По большому счету, несмотря на тот факт, что сфера труда является одной из самых массовых сфер в Республике Узбекистан правовое регулирование отношений в рамках трудового права на сегодняшний остается в нише узкопрофессиональных интересов.

Вместе с тем, сегодня вопросы труда, трудоустройства, защиты
от безработицы, вопросы справедливого вознаграждения, охраны труда
и социальной защиты в сфере труда приобрели политико-правовое значение
в связи с внесенными изменениями в Конституцию Республики Узбекистан. Согласно обновленной Конституции, граждане имеют право не просто
на труд, а на достойный труд. В этой связи конституционная норма о праве
на достойный труд должна затрагивать практически каждую норму Трудового законодательства.

Определяя право граждан на достойный труд в качестве конституционного права, государство, тем самым, установило очень высокую планку и своих обязательств по созданию необходимых условий, в том числе экономических и социальных с тем, чтобы у граждан была возможность реализовать данное конституционное право. Более того, право на достойный труд теперь связано с обязательством государства по сокращению и в итоге ликвидацией бедности в стране.

Президент в своем программном выступлении на 11-ом съезде УзЛиДеП особо остановился на проблемах бедности в стране. Более 5 млн человек живут на сумму, не превышающую 50 долларов в месяц, среди них молодежь составляет 3 млн или 14% населения, 4,5 млн человек живут на сумму не более 100 долларов в месяц.[1]

Предпосылкой состояния бедности как правило, является безработица либо неполная занятость, рабочие места с плохими условиями труда, которые проявляются в виде небезопасного труда и негарантированного дохода. В таких условиях обычным делом является полное отсутствие прав работников, гендерное неравенство, эксплуатация трудящихся-мигрантов, отсутствие представительства и возможностей выражения мнений, отсутствие мер защиты в случае заболевания, инвалидности и старости.

Таким образом, обеспечение реализации права на достойный труд, как направление ликвидации бедности становится одним из приоритетов государственной политики.

 Впервые определение достойному труду было дано в докладе Генерального секретаря МОТ Х.Сомавия на 87-ой сессии МОТ. Достойный труд был представлен в следующей редакции: «Достойный труд – это труд, в котором права трудящихся защищены, который приносит адекватный доход и обеспечивает социальную защищенность. Также достойная работа предполагает достаточный труд в том смысле, что каждый индивид имеет полный и свободный доступ к возможностям зарабатывать и получать доход. Кроме того, соблюдение принципов достойного труда означает новые перспективы с точки зрения экономического и социального развития, новые возможности, при которых занятость, доход и социальная защищенность могут быть достигнуты без компромисса между правами трудящихся и социальными стандартами».[2] Более широкое определение достойного труда приведено в программе МОТ по реализации концепции достойного труда.
В этом документе достойный труд определяется как «труд, который приносит адекватный доход и при этом оставляет время для других сторон жизни, предоставляет надежность семье, уважает права человека, предоставляет право голоса и открывает дорогу социальной интеграции. Достойный труд – это путь, который совмещает экономические и социальные цели». В Докладе «Достойный труд в информационной экономике» Генерального директора МОТ Х.А. Сомавиа достойный труд определяется как «продуктивный труд, при котором уважается достоинство прав человека и обеспечиваются безопасность и защита, а также возможность принимать участие в принятии всех решений, которые могут повлиять на деятельность трудящихся».[3]

Обязательства всех государств – членов МОТ, вытекающие из Программы достойного труда, нужно рассматривать как важную составляющую парадигмы правового регулирования достойного труда. Так, страны – члены МОТ обязуются проводить политику, направленную на решение четырех стратегических задач, к которым отнесены: 1) содействие полной и продуктивной занятости путем формирования стабильной институциональной и экономической среды; 2) разработка и расширение мер социальной защиты – социального обеспечения и защиты работников, – которые носили бы устойчивый характер и отвечали национальным условиям; 3) содействие социальному диалогу и трипартизму как надлежащему способу путем повышения эффективности трудового законодательства и трудовых институтов, в том числе в отношении признания трудового правоотношения, содействия нормальным трудовым отношениям и создания эффективно действующих систем инспекции труда; 4) соблюдение, содействие и реализация основополагающих принципов и прав в сфере труда, которые имеют особую важность и как основополагающие права, и как благоприятные условия, необходимые для всеобъемлющего решения всех стратегических задач.

Для Республики Узбекистан выполнение этих задач являются условием социально-экономического процветания страны. В Республике в целом сформирована законодательная база, направленная на решение поставленных проблем. Отметим, что национальное законодательство, в первую очередь, опирается на Конституцию страны, как основного гаранта дальнейшего обеспечения социальной справедливости, законности и благосостояния человека и общества.

В статьях 42-45 обновленной Конституции определены основные принципы государственной политики в сфере достойного труда и занятости. И выражаются они в законодательном закреплении и гарантировании прав человека на свободный выбор работы, государственном содействии в обеспечении занятости, предоставлении социальных гарантий в сфере занятости, защите населения, особенно молодежи, от безработицы. Важнейшим приоритетом правовой политики в этой сфере является также поддержание и поощрение трудовой и предпринимательской инициативы людей, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду, обеспечивающему достойные условия труда и жизни. На уровне Конституции теперь регулируется право граждан на свободный выбор профессии и рода деятельности, благоприятные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на справедливое вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу, увольнять с работы и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием ребенка. (ст.42) Запрещается принудительный труд, любые формы детского труда, представляющие угрозу здоровью, безопасности, нравственности, умственному и физическому развитию ребенка, в том числе препятствующие ему получать образование. (Ст. 44) Каждый имеет право на отдых, который гарантируется ограничением продолжительности рабочего времени, обязательным установлением выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного трудового отпуска (ст.45), а также на социальное обеспечение, в том числе в период безработицы. При этом размеры видов социальной помощи, установленных законом, не могут быть ниже официально установленных минимальных потребительских расходов. (ст.46)

28 октября 2022 года принят новый Трудовой кодекс, который вобрал в себя самые прогрессивные нормы, регулирующие практически все элементы, поставленные в основу парадигмы достойного труда – занятость, социальное партнерство, права в сфере труда и социальную защиту работников.

 Рассмотрим состояние их правового регулирования в Республике Узбекистан.

 Занятость.

Так, вопросы занятости и трудоустройства нашли свое законодательное закрепление в законе Республики Узбекистан «О занятости населения» и выражаются они в гарантировании прав граждан на свободный выбор работы, государственном содействии в обеспечении занятости, предоставлении социальных гарантий в сфере занятости, защите населения, особенно молодежи, от безработицы. Важнейшим приоритетом правовой политики в этой сфере является также поддержание и поощрение трудовой и предпринимательской инициативы людей, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду, обеспечивающему достойные условия труда и жизни. Вместе с тем, в этой сфере существует проблемы, которые еще ждут своего решения. Так, необходимо признать, что имеющиеся в стране органы по трудоустройству не отвечают современным требованиям рынка труда, не укомплектованы должными специалистами, и рассчитаны на удовлетворение потребности в трудоустройстве в основном лиц, не имеющих квалификации, стажа, навыков и т.п. В свою очередь, частные агентства занятости, имеющие широкую базу данных вакансий для специалистов с высшим образованием, стажем и профессиональными навыками, не обладают полнотой полномочий государственных органов занятости, в том числе, назначать пособия по безработице временно оставшимся без работы. Курсы обучения, предлагаемые государством для повышения квалификации или получения новой специальности, рассчитаны только на рабочие профессии. Но даже если эти профессии называются «востребованными на рынке труда», для специалистов с высшим образованием они не могут удовлетворить их интересы, а тем более «открыть новые перспективы экономического и духовного развития». Административные реформы, проводимые у нас в стране, показали всю остроту данной проблемы.

Цели устойчивого развития, принятые Узбекистаном, являются достаточно амбициозными. Так, к 2030 году необходимо обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех женщин и мужчин, в том числе молодых людей и инвалидов, и равную оплату за труд равной ценности. К сожалению, отсутствуют статистические данные и показатели по достижению цели 8.6. «К 2020 году существенно сократить долю молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков».

Социальное партнерство.

В развитие системы социального партнерства в Республике создана трехсторонняя комиссия по социально-трудовым вопросам, в состав которой вошли представители правительства Узбекистана, Федерации профсоюзов, и республиканских объединений работодателей, основными задачами которой наряду с другими являются:

проведение консультаций и согласование позиций по вопросам обеспечения реализации социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых прав, экономических и социальных интересов работников и работодателей, повышение уровня жизни населения;

обеспечение конструктивного сотрудничества на основе взаимного учета позиций, прав и интересов;

содействие коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений путем заключения генерального соглашения и контроля хода его реализации.

Вместе с тем, отдельные авторы отмечают неравное положение социальных партнеров. Так, несмотря на, что по трудовому законодательству правосубъектностью обладают все стороны отношений социального партнерства, однако объём этой правосубъектности и основания её возникновения различны. Вопрос правосубъектности Конфедерации, как субъекта трудового права до сих пор остаётся открытым.[4]

 Республиканской трехсторонней комиссией по социально-трудовым вопросам при активной поддержке МОТ была разработана п принята Страновая программа по достойному труду на 2021-2025 годы. Надо отметить, что принятие такой программы показало свою полезность. Диалог и сотрудничество МОТ значительно расширился, выйдя за рамки тематики принудительного и детского труда в хлопковом секторе, благодаря чему, удалось определить новые цели, рассчитанные на продвижение социального диалога и достойной занятости, улучшение условий труда, достижение гендерного равенства и расширение социальной защиты. (Страновая программа по достойному труду на 2014-2016 годы (была продлена до конца 2020 года)

 Вместе с тем, Страновая программа не охватывает весь комплекс вопросов, включенных в повестку программы достойного труда. А те вопросы охраны труда, на которых программа предлагает остановиться, постоянно активно прорабатываются и профсоюзами и Государственной трудовой технической инспекцией Министерства занятости и бедности Республики Узбекистан. Еще предстоит разработка сбалансированной стратегии, учитывающей все четыре стратегические задачи, а также аспекты гендерного равенства и недопущения дискриминации в качестве сквозных вопросов.

Социальная защита работников

Вопросы социальной защиты работников законодательно регламентированы в Трудовом кодексе Республики Узбекистан. Кодекс может похвастаться большим количеством льготных норм, направленных на социальную защиту работников, а именно несовершеннолетних, женщин, работников-лиц с инвалидностью, одиноких родителей, потерявших работу, работников, страдающих профессиональными, социально значимыми заболеваниями, участников военных действий, ликвидации последствий аварий и т.д. Льготы, в основном, касаются сохранения рабочего места и заработной платы, предоставления сокращенного рабочего времени и многочисленных периодов отдыха.

Несмотря на обилие льготных норм, еще рано говорить о полной защищенности работников. Огромное количество льгот может привести к тому, что работодатель, не заинтересованный в их предоставлении за свой счет, может просто отказаться под различными предлогами даже трудоустраивать данные категории лиц. Дело в том, что льготы работникам никак не подкреплены ответными льготами для работодателей, за исключением использования труда лиц с инвалидностью.

Для выплаты пособия по беременности и родам женщинам, работающим у работодателей-внебюджетных организациях, создан специальный Фонд социального страхования, но финансируется он, в основном, за счет бюджета, что не соответствует юридической природе социального страхования.

Кроме того, социальное обеспечение работников срочно нуждается пересмотре. К сожалению, в силу отсутствия социального пенсионного страхования, которое помогло бы полностью учитывать заработок работника для начисления пенсии, а также ограничений в исчислении заработка для начисления пенсии, работник, прилично зарабатывавший в период работы, после выхода на пенсию, автоматически переходит в категорию бедного населения. Практически во всех странах мира, где действуют пенсионные системы, созданы фонды профессионального социального страхования с участием самих работников. У нас в стране, страхование осуществляется только от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, что необходимо признать недостаточным для обеспечения достойного уровня жизни работников после окончания трудовой деятельности.

Трудовые права работников

Конституция Республики Узбекистан запретила применение принудительного и детского труда, ее нормы получили свою конкретизацию в новом Трудовом кодексе и других законодательных актах. Вместе с тем, вопросы принудительного труда пока что касаются только детей. Мы, к сожалению, не в состоянии определить положение работников в условиях дефицита достойного труда. Отсутствие национальных параметров определения достойного труда значительно затрудняют оценку состояния. К сожалению, на практике сложилась такая ситуация, когда высокая заработная плата компенсирует все остальные трудовые права работников: на ограничение рабочего времени, на отдых, на здоровье, на досуг, на повышение квалификации и др.

Гендерная экспертиза, проведение которой значительно осложнено различными требованиями и условиями, – нововведение, которое неохотно применяется к законам и законопроектам. По этой причине национальное законодательство, в том числе, трудовое, которое в целом считается гендерно нейтральным, таит в себе опасность скрытой дискриминации, которую еще предстоит выявить.

В сфере труда остаются проблемы, связанные с современным рабством и торговлей людьми, особенно в отношении трудовых мигрантов. В республике официально признано наличие неформальной занятости, которая поглотила более 50 процентов работающих.

 Достойный труд жизненно важен для всех сторон и субъектов социально-трудовых отношений. В отношении работников реализация программ достойного труда обеспечивает доступ к рабочим местам и производительную занятость. Последнее, в свою очередь, является ключом к решению стратегических проблем бедности трудящихся и последовательному повышению качества трудовой жизни. Для работодателей реализация достойного труда является обязательным условием выполнения миссии организации. Достойный труд имеет решающее значение для получения конкурентных преимуществ и обеспечения устойчивого экономического развития. Для государства и общества утверждение принципов достойного труда создает прочную экономическую основу социальной политики и одновременно сильную социальную направленность экономической политики.

Г.Саттарова, к.ю.н. Главный научный сотрудник

Институт законодательства и правовой политики

при Президенте Республики Узбекистан


[1] «Бизнинг мақсадимиз аниқ ва ўзгармасдир – демократик давлат ва фуқаролик жамияти қуриш йўлини янада қатъий давом эттирамиз» речь кандидата в Президенты Республики Узбекистан на 11-ом съезде Движения предпринимателей и деловых людей– Либерально-демократической партии Узбекистана
8 мая 2023г. /https://uzlidep.uz/news-of-party/14426

[2] ILO.1999a. Report of the Director-General: Decent work International Labor Conference, 87th Session, Geneva, 1999. URL: http:// www.ilo.org/public/english/bureau/dgo/speeches/ somavia/1999/seattle.htm.

[3] Международная организация труда: конвенции, документы, материалы : справочное пособие / под ред. З.С. Богатыренко. Москва : Дело и сервис. 2011. 752 с.

[4] Н.Сапарниязов. Правовой статус конфедерации работодателей в сфере социального партнерства по законодательству Республики Узбекистан/