Конституция Республики Узбекистан, принятая по итогам всенародного референдума ровно год назад – 30 апреля 2023 года, определила вектор развития страны на многие десятилетия вперёд. Обновленный Основной закон, по признанию авторитетных международных экспертов, способствует упрочению государственной независимости нашей страны, ее международного авторитета, формированию благоприятного внешнего окружения, укреплению дружественных и взаимовыгодных политических и экономических отношений Узбекистана со всеми заинтересованными в этом государствами и международными организациями.

Новеллой Конституции стала 18-я статья, которая гласит: «Республика Узбекистан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями». Эту конституционную норму продиктовала сама внешнеполитическая стратегия республики, которая обрела новые акценты в сфере налаживания политических связей, взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, привлечения иностранных инвестиций, активного взаимодействия в сфере культурно-гуманитарных обменов и межрегиональной кооперации, прежде всего с соседними государствами, на основе равноправия, взаимной поддержки, мира и согласия.

В условиях непредсказуемой глобальной обстановки межрегиональное сотрудничество стран Центральной Азии, их объединенный голос в международных организациях, и прежде всего в ООН, регулярные Консультативные встречи глав центральноазиатских государств, встречи лидеров и министров иностранных дел в формате ЦА+ стали востребованной площадкой совместного сотрудничества и взаимного диалога на благо мира, согласия и процветания региона. Можно сказать, что эволюция широкого приграничного сотрудничества и конструктивные решения пограничных вопросов Узбекистана с соседями является показателем динамики интенсивности развития центральноазиатского сотрудничества, включая межрегиональное сотрудничество между областями и городами, которые является логическим продолжением внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности нашего государства. Это вполне объяснимо, так как люди на приграничных территориях веками жили по соседству, лучше знают друг друга, между ними сложились тесные родственные и дружеские связи.

По мнению ведущих экспертов, «процветание Узбекистана неразрывно связано с устойчивым развитием Центральной Азии. В этом контексте Узбекистан выступает за превращение нашего региона в один из важных центров экономического роста и инвестиционной активности, неотъемлемое звено межрегиональной взаимосвязанности и глобальной цепочки добавленной стоимости. А в Стратегии «Узбекистан–2030» определены задачи по укреплению в обществе атмосферы межнационального согласия и развитию дружеских связей с зарубежными странами, включая сотрудничество между регионами (побратимские связи).

Первые формальные попытки развивать сотрудничество между городами, т.е. «городскую дипломатию» между разными странами начали в XIX веке. В те времена в дипломатию была вовлечена маленькая группа городов и только на рубеже тысячелетий это стало гораздо более распространённым. В 1957 году представители городов-побратимов создали Всемирную федерацию породнённых городов (ВФПГ), затем ВФПГ вошла  в международную организацию «Объединённые города и местные власти» (ОГМВ), штаб-квартира этой организации находится в Барселоне. Членами ОГМВ являются 141 из 191 стран-участниц ООН. ОГМВ — единственная организации местных властей, аффилированная с ООН.

Международные связи регионов, как правило, не включают в себя политические, дипломатические, консульские, военные связи, которые являются прерогативой государства. Они осуществляются в области экономики, науки, техники, экологии, культуры, образования. Партнерами регионов на международной арене могут быть регионы зарубежных стран, зарубежные юридические и физические лица. Вступать в международные связи регионы могут только с разрешения государства, которое наделяет их соответствующими полномочиями.

Основополагающее правовое регулирование межрегионального сотрудничества предусмотрены в Конституции, в законодательстве в области внешнеполитической деятельности, международных договорах Республики Узбекистан. Межгосударственные договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, межправительственные соглашения о межрегиональном сотрудничестве, соглашения между административно-территориальными единицами о партнерстве и сотрудничестве напрямую затрагивают правовые аспекты кооперационных связей. Договор между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, скрепил норму о сотрудничестве между административно-территориальными субъектами двух государств.

В Соглашении о партнёрстве и сотрудничестве между Узбекистаном и Европейским союзом особое внимание придается мероприятиям, направленным на поддержание и развитие регионального сотрудничества.

В целях эффективного решения приоритетных вопросов узбекско-кыргызского двустороннего сотрудничества и вывода отношений между двумя странами на качественно новый уровень 6 сентября 2017 года правительства двух стран учредили Совет глав администраций хокимов приграничных областей Республики Узбекистан и полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в приграничных областях под патронажем премьер-министров двух стран.

Республика Узбекистан заключила соглашения о межрегиональном сотрудничестве с соседними государствами, Азербайджанской Республикой, Республикой Беларусь, Венгрией, Российской Федерацией и другими странами. Эти соглашения о межрегиональном сотрудничестве предусматривают положение о том что регионы и их компетентные органы, в соответствии с законодательством своих государств и международными договорами, участниками которых являются их государства, способствуют расширению и развитию взаимовыгодного межрегионального сотрудничества в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, в областях сельского хозяйства, здравоохранения, туризма и охраны окружающей среды, а также в других направлениях.

Плодотворной площадкой межрегионального сотрудничества стали форумы между регионами. На этих форумах регионы нашей страны представляют здесь свои товары, а по итогам B2B и G2B-встреч подписываются пакеты торговых и инвестиционных соглашений. В рамках подобных мероприятий организуются выставки товаров, произведенных в разных регионах Узбекистана. На сегодня Узбекистан провел два форума с Белоруссией, один — с Китаем, три — с Россией.

Следует отметить, что встречи представителей регионов Узбекистана с зарубежными партнерами проходят на регулярной основе и нацелены на достижение конкретных практических результатов по укреплению двусторонних связей в сфере торговли и экономики, способствуют развитию промышленной и сельскохозяйственной кооперации.

Важными результатами двустороннего взаимодействия является правовое оформление отношений побратимских связей между областями (городами) Узбекистана и зарубежных государств. За последние два года соглашения о партнерстве и сотрудничестве заключили столичные города Ташкент и Доха (Катар), Ташкент и Минск (Беларусь), Бухарская область и иранская провинция Хамадан. Такие связи установлены также между регионами Узбекистана и КНР: город Самарканд и город Циндао, Ташкентская область – Синьцзян-Уйгурский автономный район, Сырдарьинская область — провинция Шэньси.

Узбекистан активно взаимодействует в Совете по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств. По данным Исполнительного комитета СНГ, наша страна заключила окола ста соглашений между регионами Узбекистана и регионами стран Содружества.

Как видно, за годы государственной независимости Узбекистан уверенно развивает и имеет солидный  договорно-правовую базу в сфере межрегионального сотрудничества, опирающиеся на Конституцию и общепризнанные принципы и нормы  международного права. Они являются важным звеном межгосударственных отношений и свидетельством миролюбивой политики нашего государства.

Заведующий сектором
анализа законодательства в экономической сфере
Д.ю.н., К.К.Рашидов