Совершенствование законодательства — одно из важных направлений правовой политики Узбекистана. В последние годы законодательство страны претерпевает ряд изменений, которые обусловлены проводимыми в республике широкомасштабными реформами. Подобные изменения требуют системных и согласованных мер. Поэтому в правотворческой деятельности сложилась тенденция, в соответствии с которой принимаются программные и целевые документы, содержащие планы по совершенствованию законодательства. Одним из таких является Стратегия «Узбекистан — 2030».

В 2023 году с принятием соответствующего указа Президента по реализации Стратегии «Узбекистан — 2030» была сформирована практика утверждения перечня проектов нормативно-правовых актов. Примечательно, что в постановлении предусмотрена разработка 113 документов.

Практику минувшего года намечается продолжить и в 2024-м. Так, проект указа Президента о реализации Государственной программы в Год поддержки молодежи и бизнеса, выставленный на всенародное обсуждение, предусматривает перечень проектов нормативно-правовых актов, подлежащих разработке в текущем году в разрезе направлений. Следует отметить: в общей сложности предусматривается разработка 103 актов, включая 18 проектов законов, трех указов и 14 постановлений Президента, 21 постановления и двух распоряжений Кабинета Министров. При этом в рамках Стратегии «Узбекистан — 2030» обеспечивается достижение всех целей, не утративших актуальности, а также выполнение приоритетных задач, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.

Анализируя содержание рассматриваемого проекта, можно отметить: утверждение в нем перечня подлежащих разработке проектов нормативно-правовых актов имеет ряд преимуществ.

Первое. Разрабатываемые документы классифицируются по пяти приоритетным направлениям Стратегии «Узбекистан — 2030». Это позволяет достигать целей с учетом показателей эффективности задач, которые намечается реализовать до 2030-го. В частности, разработка проекта закона Республики Узбекистан о совершенствовании механизмов профилактики дефицита йода поможет достигнуть цели № 13, предусматривающей повышение средней продолжительности жизни населения, а именно снижение показателей ранней смертности от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и болезней дыхательных путей.

Приведу еще один пример. Разработка и утверждение законопроекта об укреплении правовых механизмов, направленных на предотвращение притеснений и жестокого обращения с детьми, позволят обеспечить реализацию цели № 24 Стратегии «Узбекистан — 2030», направленной на совершенствование системы социальной защиты детей, а именно формирование в обществе культуры неприятия притеснения и насилия в отношении несовершеннолетних.

Второе. В проекте указа предусматриваются общие положения по содержанию будущего нормативно-правового акта. К примеру, разработка постановления Кабинета Министров о дальнейшем расширении занятости и создании возможностей для субъектов предпринимательства путем развития прогрессивных форм занятости населения. Документом предусматривается следующее:

– разработка порядка направления работника аутстаффера (работодателя) к другому работодателю на договорной основе;

– определение обязательств сторон при оказании услуг аутстаффинга;

– формирование перечня видов работ, которые не разрешается выполнять по договорам на оказание услуг аутстаффинга.

Еще один пример: разработка проекта постановления правительства об утверждении перечня услуг, регулируемых государством в сфере железнодорожного транспорта и предоставляемых на основе рыночных принципов. В рамках этого документа планируется утверждение видов услуг, регулируемых государством и переведенных на рыночные принципы, с учетом охвата всех услуг, предоставляемых в железнодорожном секторе.

Такой расклад позволяет разработчикам (ответственным исполнителям) нормативно-правовых актов понять основной посыл и смысл разрабатываемого документа. Кроме того, у общественности формируется более четкое представление об изменениях, вносимых в законодательство страны. Это крайне важно, особенно на этапе обсуждения проекта Госпрограммы.

Третье. В проекте указа определены сроки и ответственные по разработке нормативно-правового акта. Следует отметить: исполнители определены с учетом целей и задач соответствующего проекта указа. Разработку основной части проектов предлагается возложить на Министерство экономики и финансов (девять проектов), Министерство культуры (пять), Министерство занятости и сокращения бедности (три). При этом с учетом тематики предусматриваются соисполнители, которые будут оказывать практическое содействие в разработке документа.

При разработке нормативно-правовых актов в некоторых случаях также можно увидеть активное сотрудничество с институтами гражданского общества. В частности, по вопросам празднования годовщин со дня рождения выдающихся представителей литературы, совершенствования деятельности Комиссии по терминам при Кабинете Министров в качестве исполнителя указан Союз писателей Узбекистана. Торгово-промышленная палата Узбекистана значится одним из исполнителей при разработке законопроекта о совершенствовании мер по предупреждению нехватки йода (посредством широкого производства йодата калия) и оптимизации документооборота при приеме на работу.

Анализ проекта указа позволяет выделить ряд важных моментов, на которые следует обратить внимание при разработке планируемых нормативно-правовых актов.

Во-первых, необходимо уделять внимание реализации новых положений Конституции. Важно отметить, Стратегия «Узбекистан — 2030» принята в рамках реализации Основного закона, утвержденного путем всенародного голосования на референдуме. В частности, следует обращать внимание на конституционные новшества. К примеру, в проекте целесообразно отразить правовые основы разграничения функций представительной и исполнительной власти на местах. Это соответствует статье 120 Конституции Республики Узбекистан, где разграничиваются должности хокимов и председателей Кенгашей народных депутатов, а также цели № 75 Стратегии «Узбекистан — 2030», предусматривающей превращение представительных органов государственной власти на местах в настоящий голос народа.

В проекте документа среди задач также значится разработка нормативно-правовых актов по созданию необходимых условий для участия общественности в деятельности местных Кенгашей, разграничению полномочий органов государственной власти на местах и территориальных подразделений республиканских органов исполнительной власти. На наш взгляд, целесообразно обратить внимание на реализацию конституционных положений.

Во-вторых, учет накопившегося опыта в правотворчестве в соответствующей сфере. Следует отметить: по некоторым проектам нормативно-правовых актов уже имеется определенный опыт правового регулирования. Например, в проекте указа о реализации Госпрограммы-2024 предусматривается разработка проекта нормативно-правового акта о мерах по совершенствованию системы подготовки инженерных кадров и повышению эффективности научной деятельности. При этом вопрос совершенствования подготовки инженерных кадров поднимался в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года. В рамках реализации задачи по расширению подготовки кадров по естественным и инженерно-техническим сферам Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства преобразован в Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства». На наш взгляд, опыт в рамках НИУ полезен для совершенствования системы подготовки инженерных кадров в целом по стране, в частности в регионах.

В-третьих, при разработке нормативно-правовых документов следует определить пробелы в действующем правовом регулировании. Одно из таких — дальнейшее усиление мер по защите детей от информации, наносящей вред здоровью.

Опыт последних лет показывает: информационные угрозы в отношении несовершеннолетних растут именно в виртуальном пространстве. Согласно имеющимся статистическим данным, 72 процента детей во всем мире сталкивались по крайней мере с одной киберугрозой. В последние дни в социальных сетях также появляются сведения о возобновлении игры «Синий кит». По­этому предлагаемая в проекте указа мера по разработке документа в сфере усиления защиты детей от угроз в интернете — весьма востребована. В связи с этим считаем важным учесть существующие пробелы в законодательстве и восполнить их посредством реализации целей Стратегии «Узбекистан — 2030».

В-четвертых, следует активизировать участие научного сообщества.

В рамках обсуждения и разработки проектов нормативно-правовых актов необходимо более широко привлекать представителей научно-академических и экспертно-аналитических кругов. Они должны активно участвовать в разработке и обсуждении важных документов. В частности, ярким примером активного участия явились такие организации, как Агентство стратегических реформ при Президенте Республики Узбекистан, Институт законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан, Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, Институт парламентских исследований при Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Центр экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан, и другие.

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать: Стратегия «Узбекистан-2030» является важным программным документом, реализация которого позволит достичь поставленных целей по построению свободного, процветающего и сильного социального государства. На сегодня наличие уже свыше сотни предложений, поступающих от населения, свидетельствует об активности граждан и формировании правовой политики именно с учетом мнений всех узбекистанцев.

Таким образом, системное и последовательное воплощение в жизнь идей, изложенных в стратегии, возможно благодаря участию не только государства, но и народа, в частности каждого из нас!

А.К.Расулев
Учёный секретарь

Института законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан