мажлиса и соответствовать целям административных реформ Нового Узбекистана. Также расширены полномочия Законодательной палаты четко разграничены контрольные полномочия Законодательной палаты и Сената путем исключения отдельных его форм (контроль за исполнением Госбюджета; заслушивание ежегодного доклада Кабинета Министров и отчета Премьер-министра по социально-экономическому развитию страны) от верхней палаты и с закреплением их в качестве исключительных полномочий нижней палаты парламента. Расширены функции Сената, в том числе за счет передачи ему ряда полномочий Президента, а также усиления роли в координации деятельности представительных органов госвласти на местах, в частности:

  • избрание представлению Президента Высшего судейского совета, руководителей республиканского органа по противодействию коррупции и республиканского антимонопольного органа;
  • утверждение указов Президента об образовании и упразднении министерств и других республиканских органов исполнительной власти и не только.

При этом Сенат наделен полномочием по выполнению функции парламента по принятию законов (за исключением Конституции и конституционных законов) в период временного отсутствия Законодательной палаты, вызванного досрочным прекращением его полномочий (роспуском) (статья 95). Усилена контрольная функция Сената за деятельностью контролирующих, правоохранительных органов и спецслужб. В частности, введен порядок назначения Президентом Генерального прокурора и председателя Счетной палаты с одобрения Сената, а председателя Службы государственной безопасности — после консультаций с Сенатом. В целях дальнейшего совершенствования системы сдержек и противовесов в механизме государственной власти палаты Олий Мажлиса наделяются полномочием по самороспуску, решение о котором/принимается соответственно большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты или членов Сената (статьи 94 и 95). Расширены контрольные функции палат Олий Мажлиса, в том числе путем закрепления полномочия по проведению парламентского расследования. Усилена роль Олий Мажлиса в осуществлении борьбы с коррупцией путем закрепления полномочий палат парламента по заслушиванию ежегодного Национального доклада о противодействии коррупции (статья 93). Кардинально меняется система государственной власти на местах. Закреплена конституционная норма, устанавливающая, что лицо, занимающее должность хокима области, района, города, не может одновременно занимать должность председателя Кенгаша народных депутатов. При этом Кенгаш народных депутатов возглавляет председатель, избираемый из числа его депутатов. Разделение исполнительной и представительной власти на местах послужило фундаментом масштабной реформы всей системы государственного управления в стране. Так. расширились политические права граждан. В частности, на конституционном уровне закреплено: граждане Республики Узбекистан имеют равные права на доступ государственной службе (статья 37). С учетом передового зарубежного опыта введен порядок назначения Премьер-министра и членов правительства Президентом с одобрения Законодательной палаты. При этом кандидатура Премьер-министра представляется Президентом после проведения консультаций со всеми фракциями политических партий, представленных в нижней палате (статьи 109 и 118). Данное изменение направлено на расширение участия нижней палаты парламента в формировании правительства, что является более демократичным процессом, потому что участвуют все народные представители, избранные гражданами страны. При этом эффективность конституционной реформы во-многом зависит от правильности и выверенной точности механизмов реализации конституционных новелл, правильно сформировавшейся правоприменительной практики. В связи с этим отрадно, что в целях неукоснительной и полной реализации Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, претворения в жизнь закрепленных в ней приоритетных принципов в созвучии с идеей Нового Узбекистана, налаживания деятельности государственных органов в современных конституционно-правовых условиях, а также обеспечения реального восприятия нашими гражданами в своей жизни духа подлинно народной Конституции подписан Указ Президента «О первоочередных мерах по реализации Конституции Республики Узбекистан в новой редакции» от 8 мая 2023 года и принят Закон РУз «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование деятельности Олий Мажлиса Республики Узбекистан в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции». Эти и другие меры позволяют не только обеспечить успешность проводимой конституционной реформы, но и придают основам государственного устройства и политической системы Узбекистана новый демократический облик.

Акилов Алимжон Рахимович

Главный научный сотрудник сектора анализа эффективности конституционного строительства и государственного управления