Мировой опыт передовых экономик свидетельствует о приоритетной роли частной собственности, которая выражает те глубинные общественные отношения, которые оказывают влияние на все стороны жизнедеятельности личности, общества и государства. Именно на отношениях собственности основывается вся политическая и экономическая система государств.
Проблемы осуществления и защиты права собственности всегда и во все времена являлись наиболее важными и самыми дискуссионными вопросами наций и народностей. От степени их осуществления и защиты зависели существование, развитие человеческого общества, его устойчивость и благополучие.
Вместе с тем гарантирование прав и интересов граждан, создание действенных механизмов их осуществления и защиты в случае нарушения выступают первостепенными задачами укрепления законности в государстве и служат идее построения правового демократического государства, сильного гражданского общества.
Вот почему важными предпосылками для достижения указанных целей являются создание со стороны государства необходимых, достаточных и реальных гарантий для собственника, позволяющих ему беспрепятственно воспользоваться правомочиями владения, пользования и распоряжения своей собственностью без установления ограничений и вмешательств извне, ведь «права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации»[1].
Как отметил Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев, «Создаем необходимые условия для того, чтобы наши люди обретали профессии, имели еще больше возможностей для открытия своего бизнеса, становились собственниками и получали доходы»[2].
В этой связи, защита права собственности, наделение собственников соответствующими организационно-правовыми гарантиями их осуществления является одним из приоритетных направлений развития нашего государства.
Для достижения этих целей, государство стремится в том числе путем принятия необходимых актов законодательства установления и закрепления реальных возможностей осуществления и защиты права собственности, обеспечения неприкосновенности частной собственности защитить права и законные интересы правообладателей имущества.
Важность защиты права частной собственности, её необходимость в формировании и развитии рыночных отношений, становлении Республики Узбекистан в качестве правового демократического государства и формировании сильного гражданского общества признана и закреплена на уровне Основного закона.
Так, согласно статье 53 Конституции частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Кроме того, закрепление в Основном законе обязательства государства гарантировать свободу экономической деятельности и предпринимательства, равноправие и правовую защиту всех форм собственности заложило основу для ускоренного развития права частной собственности.
Безусловно, для осуществления вышеуказанных задач необходимо реальную нашу объективную действительность сопровождать своевременными и достаточными правовывыми нормами, в том числе уголовно-правовыми, которые дают возможность фактической реализации и всесторонней охраны и защиты прав собственников, создают в обществе и государстве атмосферу стабильности, благополучия и процветания.
Актуальность вопроса защиты, необходимость дальнейшего закрепления гарантий осуществления и защиты права собственности, прежде всего права частной собственности, особенно возросла в последние годы стратегического развития нашего государства.
За период обновления и построения нового Узбекистана с 2016 по 2023 годы в сфере защиты права собственности, в том числе интеллектуальной собственности было принято около 50 актов законодательства.
За последние 6 лет в одной только налоговой сфере предоставлено около 1,4 тысячи льгот, с 1 января 2023 года налоговая ставка снижена с 15 до 12%, унифицирована ставка налога с оборота, предоставлены льготы по налогу на прибыль, сокращены сроки проведения камеральной налоговой проверки обоснованности суммы НДС к возмещению с 60 до 30 дней[3].
В результате принятых системных мер, за последние годы наблюдалась положительная динамика развития субъектов предпринимательства, в частности, если в 2019 году количество субъектов малого предпринимательства (без учета фермерских и дехканских хозяйств) составляло 274949 единиц, то в 2020 году их количество составило 341890, в 2021 году – 417244, в 2022 году – 467096, а в 2023 году – 503804 единиц.
При этом удельный вес малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны по итогам 2022 года составил 51,8%. Наибольшая доля в разрезе регионов наблюдалась в Джизакской (78,4% от общего объема валовой добавленной стоимости, созданной в регионе), Сурхандарьинской (76,8%) и Бухарской (74,1%) областях[4].
Потребность постоянной модернизации текущего законодательства в сфере отношений собственности, также непосредственно продиктована вопросами необходимости развития малого бизнеса и частного предпринимательства, от жизнедеятельности которых ожидается также и успешность проводимых реформ в государстве.
Развитие и дальнейшее совершенствование конституционного законодательства в сфере осуществления и защиты права собственности непосредственно также направленно на обеспечение развития, как рыночных отношений, так и экономики государства в целом.
Недаром, Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев отмечая необходимость защиты предпринимательской деятельности и частной собственности, подчеркнул, что «…если народ богат, то и государство будет богатым и сильным»[5].
Как известно, активная инвестиционная политика является важным условием развития экономики государства. С привлечением прямых инвестиций государства стремятся решать различные проблемы в отраслях, сферах экономики. С инвестициями приходят новые технологии, передовой опыт, высококвалифицированные специалисты, ускоренно развивается предпринимательство, создаются новые рабочие места, увеличиваются доходы населения. Для привлечения же иностранных инвестиций необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в стране.
Зарубежные инвесторы до вложения своих капиталов в экономику других государств, также изучают вопросы защиты права собственности по законодательству принимающей стороны, изучают вопросы их исполнения со стороны государственных, судебных органов.
В этой связи, инвестиционная политика государства также нуждается в системном, достаточном уголовно-правовом обеспечении, необходимостью постоянного обновления законодательства, с тем чтобы неприкосновенность прав и интересов собственников всегда соблюдались и никогда не нарушались.
При этом, принимая во внимание тот факт, что право собственности является многоотраслевым и комплексным институтом, полному и беспрепятственному осуществлению и защите права собственности нельзя прийти одними только отраслевыми правовыми гарантиями.
Для достижения этой цели требуется обновление прежде всего положений Основного закона, с тем, чтобы они имея направляющее значение могли получить свое последующее развитие в отраслевых актах законодательства, а также смогли оказать реальное и прямое воздействие на эти отношения.
Поэтому Глава государства отметил, что «министры, и хокимы должны четко понять одну истину: в Узбекистане защитником собственности и инвестиций является не какой-либо хоким или министр, а только Конституция, закон и суд»[6].
По этой причине, закрепление новой конституционной нормы о том, что государство создает условия для развития рыночных отношений и добросовестной конкуренции, гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства придаст новый импульс в развитие предпринимательства и становлению нового класса собственников.
Вместе с тем замена прежней конституционной нормы «Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом» на новую: «Собственник не может быть лишен своего имущества иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных законом, и на основании решения суда» и указание о невозможности лишения права собственности и возможности её лишения только на основание независимой судебной власти является важной гарантий защиты права собственности.
Указанные нововведения позволяют не только пресечь посягательства на чужую собственность со стороны других участников гражданского оборота, в том числе государственных органов, но и дают возможность рассмотреть возникающие споры не в вышестоящем органе государственного органа по принципу «вертикального соподчинения», наоборот в отдельной ветви власти – судебной. А «такой Основной закон, который будет полностью соответствовать задачам построения Нового Узбекистана, послужит будущим поколениям»[7].
Неприкосновенность собственности, пресечение незаконного вмешательства госорганов в имущественные отношения созвучно также целям, указанным в пункте 13 Стратегии развития нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы», предусматривающей в частности усиление гарантий неприкосновенности и защиты частной собственности, неукоснительное обеспечение имущественных прав, в том числе прав на земельный участок, а также определение приоритета частной собственности в качестве основного принципа, в том числе внедрение системы защиты прав лица, которое приобрело недвижимость, опираясь на официальную информацию государственного органа.
Правильность предпринятых мер показывает и судебной практика по рассмотрению дел, связанных с признанием недействительными решения госоргана, а также незаконными действий его должностных лиц, которая свидетельствует, с одной стороны о положительной динамике нарушений государственных органов, его должностных лиц, другой, о возросшем доверии населения к судебным органам.
В частности, если за 2019 год количество рассмотренных административными судами дел составляло 8196 дел, из которых было удовлетворено 5269, то в 2020 году количество дел – 9530 (6326), в 2021 году количество дел – 9236 (5196) и в 2022 году 9215 дел (4645).
Помимо этого, если в 2019 году административных дел, связанных с признанием действия (бездействия) должностных лиц незаконными было рассмотрено 8059, из которых удовлетворено 5873, то в 2020 году – 5536 (3804), в 2021 году – 5259 (2317) и в 2022 году – 4653 (2253)[8].
Актуальность принятия конституционных новелл вытекает также из положения дел в сфере изъятия земельных участков для общественных и государственных нужд. Так, если в течение 2021 года более 3 тыс. собственников было выплачено в качестве компенсации более 1 трлн 37 млрд сумов, то в 2022 году на эти нужды из госбюджета было выделено 500 млрд сумов[9].
Немаловажно отметить, что введение конституционной новеллы, что каждый имеет право на собственность, в том числе на интеллектуальную позволить наиболее полно защитить как материальные, так и нематериальные права и интересы собственника.
Присоединение Республики Узбекистан сразу к двум международным документам, в частности Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 года) и Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 года), а также создание отдельного органа – Агентства по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции свидетельствует о важности охраны и защиты этого права.
Возросший объем гражданского оборота этой сферы также требует дополнительных гарантий защиты интеллектуальной собственности. Так, Агентством интеллектуальной собственности с 2017 года (205) по 2021 году (298) количество зарегистрированных изобретений увеличилось на 69% и составило 1378, а количество действующих патентов на изобретения по состоянию на конец 2021 года составило 1217[10].
Необходимость данной нормы исходит также из анализа судебной практики по экономическим делам, связанным с защитой права на интеллектуальную собственность. Так, за 2018-2022 годы было рассмотрено 221 дел, из которых 137 были удовлетворены. В частности, если в 2018 году было рассмотрено 63 дел, из которых удовлетворено 33, то в 2019 году рассмотрено 29 дел, удовлетворено 18, в 2020 году рассмотрено 33 дел, удовлетворено 19, в 2021 году рассмотрено 37 дел, удовлетворено 18, а в 2022 году рассмотрено 59 дел, удовлетворено 49[11].
Претворение в жизнь конституционных изменений позволят также достичь целей предусмотренных в пункте 21 «Стратегии развития нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы», а именно увеличить объем ВВП на душу населения в 1,6 раза за счет обеспечения роста экономики к 2030 году до 4 тысяч долларов США на душу населения, что создаст предпосылки для вхождения в категорию «государств с доходом выше среднего».
В целом, конституционные нововведения будут служит увеличению доли частного сектора, формированию благоприятной деловой и инвестиционной среды, что даст возможность создавать новые рабочие места, увеличить доходы населения, сократить бедность и в конечном итоге повысить благосостояние народа.
И.о. начальника Сектора законодательства
в сфере общественно-политического развития
Института законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан,
доктор юридических наук, доцент Д.А.Чиниев
[1] Общая теория прав человека /Рук. автор. кол. и отв. ред. Лукашева Е.А. -М.: Норма, 1966. -С.32.
[2] Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана. 20.12.2022. https://president.uz/ru.
[3] Неэффективные льготы должны быть упразднены. https://kun.uz/ru; Как изменятся налоги в 2023 году в Узбекистане. https://www.gazeta.uz/ru/
[4] Количество субъектов малого предпринимательства. https://stat.uz/ru/
[5] Мирзиёев Ш.М. Обеспечение верховенства закона и интересов человека – гарантия развития страны и благополучия народа. – Ташкент: Узбекистан, 2017. – С. 39.
[6] Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана. 20.12.2022. https://president.uz/ru.
[7] Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана. 20.12.2022. https://president.uz/ru.
[8] Из отчета Верховного суда. https://stat.sud.uz/mib.html
[9] В 2021 году собственникам было выплачено за сносы более 1 трлн. https://kun.uz/ru
[10] Годовой отчет за 2021 Агентства по интеллектуальной собственности при Министерстве Юстиции Республики Узбекистан. https://my.ima.uz/uploads/files/yillik_hisobot_2021.pdf
[11] Из отчета Верховного суда. https://stat.sud.uz/iib.html