Вопросы достижения гендерного равенства, обеспечения прав, свобод и законных интересов женщин, усиление их роли в общественной и государственной жизни оказывают неоспоримое влияние на осуществление государственной политики.

Национальное законодательство в сфере защиты прав женщин основывается на гарантиях равноправия по признаку пола, определенных международными нормативно-правовыми документами. Основной закон страны содержит статью, определяющую равноправие женщин и мужчин (ст. 56). Более того, в Конституции установлено обязательство государства обеспечивать равенство прав и возможностей женщин и мужчин в управлении делами общества и государства, а также в других сферах общественной и государственной жизни.

За последние пять лет принято больше двух десятков законодательных актов в этой сфере, в том числе 2 закона, 6 указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, 17 постановлений правительства.

В соответствии с национальными Целями устойчивого развития разработана и принята Стратегия достижения гендерного равенства в Узбекистане до 2030 года, направленная на обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин в социальной, экономической и политической сферах.

Вопросы гендерного равноправия тесно вплетены в процессы политических преобразований, осуществляемых в стране, благодаря чему женщины все активнее принимают участие в политических процессах в качестве депутатов парламента, членов политических партий и государственных служащих, занимая руководящие должности. Доля женщин среди депутатов парламента и местных органов власти постепенно повышается. Показатель количественного роста женского представительства практически на всех уровнях политического управления обеспечил Узбекистану место в числе топ-50 стран из 190. Национальное избирательное законодательство установило 40-процентную квоту для женщин при выдвижении кандидатов в депутаты от политических партий.

Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы, утвержденная указом Президента Республики Узбекистан, включила в себя цели и задачи по поддержке женщин и дальнейшему повышению их активности в жизни общества. Усиление системы поддержки женщин, обеспечение их прав и законных интересов, повышение социальной, экономической, политической активности женщин и обеспечение гендерного равенства определены в качестве цели 25 в Стратегии «Узбекистан-2030». В рамках установленных задач предусмотрены меры по повышению социально-политической активности женщин, продолжение реализации реформ по их поддержке. Кроме того, в целях достижения Целей устойчивого развития ООН на период до 2030 года Узбекистан определил первоочередные задачи, которые направлены на обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек. В соответствии с задачами к 2030 году необходимо повсеместно ликвидировать все формы дискриминации в отношении женщин и девочек, обеспечить гендерное равенство, всестороннее и эффективное участие женщин и равные для них возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политико-правовой, социально-экономической и культурногуманитарной жизни. Кроме того, ЦУР предусматривают наиболее полное внедрение принципов гендерного равенства в процесс принятия государственных программ на разных уровнях управления.

В этом направлении приняты принципиальные меры, в том числе правового характера, свидетельствующие о твердом намерении Узбекистана следовать международным договорам, предусматривающим правовую, социальную и экономическую защиту женщин от любых форм дискриминации и притеснений. Приняты гендерно ориентированные законы, в числе которых Закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», предусматривающий нормы и положения, устанавливающие гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере государственной службы. Так, статьей 16 указанного закона гарантируется создание условий для участия лиц разного пола в управлении государством путем обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере государственной службы. При принятии на государственную службу и в период ее прохождения не допускается прямая и косвенная дискриминация по признаку пола. При этом разрешается применение временных специальных мер по обеспечению реализации гендерной политики на государственной службе, предусматривающих установление системы квотирования на замещение должностей служащими одного пола. Квота вводится как временная мера и может быть отменена по мере достижения сбалансированного представительства женщин и мужчин в государственных органах. Так, в государственных учреждениях, в которых государственная доля превышает 50 процентов уставного капитала, должность одного из заместителей руководителя должна занимать женщина. В настоящее время руководящие позиции на разных уровнях в органах государственного управления занимают более 2 000 женщин.

Согласно Закону «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», при формировании кадрового резерва на должности руководителей государственных органов необходимо соблюдать равноправие женщин и мужчин. При этом обязанность по обеспечению равноправия при принятии женщин и мужчин на государственную службу в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой возложена на руководителей государственных органов и соответствующие должностные лица. Обязанность по обеспечению равных прав в доступе к государственной службе реализуется путем обеспечения равного доступа женщин и мужчин к конкурсам на замещение должностей государственной службы (ст. 17 закона). На кадровые службы государственных органов возложена обязанность предоставления конкурсным комиссиям не только сведений об образовании и профессиональной подготовке лиц, участвующих в конкурсе, но и данных о соотношении числа работающих женщин и мужчин на соответствующих должностях государственной службы. Аналогичные сведения предоставляются кадровыми службами государственных органов при решении вопросов аттестации, продвижения по службе государственных служащих для принятия мер по обеспечению равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

Отдельные гарантии равных прав и возможностей предусмотрены законодательством при реализации избирательных прав, которые выражаются в предоставлении равных прав избирать и быть избранными в представительные органы власти, а также в формировании избирательных комиссий всех уровней, в составе которых должен соблюдаться количественный паритет.

Эти же вопросы в силу их огромного значения в деле формирования женщинлидеров Узбекистана предусмотрены еще в одном стратегическом документе нашей страны — в Стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года. В принятой стратегии наряду с позитивными сдвигами и достижениями в сфере гендерного равенства отражены имеющиеся проблемы и пути решения этих проблем. В числе первых приоритетных направлений реализации стратегии обозначены обеспечение реализации равных избирательных прав и обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин в сфере государственной службы. Необходимо отметить, что гендерная стратегия Узбекистана содержит специальные индикаторы, с помощью которых предлагает направления и пути решения имеющихся проблем в деле достижения гендерного равенства. Принятая гендерная стратегия была высоко оценена международными специалистами, и отмечено, что в результате реализации данной стратегии в Узбекистане появится больше женщин-лидеров, обеспечится стабильное социально-экономическое развитие, будут созданы новые возможности, особенно для девушек — нынешних и будущих лидеров, их потенциал будет реализован, в обществе сформируется культура здорового образа жизни.

Национальное законодательство о гендерном равенстве является важной основой для обеспечения прав женщин и их участия в политической жизни в регионе в соответствии с требованиями международных соглашений, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), Пекинская декларация и Платформа действий.

В Узбекистане законодательные меры по запрету дискриминации женщин установлены в самых разных сферах, особенно таких, как образование и занятость.

Так, в сфере образования выделены специальные квоты на получение высшего образования по гранту, благодаря чему ежегодно 2 000 девушек и женщин из малообеспеченных семей поступают в высшие учебные заведения. Такие же квоты установлены для продолжения обучения женщин в докторантуре. На основании рекомендации Комитета семьи и женщин 500 женщин, имеющих более пяти лет стажа по специальности, поступают в вузы по контракту. Для обучения в магистратуре девушек и женщин из Государственного бюджета ежегодно выделяется 200 млрд сумов в целях компенсации сумм контракта. Начиная с 2023/2024 учебного года все девушки, обучающиеся по контракту в колледжах и техникумах по специальностям сфер строительства, транспорта, коммунального хозяйства и сферы услуг, переведены на грант. Благодаря этим мерам на сегодняшний день доля девушек в высших учебных заведениях выросла до 49 процентов. Для сравнения в 2017 году этот показатель составлял 37 процентов.

Наряду с образованием сфера труда имеет огромное значение в жизни женщин. Гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин в трудовых отношениях, предоставленные законом и Трудовым кодексом, касаются практически всех аспектов трудовой деятельности. При этом трудовое законодательство возложило целый ряд обязательств, направленных на обеспечение: –– равных возможностей для женщин и мужчин при найме на работу;

– равной заработной платы (вознаграждение) для женщин и мужчин за равный труд и равный подход к оценке качества работы женщин и мужчин; равные возможности при продвижении по службе, переподготовке и повышении квалификации;

– равенство прав женщин и мужчин при прекращении трудового договора;

– внедрение и развитие практики социальной защиты и поддержки семьи, доступной для женщин и мужчин, имеющих детей, создание благоприятных условий труда для беременных и кормящих женщин;

– безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение жизнедеятельности и здоровья женщин и мужчин, в том числе сохранение репродуктивной функции;

– недопущение неприемлемого обращения, приводящего к унижению достоинства лиц в трудовых отношениях или созданию дискриминирующих условий труда;

– равные условия женщинам и мужчинам для совмещения трудовой деятельности, участия в общественной жизни с семейными обязанностями, в том числе посредством создания и расширения сети учреждений по уходу за детьми, предоставляющей возможности трудиться.

Так, количество организаций дошкольного образования с 2017 года увеличилось втрое, в результате чего их общее число превысило 18 тысяч. Эти меры позволили повысить уровень охвата дошкольным образованием с 27 процентов в 2016 году до более 60 в 2022-м. Предполагается, что в 2024 году уровень охвата детей дошкольным образованием увеличится до 76 процентов. При этом благодаря внедрению системы помощи малоимущим семьям последние освобождены от уплаты содержания детей в детских садах.

Таким образом, переход на принципиально новые гендерные подходы в системе демократического управления дал возможность противодействовать гендерным стереотипам, помогая изменить отношение общества к участию женщин в политической и социальной жизни страны.

Г. Саттарова
Главный научный сотрудник
Сектора законодательства в социальной сфере
Института законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан