Два года назад была принята Конституция в новой редакции, ставшая основой государственного устройства и политической системы Узбекистана и определившая вектор дальнейшего развития.
Для эффективного претворения в жизнь ее норм Указом главы государства «О первоочередных мерах по реализации Конституции Республики Узбекистан в новой редакции» от 8 мая 2023 года Институт законодательства и правовой политики при Президенте стал ответственным за информационно-аналитическое, научное и экспертное сопровождение этого процесса.

В рамках исполнения стратегического поручения институт занимается многоплановой работой. Проводит научную и юридическую экспертизу проектов нормативно-правовых актов на предмет соответствия Конституции. Осуществляет мониторинг применения конституционных норм, особенно в судебных и правоохранительных органах. Координирует разработку учебных программ и пособий, основанных на новой редакции Конституции.
Эти задачи охватывают ключевые направления конституционного строительства и правового развития Нового Узбекистана.

За первое полугодие институт осуществил научно-правовую экспертизу более 130 законов, законопроектов и других актов.
Внимание уделяется внедрению в правоприменительную практику новых институтов, предусмотренных Основным законом. Их успешное развитие требует осмысления, методологической проработки и определения четких механизмов реализации и адаптации существующих процедур.

Иллюстрацией возникающих вопросов может служить институт соразмерности, закрепленный в статье 20 обновленной Конституции. Данная норма прямо устанавливает, что меры правового воздействия на человека, применяемые госорганами, должны основываться на принципе соразмерности и быть достаточными для достижения целей, предусмотренных законами.

При реализации принципа соразмерности в законодательстве разработчики сталкиваются с проблемами, связанными с недостаточным анализом его трехступенчатой структуры (допустимость — необходимость — баланс), что влияет на законодательное структурирование. К основным факторам, влияющим на этот подход, можно отнести стремление к простоте регулирования, где фиксированные санкции упрощают работу правоохранительных органов и судов, минимизируя усмотрение. Имеются определенные сомнения в готовности правоприменительной системы.

Существует мнение, что не все судьи и правоохранители располагают достаточной практикой для применения более гибких санкций, требующих детальной оценки обстоятельств конкретного дела с точки зрения принципа соразмерности. Нужно принять во внимание и осторожность в отношении объема судейского усмотрения с целью ограничить свободную интерпретацию и закрепить меры воздействия в законе.

Эти факторы приводят к разрыву между конституционным замыслом принципа соразмерности и его практической реализацией в законодательстве и правоприменении.
Один из важных аспектов методологического осмысления — вопрос полноты нормативного регулирования. Пробелы в законодательстве могут создавать трудности для единства правового пространства, снижать эффективность регулирования и затруднять достижение справедливого порядка. Неопределенные нормы не всегда выполняют свою функцию, оставляя место для вариативного толкования.

Эта проблема становится особенно актуальной при включении формулировок в законодательство без детальной проработки механизмов их реализации. Без конкретизации в отраслевом законодательстве нормы, к которым относятся отдельные положения Конституции Республики Узбекистан, рискуют остаться декларативными, что затруднит их практическое применение.

Эффективная реализация положений обновленной Конституции требует совершенствования правовых механизмов и разработки методологической базы, активного участия научного сообщества и конструктивного диалога между государственными институтами и гражданским обществом.

Методологический вакуум, возникающий из-за недостаточной детализации механизмов реализации конституционных принципов, препятствует внедрению новелл в правоприменительную практику. Это связано с ограниченной проработкой реализационных механизмов на стадии нормотворчества, что требует времени и экспертизы, но не всегда возможно в условиях сжатых сроков и интенсивных законодательных планов.

Анализ реализации принципа соразмерности выявил противоречие между гибким подходом, предусмотренным Конституцией, и практикой применения фиксированных санкций, ограничивающих судейское усмотрение и перекладывающих ответственность на законодателя. Для преодоления этого разрыва и обеспечения верховенства Конституции целесообразно рассмотреть меры по следующим направлениям.

Первое — провести комплексный анализ действующего законодательства для выявления норм, предусматривающих фиксированные санкции или не учитывающих индивидуальные обстоятельства правонарушений.

Второе — закрепить в законодательстве требование, чтобы при назначении наказания суд или правоприменительный орган отражал в мотивированной части решения прохождение трех-ступенчатого теста соразмерности. Также рекомендуется разработать методические рекомендации для судей и ввести экспертную оценку соразмерности.

Третье — на стадии концепции законопроекта или его технико-юридической экспертизы необходимо предусматривать детальное описание механизмов реализации каждой нормы, основанной на положениях Конституции. Наличие такого пакета позволит повысить качество будущего регулирования.

Четвертое — важно учитывать временные и экспертные ресурсы для качественной проработки сложных проектов. Для этого законодательная программа должна предусматривать приоритезацию и реалистичные сроки, что снизит риск пробелов из-за поспешности.

Пятое — целесообразно предусмотреть полномочия Конституционного суда по проверке законов на соответствие Конституции до их подписания Президентом.
Эффективная реализация положений обновленной Конституции требует совершенствования правовых механизмов и разработки методологической базы, активного участия научного сообщества и конструктивного диалога между государственными институтами и гражданским обществом.

Гульчехра МАЛИКОВА, главный научный сотрудник
Института законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан доктор юридических наук, профессор
.