Одним из важных нормативно-правовых документов, принятых в последний период, является подписанный Президентом Закон «О конфликте интересов» от 5 июня 2024 года. Он направлен на предотвращение и урегулирование конфликтов интересов в деятельности государственных органов и работников государственных организаций. Вступит в силу в декабре текущего года.
Документ распространяется на государственные органы и учреждения, государственные унитарные предприятия, государственные целевые фонды, а также акционерные общества с долей государства в уставном капитале от 50 процентов и более. В юридических лицах с государственной долей от 50 процентов и более закон действует только в сфере государственных закупок.
Предотвращение конфликта интересов на государственной службе в стране — одна из основных задач совершенствования законодательства в сфере государственного управления Нового Узбекистана, так как появление личных корыстных мотивов у государственного управленца мешает эффективному функционированию всего института управления.
Согласно данным Агентства по противодействию коррупции РУз, в 2022-2023 годах в договорах по государственным закупкам в Узбекистане было допущено 4,5 тысячи случаев конфликта интересов на 573 млрд сумов. Вместе с тем в 2022- 2023 годах службами внутреннего аудита министерств и ведомств в организациях при наличии конфликта интересов составлено 2720 договоров на 141 млрд сумов, девять — подписаны с превышением на три млрд.
Отныне за несообщение о наличии конфликта интересов предусмотрен штраф в размере 3-5 БРВ (1-1,7 млн сумов), при повторном нарушении в течение года — 5-10 БРВ (1,7-3,4 млн). Если должностные лица не принимают меры по урегулированию конфликта, также налагается штраф 5-10 БРВ или 10-15 БРВ (3,4-5,1 млн) за повторное нарушение.
Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность должностного лица может повлиять на процесс принятия решения и нанести ущерб интересам личности, общества в целом либо государства. Наибольшее значение для социума имеет проблема возникновения конфликта интересов у государственных служащих.
Согласно новому закону, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных или служебных обязанностей и при которой возникает (реальный конфликт интересов) либо может возникнуть (потенциальный конфликт интересов) противоречие между личной заинтересованностью и правами, законными интересами граждан, организаций, общества или государства.
Также в законе даются определения таким понятиям, как «близкие родственники», «личная заинтересованность» и «связанные лица».
Близкие родственники в контексте закона включают родителей, братьев, сестер, сыновей, дочерей, супругов, а также родителей, братьев, сестер и детей супругов.
Личная заинтересованность — любая выгода или преимущество, которую может получить сотрудник государственного органа или иной организации, или связанные с ним лица, в результате непосредственного либо косвенного принятия им решения или иного его участия в этом процессе.
Связанными лицами сотрудника государственного органа признаются его близкие родственники, юридическое лицо, акциями или долями которого владеют сотрудник и/или его близкие родственники, или где они занимают руководящие должности.
Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.
Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов.
Еще одним важным моментом является, то что теперь указанным законом в законодательстве по противодействию коррупции закрываются пробелы, связанные с конфликтом интересов, определяются конкретные механизмы законодательного регулирования в данном направлении, устанавливаются правовые последствия конфликта интересов, то есть закрепляется возможность отмены по приговору суда принятых в таком случае решений и заключенных сделок. Это также положительно скажется на предупреждении конфликта интересов и активизации процесса противодействия коррупции в целом. Ведь именно конфликт интересов является отправной точкой коррупционных ситуаций в государственных органах.
Благодаря принятию настоящего закона также достигается осуществление государственного контроля при урегулировании конфликта интересов, принятие соответствующих мер непосредственными руководителями государственных служащих при возникновении конфликтов интересов, предупреждение коррупционных правонарушений, которые могут совершаться государственными служащими.
Еще в мае 2024 года миссия Международного валютного фонда (МВФ) рекомендовала Узбекистану в ближайшей перспективе ввести в действие законы о декларировании активов и конфликте интересов, внедрить эффективную систему декларирования доходов.
Одним из широко распространенных преступлений коррупционной направленности является участие должностных лиц в предпринимательской деятельности или получение ими побочных доходов иным способом.
Почти во всех европейских странах законодательно закреплен запрет государственным служащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, творческой и преподавательской.
В законодательствах развитых зарубежных стран приводятся следующие определения конфликта интересов.
Согласно Министерскому кодексу Великобритании, министрам необходимо убедиться, что никакой конфликт не появится либо не сможет в достаточной мере появиться между должностными обязанностями этих лиц и их частными, экономическими либо другими интересами.
Закон Франции о прозрачности в общественной жизни устанавливает: конфликт интересов — любая обстановка, приводящая к столкновению общественных и частных интересов, способна подорвать самостоятельное, беспристрастное, а также справедливое выполнение той или иной государственной функции.
В законе о конфликте интересов Канады приводится определение о конфликте интересов как о ситуации, где есть государственный служащий, занимающий должность, которая дает ему возможность продвижения своих личных интересов или членов его семьи, приятелей либо других персон.
В законе Португалии, регулирующем несовместимость и дисквалификацию, применяемую к должностным лицам, имеется краткое объяснение термина конфликта интересов, где указано: такого рода проблема является противоположной реализации служебных обязательств должностного лица, которая приводит к схождению общественных и его личных интересов.
В законодательстве Чехии под конфликтом между общественными интересами и личными понимается поведение государственного служащего (или бездействие), которое подрывает доверие к его беспристрастности или в результате чего государственный служащий злоупотребляет своим положением с целью получения неправомочной выгоды для себя или другого лица
В некоторых странах Европы понятие конфликта интересов и механизмы его предотвращения определяются общими законами о государственной службе: Законом «О публичной службе» и Законом «Об ограничении участия в предпринимательской деятельности лиц, выполняющих публичные функции» — в Польше, Кодексом публичной службы и Уголовным кодексом — в Австрии, Законом «О публичной администрации» — в Исландии, Кодексом публичной службы — в Греции.
С принятием Закона «О конфликте интересов» в системе государственной службы создается новая правовая основа для предотвращения и урегулирования конфликта интересов. В целом можно говорить об ужесточении ответственности за нарушение законодательства по отношению к государственным служащим в части соблюдения требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Однако потребность в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы конфликта интересов не вызывает сомнений.
Одними запретительными и рекомендательными мерами исключить появление конфликта интересов невозможно, что говорит о необходимости формирования профессионального личностного ориентирования государственного служащего, в основе мотивации должностного поведения которого будут принципы служения государству и обществу, соблюдение законов и уважение гражданских прав и законных интересов личности и общества в целом.
Т.Дауров
юрисконсульт Института
законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан