В мире наблюдается сложная экологическая ситуация, сопровождающаяся климатическими изменениями, резким сокращением объемов пресных вод, опустыниванием и другими негативными для человечества явлениями.

Согласно Всемирному докладу ООН о состоянии водных ресурсов в 2024 году, опубликованному ЮНЕСКО от имени механизма «ООН — водные ресурсы», 2,2 млрд человек в мире живут без доступа к чистой питьевой воде, 3,5 млрд — не имеют доступа к безопасным санитарным условиям. При этом, по мнению специалистов ООН, изменение климата приведет к дальнейшему увеличению частоты и серьезности этих явлений, что создаст острые риски для социальной стабильности. Данные научного анализа показывают: за последние 30 лет температура в Центральной Азии повысилась на 1,5 градуса, что влечет за собой значительное сокращение объемов питьевой воды.

В нашей стране правовое регулирование отношений в сфере водопользования и водопотребления в городах регламентируется Законом «О воде и водопользовании», Указом Президента «О мерах по совершенствованию управления водными ресурсами Республики Узбекистан для повышения уровня обеспеченности населения питьевой водой и улучшения ее качества» от 26 ноября 2019-го, Положением о порядке водопользования и водопотребления в Республике Узбекистан. Комплексное развитие отношений в сфере водопользования предусмотрено и в государственных программах, принимаемых на определенный период. Утверждена Концепция развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы. Документом установлены основные целевые показатели и индикаторы, на достижение которых основывается развитие водного хозяйства.

Проблемы обеспечения рационального использования и сохранения водных ресурсов, преодоления проблем водного дефицита — среди важнейших тем устойчивого развития Узбекистана. Об этом свидетельствует и Стратегия «Узбекистан — 2030», включающая в себя 100 целей и пять основных направлений, одним из которых является сбережение водных ресурсов и охрана окружающей среды.

Указом Президента «О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере водного хозяйства в рамках административных реформ» от 20 июня 2023 года институциональное управление вопросами водопользования возложено на Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан. Проблемы совершенствования правовых основ использования водных ресурсов в условиях сокращения их объемов в регионе требуют особого внимания и изучения, а также применения передовых международных практик. Для выработки и реализации организационных мер по рациональному использованию воды и во избежание применения метода проб и ошибок интересным представляется опыт Сингапура. Несмотря на то, что этот город-государство имеет доступ к мировому океану, в стране сильно чувствуется нехватка пресной воды. Имея ограниченную территорию для сбора и хранения дождевой воды, Сингапур столкнулся с засухой, наводнениями и загрязнением воды в первые годы государственного строительства.

Однако сегодня Сингапур признан на международном уровне и как образцовый город в плане комплексного управления водными ресурсами, и как развивающийся глобальный гидрохаб — ведущий центр деловых возможностей и опыта в области водных технологий. Это государство имеет надежное, диверсифицированное и устойчивое водоснабжение, состоящее из четырех источников, которые известны как «Четыре национальных крана» (воды из местных водосборов — водохранилищ, опресненная, перерабатываемая вода и импортируемая из Малайзии).

Растущий спрос на этот важнейший ресурс не только в Сингапуре, но и в Малайзии, связанный с давлением урбанизации, индустриализации и сельского хозяйства на систему водоснабжения водосборных бассейнов, может привести к прекращению импорта. Учитывая, что почти половина (40 процентов) водоснабжения населения Сингапура приходится на импорт, а остальная часть пропорционально разделена между тремя другими «кранами», влияние импортируемых вод значительно больше, чем следовало бы для обеспечения безопасности страны от внешних угроз.

Второй «национальный кран» Сингапура — воды местного водосбора. Количество осадков, выпадающих на территорию страны, почти вдвое превышает среднемировые показатели (2100 мм/1200 мм). Чтобы рационально воспользоваться каждым ливнем, Сингапур по всей своей территории соорудил водохранилища. Они обеспечивают потребности в воде на десять процентов. Уменьшение или же отсутствие осадков, которое вполне возможно в связи с глобальным потеплением и изменением климата, может привести к дефициту воды.

Еще один метод получения чистой питьевой воды — технология пропускания морской воды через мембраны для удаления растворенных солей и минералов. Посредством опреснения удовлетворяется 20 процентов потребностей населения.

Четвертый «кран» (пять установок NEWater, которые могут удовлетворить до 40 процентов потребности потребителей) — система переработки использованной воды в ультрачистую, высококачественную регенерированную, обеспечивает запас на случай засухи.

В 1998 году Совет по коммунальному хозяйству (PUB) создал группу для тестирования новейших проверенных мембранных технологий в очистке воды для питьевых целей. Два года спустя введена в эксплуатацию полномасштабная демонстрационная установка, способная производить десять тысяч кубических метров воды в день.

Качество переработанной системой NEWater воды также положительно оценено международной группой экспертов в области инженерии, биомедицинских наук, химии и водных технологий и признано неизменно безопасным, высоким и соответствующим требованиям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Агентства по охране окружающей среды США (U.S.EPA) к питьевой воде. Вода рекомендована экспертами для непрямого питьевого использования, то есть вливания в резервуары с сырой водой. Смешанная вода подвергается натурализации и дальнейшей очистке на обычных водопроводных станциях для получения питьевой воды.

Непитьевое использование воды NEWater предусматривается в основном в промышленном и воздушном охлаждении на заводах, в промышленных комплексах и коммерческих зданиях и доставляется данным потребителям по специальной сети трубопроводов.

Чтобы улучшить отношение общественности к питью технически переработанных сточных вод, PUB открыл Центр для посетителей NEWater. Сюда организуются экскурсии, в том числе школьников. Демонстрируется система фильтрации через мембраны, что, по мнению организаторов, заверяет общественность: вода безопасна для питья.

Ожидается, что к 2060 году система NEWater будет удовлетворять до 55 процентов потребностей Сингапура в воде. Планируется построить шестой завод NEWater, который должен начать работу к 2025-му.

Опыт Катара в сфере эффективного и рационального использования водных ресурсов также достаточно интересен. За два десятилетия государство превратилось из страны с наименьшим количеством пресной воды в регионе в одну из самых водоустойчивых.

До середины ХХ века единственным известным источником воды в Катаре был водоносный горизонт подземных вод, который может содержать или передавать грунтовые воды. Для решения проблем с водоснабжением Катар построил и расширил свои первые опреснительные установки, обеспечивающие 99 процентов потребностей страны в воде.

С ростом численности населения бытовое потребление воды удвоилось в период с 2010 по 2020 год. По имеющейся информации, в Катаре уровень потребления воды для бытовых нужд составляет более 450 литров на человека в день, и это один из наиболее высоких показателей в мире. Массовое развитие и строительство в стране также означает, что промышленное потребление воды огромно. Между тем ежегодные данные Управления планирования и статистики Катара показывают: количество грунтовых вод, забираемых из водоносных горизонтов, в несколько раз превышает скорость их восполнения естественным путем.

Сегодня главным источником покрытия дефицита воды Катар считает систему по ее опреснению. Данный вариант не является решением проблемы, так как имеет недостатки. В частности, установки дорогие, потребляют много энергии во время работы и, возможно, не очень экологичны. Они уязвимы перед природными кризисами и конфликтами в области безопасности. В прошлом из-за протечек в сети также терялось значительное количество воды.

Несмотря на столь серьезные проблемы, инвестиции в водопроводную сеть существенно помогли. За последние четыре года потери воды в сети упали с 30 процентов до двух.

Хранение небольших ресурсов пресной воды — еще один важный для страны вопрос. В 2010-м Катар имел запас воды всего на 48 часов на случай чрезвычайных ситуаций. Именно это побудило государственное предприятие водоснабжения Qatar General Electricity & Water Corporation (Kahramaa) инвестировать в мощности по хранению питьевой воды. Чтобы увеличить емкость хранилища, начат проект по возведению мегаводохранилища. Первая фаза (2015 год) была направлена на строительство 24 больших бетонных резервуаров для хранения семидневного запаса питьевой воды. Это позволит удовлетворить ожидаемый спрос на воду к 2026-му. Второй этап обеспечит семидневное ее хранение для прогнозируемого спроса в 2036 году.

Мегарезервуары расположены в ключевых стратегических точках вдоль Национального коммунального коридора Катара. Построены взаимосвязанной сетью с полностью автоматизированными насосными станциями, чтобы повысить безопасность, аварийность и надежность системы, которая имеет круглосуточное снабжение, расширенный охват и непрерывный поток воды, соответствующий стандартам ВОЗ.

Учитывая вышеизложенное, а также в целях решения проблемы совершенствования правовых основ в части использования водных ресурсов в условиях сокращения их объемов в Узбекистане рекомендуется изучить опыт Сингапура и Катара по разработке стратегии и поиску инновационных идей по развитию потенциала и обеспечению устойчивого снабжения водой.

А.Бобокулов
ведущий научный сотрудник сектора
законодательства в социальной сфере