Конституционно-правовое и политическое кредо современного Узбекистана – светское государство. Понятие светскости впервые появилось в Европе. Оно означает, что представители религиозных объединений не могут вмешиваться в дела государства, а государство не вмешивается во внутренние дела церкви.
Несмотря на наличие разных интерпретаций, большинство ученых и экспертов согласно, что светским называется государство, в котором не существует официальной государственной религии, ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.
В светском государстве религия отделена от государственной власти и регулирование правовых отношений осуществляется на основе гражданских норм. Религиозное обучение и воспитание в государственных образовательных учреждениях не допускается, кроме как в факультативном порядке и на основе официального разрешения.
Отношение между государством и религиозными организациями нейтрально, признается свобода религии и атеизма. Последователи той или иной религии и граждане, не исповедующие таковых, равны перед законом, а религиозные догмы и каноны не признаются источником права.
Первой страной, отделившей религию от государства, была Франция. По данным Гарвардского университета, из 188 современных государств, 75 стран признали то или иное вероучение официальным, 113 – не имели государственной религии. При этом ряд государств, придавая официальный статус определенным религиям, провозглашает себя светским (Великобритания, Дания, Норвегия, Египет, Тунис, Бангладеш, Армения).
К сожалению, встречаются примеры попыток превратить моральные и религиозные взгляды в предмет правоотношений. Выявлены факты информационной пропаганды, которые противоречат нашим национальным ценностям, подавляют и ограничивают личные права людей.
В Узбекистане зарегистрировано 16 религиозных конфессий и свыше 2900 религиозных организаций. Преобладающее большинство населения исповедует ислам (около 95 процентов). Христиане и иудеи составляют религиозное меньшинство.
Сущность светского государства закреплена в ряде статей Конституции. Взаимодействие церкви и государства регулируются нормами Закона «О свободе совести и религиозных организациях» от 5 июля 2021 года. В соответствии с ним основной приоритет обеспечения свободы совести – создание равных условий для реализации гражданами своих прав на свободу совести независимо от их отношения к религии без принудительного насаждения религиозных взглядов.
Уполномоченным государственным органом, ответственным за реализацию мер по обеспечению свободы совести, выступает Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Светское государство – это социальный и правовой механизм взаимного гарантирования государственности и вероисповедания, свобод гражданина, человека. Согласно статье 31 Конституции, каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Осуществляя свои права и свободы, граждане не должны наносить ущерб законным интересам, правам и свободам других лиц, государства и общества.
К сожалению, встречаются примеры попыток превратить моральные и религиозные взгляды в предмет правоотношений. Выявлены факты информационной пропаганды, которые противоречат нашим национальным ценностям, подавляют и ограничивают личные права людей.
В частности, наблюдаются случаи субъективной оценки вождения автомобиля женщинами, пропаганды ограничения их прав на свободный выбор деятельности, приостановления деятельности предприятий по производству определенных видов продукции, ограничения продажи (использования) некоторых произведений искусства, являющихся мировыми шедеврами, возбуждения недоверия к другим религиозным взглядам и ненависти к лицам, не исповедующим никакую из религий, а также сомнения в правилах, установленных законами Узбекистана, основанными на принципе секуляризма.
Законодатель исходит из того, что недопустимо, когда определенный слой общества оценивает взгляды, действия и образ жизни других критериями собственной морали и религиозных взглядов. В статье 12 Всеобщей декларации прав человека четко закреплена недопустимость произвольного вмешательства в личную жизнь человека.
В светском государстве религия, хотя и отделена от государства и политики, не отделена от общества. Данная норма имплементирована в национальное законодательство. В частности, статья 25 Конституции гарантирует свободу и личную неприкосновенность, 27-я – право на защиту от вмешательства в частную жизнь.
Принудительное насаждение религиозных взглядов в нашей стране не допускается. Этот строгий и незыблемый конституционный принцип является неизменным.
Б.Исмаилов
заведующий сектором законодательства
в сфере международных отношений
д.ю.н., профессор